Цудахарское вольное общество 19 век. Скотоводство

Второй основной отраслью хозяйства в Цудахарском союзе являлось животноводство. Преобладающим видом скота было овцеводство. Основная причина широкого развития овцеводства в союзе, как и в других нагорных обществах, крылась в природных
условиях края, чрезвычайно выгодной для этой отрасли хозяйства. Говоря о развитии скотоводства в Даргинском округе, М.С.Шапсович отмечал: что « ... больше всего скотоводство развито в Сюргинском участке, а овцеводство развито в Цудахарском участке». Так, по данным, извлеченным из посемейных списков, в XIX в. в сел.Цудахар, состоявшего из 353 дымов, было 5 тыс. баранов, в сел. Карекадани - 4 тыс., Алиханмахи - 9500, Тебекмахи с отселками - 3570, Куппа-2023, Убекимахи-4050, Санамахи - 5738 голов, Кулибухна - 4070, Голадтымахи - 2300, Хаджалмахи - 6900, Балхаре - 1500, Кхоли - 1020 голов. Всего в союзе было 45 тыс. голов овец. Но, как видно из приведенных данных, овцеводство было распространено по союзу неравномерно, что всецело зависело от тех или иных условий, в которых находилась община и в первую очередь возможностями заниматься другими видами
хозяйства. По данным середины XIX в. в сел.Цудахар в среднем на один двор приходилось более 14 овец, в сел.Алиханмахи -90 овец, в Хаджалмахи - 12 овец, Санамахи - 15 овец, Убекимахи -16 овец, Кулибухна - более 46 овец. В исследуемый период происходит некоторая специализация сел союза. Если в Хаджалмахи и Куппа, например, развито было преимущественно садоводство, то в таких обществах как Убекимахи, Кулибухна, Алиханмахи, Тебекмахи и др. преобладало развитие овцеводства. Овцеводством занимались в основном в Цудахарском наибстве, исключительно лица, имеющие свободные капиталы, - говорится в источниках.
Овцеводство давало жителям Цудахарского союза значительный доход, потому что «каждый баран за исключением расхода / наем пастуха и пастбищных мест/» давал «хозяину приращением, добыванием и продажею шерсти, сыра, молока, овец и овчин
больше одного рубля серебром в год», говоря о Цудахарском союзе, сообщается, что «здесь особо обращают внимание на подбор овец, целые поколения хозяев
сосредотачивают внимание на улучшении производства овец и гордятся тем, что стадо такой-то фамилии сделалось известным целому округу тонкостью и белизной своей шерсти». Из овечьего молока жители союза, как и другие горцы Дагестана, готовили очень вкусный сыр /мацала нуссе/, шерсть использовали для производства сукон и др. вещей, а шкуры обрабатывались и из них делали тулупы, шубы и т.д. Стрижка овец производилась 2 раза в год и это приносило немалые доходы, так как одна овца в год давала примерно 3,5 фунта шерсти. Шерсть весенней стрижки была грубее и шла на удовлетворение различных потребностей, а осенняя шерсть была нежнее и шла в основном на продажу сырцом. Разводили овец местной породы, преимущественно курдючной, длинношерстной, грубошерстной и выносливой породы Овцеводство в Цудахарском союзе в изучаемое время было отгонным. У цудахарцев не было в достаточном количестве ни летних, ни зимних пастбищ. Поэтому барановоды перегоняли свой скот на плоскость, в горные общества Дагестана. В конце
сентября - начале октября стада овец перегоняли на зимние пастбища, арендуемые за высокую плату. Весной же эти стада перегоняли на летние пастбища, арендуемые в Казикумухском ханстве и в ряде обществ аварцев. В перегоне овец весной в горы на альпийские пастбища, а осенью на зимние пастбища и заключается отгонная система
овцеводства. Мелкие и средние скотоводы в состоянии были заготовить в период летних кочевок стад кормовые запасы / сено, грубые корма/ на зиму. А крупные скотоводы ввиду невозможности обеспечить свой скот кормом до весны вынуждены были спускаться на плоскость до появления в горах зеленого корма. Поэтому зимние пастбища плоскостного Дагестана имели важное значение
для овцевладельцев союза. О роли кутанов в Шамхальстве для верхнедаргинцев / жителей Акуша-Дарго в целом/, в том числе цудахарцев, Д.И.Тихонов в
конце XVIII в. писал: «...главная нужда их состоит в шамхале та, что в ...зимнее время свои стада со скотом продержать никак не могут по причине малости подножного корму, а больше еще и стужи, а потому необходимо принуждены нанимать в зимнее время завсегда в шамхаловом владении лежащие на плоскости кутаны». О пошлине шамхала, взымаемой с горцев за аренду кутанов, Д.И.Тихонов указывал: «Имеющиеся кутаны в его владении одни принадлежат шамхалу и он отдает их горским
жителям на зимнее время в наем, смотря по величине кутана и его способных выгод. Берут в зиму за один кутан по 200 баранов, а за иной менее, а другие кутаны, принадлежат частным жителям, которые по всей воле отдают также их на зимнее время горским жителям в наймы по договору.» Зимние пастбища имелись также в Кайтагском уцмийстве и в Засулакской Кумыкии, а летние - в Кюринском ханстве. В Казикумухском ханстве арендовали гору, а в Кайтаге и Засулакской Кумыкии - кутаны, расположенные на плоскости. Какое значение для горцев имели арендуемые ими на плоскости кутаны, хорошо видно из предписания ген.-м. кн. Орбелиани
гр.Гудовичу в октябре 1807 г., который предложил как меру борьбы с непокорными горцами запретить въезд жителей Унцукуля и Цудахара в Кумыкию, в «Андреевскую деревню и Кизляр, которым они до сего времени пользовались имея пастьбу на
степях Кумыкских, в чем заключается нарочитое их богатство» Из других источников также видно, что жители Цудахарского союза пасли свой скот «на пастьбе в дачах Андреевской и Аксаевской деревень» на стороне реки Терек. Весной и осенью производилась стрижка овец на горе Хяна. Все цудахарцы выходили навстречу отарам с музыкой, пением, танцами. Во время стрижки, что совпадало с осенним и весенним
перегоном овец «по старому адату» разрешалось «пасти стада по 3 дня на своих пастбищах. Перегон скота на зимние пастбища был сопряжен с трудностями: дороги были плохими, до места назначения отары овец доходили за неделю и больше, результатом чего были нередки падеж скота. Овец пасли пастухи, которых нанимали барановоды за определенную плату. Пастухам платили все хозяйства,
пропорционально числу голов скота, принадлежащему каждому двору от 30 до 45 коп.сер. за сезон.(за каждого барана). Почти каждое хозяйство Цудахарского союза содержало и крупный рогатый скот. Разведение крупного рогатого скота, как и
лошадей и ослов, не имело промышленного значения. Жители союза содержали их для удовлетворения потребностей домашнего быта. Не редко в хозяйстве имелось 1-3 коровы, иногда два осла, лошадь. По данным середины XIX в. в сел. Цудахар было 600 голов крупного рогатого скота, в Карекадани - 400 голов, Алиханмахи - 400 голов, Аметеркмахи - 268 голов, Куппа с отселками - 1240 голов, Кхоли - 300 голов, Санамахи - 900 голов, Хаджадмахи - 1280 голов. Всего в цудахарских селах было 6625 голов, т.е. в среднем около 3 голов скота на одно хозяйство. Среди сельских обществ крупный рогатый скот был распределен неравномерно. Так, в сел.Цудахар на одно хозяйство в среднем приходилось 1-2 коровы, в Алиханмахи и Кхоли - более 3 голов, а Куппа - 3 головы, Голадты - более 8 голов, Хаджалмахи - более 2 голов и т.д. Крупный рогатый скот, и особенно рабочий, для горцев был
весьма необходимым условием существования. Но в союзе были семьи, которые не имели даже одного вола для супряги и они вынуждены были наниматься на различные работы к богатым горцам, особенно к скотоводам за натуральную оплату. Как и другие горцы, жители Цудахарского союза не практиковали отгонной системы содержания крупного рогатого скота. Рабочий скот находился дома на «стойловом содержании» и пасли на общинных горных летних пастбищах. Но состоятельные
хозяева летом перегоняли быков, коров, телят на летние пастбища феодальных владений и других союзов сельских общин Дагестана.
Преобладал крупный рогатый скот местной породы, приспособленный к горным условиям, менее прихотливый. Каждое общество определяло, где пасти свой скот. Так, в Цудахаре стада крупного рогатого скота можно было пасти в местности Алугне, в Хаджалмахи - на двух пастбищных участках - Сагакая и Бацлакади. Во всех общинах союза имелись свои собственные пастбищные участки. Кроме того, имелись
пастбища общие для всех общин союза, находившиеся в местностях Дуцлабик, Лагзы, Каданиб, Чибахражи, Дуц и Улхурладирка. Община назначала пастухов /хянкул, къоле дыхян/ за определенную плату. Но существовала и такая форма содержания
рабочего скота как пастьба по очереди /ирга - очередность/. Каждый взрослый член общины /мужская часть общины/ пас стадо столько дней, сколько голов скота, принадлежавшее лично ему, находилось в стаде. Крупный рогатый скот играл в жизни горца большую роль, обеспечивая мясо-молочными продуктами. Из молока жители
союза, как и другие горцы, готовили творог, сыр, сметану, масло. При наступлении осени резали баранов, а более состоятельные хозяева - быков и сушили их на зиму.
В Цудахарском союзе содержали и незначительное количество коней. Лошадь в хозяйстве жителей союза не играла особо большой роли из-за трудности/дороговизны/ содержания и невозможности широкого использования в хозяйстве. Содержали лошадей в основном для верховой езды и очень редко - в качестве вьючного животного. В ведомостях о количестве и распределении населения отмечается, что у жителей в Цудахарском союзе вообще хороших лошадей нет, в основном там преобладает скот, в том числе и лошади местной породы. Но, как об этом свидетельствуют источники, в целях улучшения породности, жители союза привозили лошадей из разных мест Кавказа, крайне смешанных пород. На основе данных посемейных списков, в Цудахаре было 150 лошадей, в Алиханмахи - 130, Куппа с отселками - 196, Санамахи с отселками -206, Каданимахи - 60, Кулибухна - 800, Тебекмахи с отселками - 87, Годатлымахи - 30, Аметеркмахи с отселками - 49, Кхоли - 85, Цуликани -53, Балхаре -100, Убекимахи - 50, Хаджалмахи с отселками - 1671. Указанные выше причины, а также недостаток пастбищ и кормов на зиму, не позволяли широкое развитие коневодства в Цудахарском союзе. Наличие лошадей в хозяйстве было своеобразным показателем состоятельности. В связи с этим лошадей имели только состоятельные члены общины. Но по свидетельству Д .Н . Анучина, в Цудахарском союзе почти у каждого среднего и состоятельного общинника имелась лошадь3. В целом же наличие коневодства в союзе -это одно из свидетельств имущественного неравенства
членов общины. Практиковалось табунное содержание лошадей, в летнее время они паслись на горных пастбищах. Лишь небольшое количество лошадей оставляли для хозяйственных нужд. С весны они паслись на специально отведенных джамаатом участках при сельских пастбищах. Следующим видом скота, без которого невозможно было вести хозяйство в условиях Цудахарского союза, были ослы. Д.Н.Анучин писал, что в Цудахарском союзе все имели ослов, а некоторые -по 2-3 головы. По сведениям середины XIX в в Хаджалмахи было 500 ослов, Цудахаре -300, Куппа -196, Карекадани - 250. Ослы были просто необходимы при перевозке фруктов в более отдаленные аулы. В связи с тем, что на арбе было трудно или вообще невозможно проехать по тропам каменистых склонов, перевозка почти всех тяжестей падала на ослов. Паслись ослы недалеко от селения без специального пастуха. Обычно по очереди следили за ослами дети. Из домашних птиц разводили кур. Ф .И . Гене указывал, что у горцев Дагестана, в том числе цудахарцев, кроме кур, домашней птицы никакой больше нет.
Приведенный материал говорит о том, что в изучаемое время земледелие и животноводство в Цудахарском союзе имели важное значение и составляли основу хозяйства его жителей. Хотя земледелие не обеспечивало все потребности жителей союза, им занимались в той или иной мере повсеместно. К исследуемому
периоду наметилась некоторая специализация в общинах союза: в одних общинах преобладает развитие овцеводства, в других садоводства. Происходит выделение разбогатевших общинников, в чьих руках сосредотачивается большое количество овец.
 
Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии