Какая она настоящая Россия?
Отгремели лихие 90-е, перед ними были перестроечные 80-е, до них старые добрые застойные 70-е, которые сменили «хрущёвскую оттепель» 60-х.
Если нарастить исторический масштаб, то можно разглядеть сложный Советский период XX-го века, трёхвековую Эпоху Романовых, полу тысячелетний период Рюриковичей, дальше тоже можно занырнуть на несколько тысячелетий (если догматы «Скандинавской теории» не мешают, но, если мешают, то можно не занвривать).
Тем не менее, даже пройдясь по верхам одного единственного тысячелетия можно заметить сколь не похожи одни времена на другие.
Вопрос тут не столько в достижениях науки и техники с их пресловутым НТП (которому то по хорошему всего каких-то пару сотен лет), а в том, что уж больно исторические образы пестрят. Где она настоящая Россия? В чём суть? Что главное? Имеет ли загадка сия разгадку?
ЗАГАД — не бывает богат, так гласит русская пословица.
Интересно, а РАЗГАД — бывает?
Честно говоря, не знаю. Но попробую выяснить.
Если открыть Повесть временых лет — основной исторически систематизированный древний письменный источник о России известный науке, продолжив её любым академическим исследованием истории России до наших дней, и Библию, которая, к слову сказать, состоит не только из учительных, пророческих, но и исторических книг, в которых запечатлена ветхозаветная история целого народа, то можно заметить периоды чередующихся взлётов и падений. (Эка невидаль скажет взыскательный читатель, вся история человечества состоит из таких взлётов и падений.) Конечно, но речь в моей разгадке пойдет не о них, а о внимательном рассмотрении состояний ветхозаветного и новозаветного народа, к которому наша русская цивилизация (условно ранее названная мной цивилизацией «застенчивого медведя») имеет самое непосредственное отношение.
Если внимательно и глубоко рассматривать историческое ветхозаветное повествование, то можно заметить своего рода нравственные качели с разной амплитудой колебаний. Чтобы не перегружать текст подробностями выделю среди них два самых мощных, на мой взгляд, колебания — период Египетского и Вавилонского пленений (когда был разрушен первый Иерусалимский храм).
С выхода из первого плена начинается активная историческая фаза формирования ветхозаветного народа, который будучи относительно мал отвоёвывает землю у превосходящих по численности обеспеченных материально и технически, но нравственно разложившихся людей.
Несколько строк о том, как выглядел путь нравственного возрастания ветхозаветцев перед этим.
Жили были не тужили и спокойно себе наполняли землю под властью египетских фараонов, живя канонами нравственной жизни, как бы сейчас сказали — в духе отечественных традиционных ценностей. В какой-то момент материальное начало превалировать над духовным, это заметил фараон и начал их гнобить, обирая и унижая. Нашелся вожак, который вывел народ из египетского плена и тут же по обретению свободы начался в народе плачь на тему: «а в тюрьме сейчас ужин, макароны дают».
Посмотрел вожак на ситуацию и пошёл в горы, чтобы добыть для народа письменный закон о самом-самом главном, что позволит народу жить и развиваться. Почему письменный? Да потому что нравственное самосознание деградировало и без письменной напоминалки было уже невозможно отечественные традиции соблюдать (тюремные макароны своё дело сделали). Пока вожак добывал первые письменные скрижали завета, народ сотворил себе самое главное по своему человеческому разумению и получилось у людей по своему разумению сотворить только «золотого тельца».
Вожак вернулся и видит что народ невменяем, отечественные духовно-нравственные ценности в угол задвинул, задом к ним повернулся, а этому самому золотому тельцу поклоны наяривает…
Посмотрел на это всё одинокий добытчик скрижалей Ветхого Завета, с досады раскалашматил их в дребезги, а народу его же народными руками кровавую бойню устроил. В общем народ, одержимый властью материализма, начал сам с собой воевать и кровищи было пролито не мало.
Ничего это ни кому не напоминает?
Выжившие в кровавой бойне стали задумываться, мол, да что же это с нами такое происходит? Тому ли «богу» мы поклоны отвешиваем?
Смилостивился над прозревшим народом вожак, сходил ещё раз в горы, принёс новые скрижали Завета и тогда уже с ними пошёл водить свой народ по пустыне, доколе дух рабства перед «тюремными макаронами» не вытравится и пока не научатся золотого тельца не в сердце своём держать, а под седлом, пришпоривая его ВО СЛАВУ ИСТИННОГО БОГА.
40 лет то путешествие продолжалось. Народ задвинул «золотого тельца» на отведённое ему место в загоне человеческих потребностей, а сам стал учиться поклоняться Истинному Богу, как сейчас бы сказали искушённые религиоведы — в Духе и Истине (или, выражаясь современным нормативным языком — учиться жить согласно отечественных традиционных духовно-нравственных ценностей, плодясь и размножаясь, наполняя собой землю и восполняя потери понесённые в битве за «тюремные макароны».
Вавилонское пленение.
Духовное возрастание, как уже было отмечено в первой части данного повествования сопряжено с покачиваниями, сомнениями и поиском пути. Примерно так ветхозаветный народ прошёл полутора тысячелетний отрезок своего исторического пути с момента завоевания Земли Обетованной до Вавилонского пленения, когда царь Новуходоносор разрушил первый иерусалимский храм и переселил целый народ в землю иную.
Если прямо вкратце, то этому печальному событию предшествовал этап духовного остывания и нравственного обмирщения, где всё тот же «золотой телец» поигрывал свои игры и отшучивал свои шуточки. Как только не вразумляли ветхозаветные пророки свой народ, как только не пронимали его своим грозным словом увещевания, всех их сначала гнали и даже казнили, а уж потом обращали внимание на сказанное ими и как-то старались усвоить. Сам я точно не пророк, поэтому гнать и казнить меня не стоит, поскольку просто стараюсь из много тысячелетнего опыта нравственного возрастания человеческой цивилизации извлечь смысловую квинтэссенцию, чтобы понять где наша цивилизация «застенчивого медведя» идёт нужной дорогой, а где подзапуталась, надеясь на то, что это моё дерзновение укладывается в рамки дозволенного действующим законодательством и ни кого не обидит.
Как только ветхозаветный народ обрёл своё царство и своего царя, как бы задвинув на задворки прямую власть Того, Кто кормил его манной в пустыне и вообще сформировал как народ, сразу начались выяснения отношений с соседними царствами-государствами. Не все цари устояли в Духе и Истине иногда забывая духовно-нравственную традицию предков и заигрывали с духовно-нравственными традициями соседних более мощных царств. То ассирийскому царю немного поддакнут, то вавилонскому, в общем сущностное БЫТЬ стали менять на хитрющее КАЗАТЬСЯ. Ну и последствия себя ждать не заставили — власть инородного царя и вассальное положение.
Справедливости ради следует отметить, что ветхозаветный народ тогда быстро сделал надлежащие выводы, благо что среди царей у него были и достойные мужи как цари Соломон и Давид, оставившие после себя не только воспоминания о былых временах благоденствия, но и письменное духовно-нравственное наследие, ставшее подлинной опорой народа в трудную годину.
Благодаря прозрению и духовному преображению, а оно поверьте было подлинным, на столько всеобъемлющим и мощным, что вавилонский царь через семьдесят лет плена просто отпустил людей Ветхого Завета на свободу. Отпустил без всяких там политических волнений и революционных брожений, просто потому, что перед истинной нравственной высотой народа ни один царь устоять не может, поскольку это впечатляет до скупой царской слезы…
Первое, что сделали «ветхозаветцы», когда вернулись на Обетованную Землю, это было не налаживание быта и решение неотложных задач коммуналки, а всенародная благодарность Тому, Кто вновь сделал их народом (а не атомизированными разрозненными существами, держащимися за свой карман и только на его полноту уповающими).
Да, потом было и налаживание быта и обустройство городского пространства, но всё до последней копейки, что было сверх самых элементарных потребностей люди несли и жертвовали на восстановление храма, чтобы отблагодарить и посвятить его Тому (Кому? — Смотрите выше).
Радость и оживление царившие в те дни невозможно передать словами, это можно только пережить став причастником того общенародного ликования. Чтобы хоть как-то представить себе то время можно мысленно попытаться заглянуть в послевоенные советские годы, когда вернувшись со страшной кровопролитной войны люди наконец получили возможность мирной жизни и созидательного труда. Аналогия может быть не совсем точная, но с моей точки зрения максимально доступная широкому кругу читателей.
Далее последовала полу тысячелетняя волна, где, конечно же не обошлось без очередного этапа духовно-нравственного остывания, которое пришёл согреть Тот, Кого благодарили люди Ветхого Завета, восстанавливая иерусалимский храм после вавилонского пленения.
Но это уже совсем другая история.
Продолжение следует.
С уважением,
Виктор Кейсанов
Свидетельство о публикации №225072701200