25. Дьердь Дожа, Вождь Георгий или Георгий Победон

Дьердь Дожа, то есть  Вождь Георгий или Георгий Победоносец

Но почему я считаю, что вожди крестьянских восстаний в Европе (которые шли, согласно традиционной истории, с конца 13-го по начало 16-го века) - это литературные клоны Дьердя Дожи? Почему не Дьердь Дожа - это  литературный клон кого-нибудь из  других крестьянских вождей?
А оттого, что по всей Европе - от Англии до России и Грузии (да даже и до Ливана) - существовал и существует мощный культ святого Георгия Победоносца.

Сравним жизнеописания  Георгия Победоносца и Дьердя Дожи.

1. Начнем с имени. Дьердь - венгерский вариант Георгия. Дожа(венг. D;zsa) - то же самое, что дож (doge), как именовался правитель Венеции.
То есть Дьердь Дожа - это Георгий Вождь.

2.
Святой Георгий – покровитель воинства.
Дьердь Дожа происходил из этнической группы секеев.
"Со времён средневековья секеи известны как отважные воины, игравшие важную роль в венгерской армии".

3
"По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­клети­а­на" (Житие св. Георгия).

В 1513 году папа римский Лев X поручил организацию антиосманского  крестового похода венгерскому епископу Томашу Бакоци. "Руководство  армией было возложено на  рыцаря по имени  Дьердь Дожа ... которого наша старая историография отождествляет с кавалерийским офицером, отличившимся  в пограничных боях (например, при Нандорфехерваре)... он принимал участие в походе Я.Заполяи  против османов  в 1513 году. После этого он оставался в охране Нандорфехервара. Здесь он провел победоносный поединок  28 февраля 1514 года с  османским военачальником Али Эпирским, который уже успел убить многих рыцарей.  За это  король Владислав II  возвел  его  в рыцарское звание и пожаловал во владение  деревню "(Sikl;si Andr;s: A D;zsa-f;le paraszth;bor; jelenkori k;pe, VII T;rt;nettudom;nyi Tal;lkoz;, 18.07. 2014).
Итак, Дьердь Дожа - кавалерийский офицер.

4.
Дьердь Дода возглавил крестьянское восстание, одним из лозунгов которого было освобождение от рабства и  раздел земли в собственность крестьянам.

Упоминания о защите обездоленных и угнетенных и наделении их "богатством" содержатся в молитвенных песнопениях, посвященных св. Георгию:

"Я;ко пле;нных свободи;тель и ни;щих защи;титель"
(Тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4)

"низложив свирепое мучителей ополчение"
(КАНОН ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ, Песнь 1)

"Тихо раздал еси нищим богатство"
(КАНОН ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ (2-Й), Песнь 3)

5.
Казнь Дьердя Дожи была издевательством над "крестьянским царем".

В молитвенных песнопениях, посвященных св. Георгию, есть упоминания о его царских
регалиях - диадеме, скипетре, багрянице. Напомним также, что "венценосный" - это эпитет монарха.

"Боже;ственнаго и венцено;снаго великому;ченика Христо;ва Гео;ргия"
(Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его, глас 2)

"Венцем разумным различно украшен, и Царствия диадимою, и скиптром удобрен, и багряницею обложен, твоею обагрен кровию, блаженне, сцарствуеши Царю сил"
(КАНОН ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ Песнь 8)

5
"им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям.... му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му" (Житие св. Георгия).

О жестокой казни Дьердя Дожи мы уже писали.

6.
День Георгия Победоносца - 23 апреля.

23 апреля 1514 года - в этот день Дьердь Дожа был назначен предводителем крестового похода.


Отчего культ царя-воина, защитника угнетенных Дьердя Дожи в виде Георгия Победоносца распространился по всей Европе?
Оттого, что он был первый, кто провозгласил равенство всех людей.


Рецензии