Цудахарское вольное общество 19 век. Ремесло

Дальнейшее, развитие в исследуемый период в Цудахарском союзе получают домашние промыслы. Этому способствовали ограниченность возможностей расширения земледелия и скотоводства из-за малоземелья, а также наличие сырья и избыток рабочих рук, дальнейшее усиление торгово-экономических и обменных связей как между отдельными
районами Дагестана, так и с другими народами. К сказанному можно добавить слова М .О.Османова: «присоединение к России устранило набеги, междоусобицы, а это высвободило определенную часть мужских рук. Бывшие наездники превратились
в мирных кустарей». Все это, таким образом, создавало условия для сравнительно быстрого развития различных отраслей кустарных промыслов. Развитие промыслов в Цудахарском союзе, как и у всех даргинцев, связано с процессом свертывания террасного земледелия в горах в это время, что, во-первых, высвобождало
значительную часть рабочих рук и, во-вторых, привело к возмещению сократившегося производства зерна за счет обмена не только продуктов скотоводства, но и промысловых изделий. В этих условиях в изучаемый период домашние промыслы
стали играть еще большую роль в экономике жителей, так как средства, получаемые от земледелия и животноводства были недостаточны и не могли обеспечить семью. Домашние промыслы для многих жителей союза становятся одним из главных средств
добывания необходимых продуктов и зерна или для получения денег, чтобы иметь возможность купить необходимые товары. Основными видами кустарных промыслов в Цудахарском союзе в изучаемое время явилась обработка шерсти, кожи, металла,
глины, камня и т.д. Первостепенная роль принадлежала производству из шерсти тканей, сукна и т.д. Как писал Х.-М.О. Хашаев, «в Дагестане не было ни одного селения, где бы женщины не изготовляли каких-нибудь предметов из шерсти,
начиная от высококачественных ковров и сумахов и кончая шерстяными веревками».
Промысел по обработке шерсти неразрывно был связан с животноводством. Этот промысел был особенно развит там, где преобладающее место занимало овцеводство. Многочисленные стада овец доставляли их владельцам не только продукты питания
мясо и сыр, но и большое количество шерсти. Шерсть для горцев являлась необходимой принадлежностью их хозяйственного и домашнего быта;из нее изготовляли веревки, мешки, войлоки, бурки, сукна, ковры, обувь. Из шерсти весенней стрижки
изготовляли войлочные ковры, мешки, ее употребляли для набивки тюфяков и т.д. Осенняя шерсть, являвшаяся нежнее и длиннее, шла на изготовление сукна.
Наибольшее распространение в селах Цудахарского союза получило производство сукон естественных /белого, черного, темно-коричневого/ цветов. Лучшими считались сукна белого цвета, которые горцы изготовляли для себя и на продажу. Цудахарские села специализировались на изготовлении сукон отдельных цветов. Так, в Цудахаре выделывали исключительно белое сукно высших сортов. Производство сукна являлось исключительно женским промыслом. Техника производств шерстяных изделий, орудия
труда и методы обработки у всех народов Дагестана были почти одинаковы. Но цудахарские мастерицы славились приготовлением лучших «лезгинских сукон». Изготовлялись сукна на местных станках. В среднем одна мастерица вырабатывла в год два сукна длиною каждое в 6-7 аршин. Занимались этой работой женщины
осенью, зимой, весной и в свободное от земледельческих работ время.
Производство сукон особенно было распространено в сел. Алиханмахи, Хаджалмахи, Цудахаре, где выделывались сукна из овечьей и козьей шерсти, известные во всем Кавказском крае под названием лезгинского. В официальных документах при
оценке качества изделий кустарей области особое место отводилось сукнам хаджалмахинских мастериц. Еще ранее Вде Лиль Адам, будучи свидетелем работы хаджалмахинских мастериц, писал в своих путевых заметках: «В саду женщины занимались тканьем хаджал-махинских знаменитых шалей». В трудах первого
съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа, отмечалось, что в Цудахаре и Хаджалмахи выделываются славящиеся тонкостью и легкостью сукна из верблюжей шерсти. Е .И .Козубский писал, что «Особенно славятся сукна, выделываемые из верблюжей шерсти в сел.Хаджалмахи. Они тонки, нежны, весьма прочны, употребляются на дамские платья и широко известны по всему Кавказу». По качеству шерсти различают «горское» и «не горское» сукно. Сукна естественных цветов стоили дороже, чем крашенные. Различали сукна из козьего пуха, верблюжьего пуха и турьего пуха. Сукна из турьего пуха считаются наиболее прочными и редкими по материалу. Чем тоньше была пряжа, тем лучше получалось сукно и дороже оно ценилось. Хотя на изготовление сукна мастерицы тратили 3-4 месяца, их тончайшие изделия не знали конкуренции. Кустари сел Хаджалмахи и Цудахара дошли в тканье сукон из верблюжей шерсти до совершенства. Объяснялось это тем, что жители долин, имевшие меньше шерсти, сосредоточили все свои усилия на улучшении качества сукон. Это же обстоятельство способствовало складыванию здесь производства тканей из верблюжей шерсти. Здесь можно привести аналогии как в отдельных селениях, не отличающихся богатством сырья, складывались промыслы, не требующие большого количества сырья, но требующие значительных трудовых усилий, как например, производство музыкальных инструментов в Кисса, Хаджал-махи, шапок и обуви в Цугни и т.д. Жители Цудахарского союза из шерсти производили чисто шерстяные паласы/пал туне/, но не практиковалось изготовление ковров в отличие от соседних союзов сельских общин. Изготовляли также переметные сумки, мешки, широкие ленты для кувшина, предназначенного для воды. Некоторые села делали мешки, ленты, веревки из конопли. Конопляные изделия, полотно, паласы  изготовляли только для собстввенных нужд. Немаловажную роль для жителей играло войлочное производство. Из войлока шили бурки, сапоги, кошмы. На их производство употреблялось главным образом -низкокачественная шерсть «барк», оставшаяся после отбора лучшей шерсти на сукно. К числу развитых ремесел следует отнести кожевенное производство. С развитием животноводства усиливается обработка кожи и овчин, которая у жителей союза была доведена до совершенства. В условиях полунатурального хозяйства обработкой кожи занималась каждая семья. Жители союза шили себе из овчин
шубы , папахи, шапки; из кожи, выделываемой из шкур крупного рогатого скота, шили обувь, делали ремни, из козьей - обувь, бурдюки, сумки, мешки для перевозки муки, зерна и т.д. Самым ценным меховым материалом считалась шкура молодой барашки горской породы черного или белого цветов. В ряде сел Цудахарского союза, как Куппа, Тебеклимахи «кожевенное дело приобрело /особенно с половины X I X в./
значение ремесленного производства. Многие жители этих селений выделывали кожи и кожевенные изделия специально для сбыта на базарах нагорного и равнинного Дагестана. Их изделия пользовались большим спросом». Куппа специализировалась на
производстве обуви и шапок не только для удовлетворения собственных нужд, но и на продажу. Сел. Тебеклимахи было известно далеко за пределами союза как один из центров сафьянового производства. Кожевенным делом занимались в основном мужчины. Один человек в течении 1,5 месяца мог выделывать от 40 до 60 шкур, за один год мог изготовить 30-35 пар сапог, 15-20 тулупов. С начала XIX в в Цудахарском союзе дальнейшее развитие получила металлообработка В определенной степени развитию
металлообработки способствовало наличие в Даргинском округе железной руды,
Кузнецы занимались изготовлением сельскохозяйственных орудий, серпов, кос, мотыг, топоров, лопат. Были мастера по изготовлению холодного и огнестрельного
оружия. Как пишет Б.Г.Алиев, «Особую известность в горах получили мастера оружейного дела из Цудахарского общества, которые изготовляли не только ножи и кинжалы, но и кремневые огнестрельные ружья» Развит был также серебряный промысел. Серебряным делом занимались в Хаджалмахи и Цудахаре. Только в одном Цудахаре имелись шесть серебряков. Они изготовляли изделия из серебра,
украшенные резьбой, чернью, филигранью, позолотой, с надписями фамилий мастеров. Работали мастера дома у себя. Изготовливались также из золота различные украшения: браслеты,серьги, цепочки, кольца и т.д., которые были широко известны
за пределами Цудахарского союза. Как и другие народе Дагестана, жители Цудахарского союза занимались и обработкой камня. Эта отрасль производства
получила широкое развитие в первой половине XIX в. в сел.Хаджалмахи и Цудахар. Этому способствовало наличие около сел.Хаджал-махи по реке Казикумухское Косу известного в Даргинском округе карьера, где жители союза добывали изестняк и доломит, строительный камень. Мастера-каменщики строили дома, мечети, мосты, крепостные башни и т.д. Описывая арочные мосты на реке Казикумухское Койсу, Ф.И .Гене писал о «замечательных» двух мостах, построенных из камня с «давнего
времени»: первый мост - в двух верстах ниже сел. Цудахар «на двух арках», а второй был построен «у сел.Хаджалмахи на арке». По словам Ф.И.Гене эти мосты «невзирая на древнюю постройку не имеют никакого повреждения и кажутся недавно
выстроенными». В сел. Убекимахи, Санамахи и др. были хозяйства, считавшие себя потомственными каменщиками, их приглашали в соседние общества, у которых не хватало или вообще не было своих каменщиков. Этот промысел они считали
основным занятием. Жители сел.Балхар прославились гончарным ремеслом во
всем Дагестане. Кустари этого села производили ежегодно около 5000 штук различных изделий: кувшины, сосуды, различная посуда и т.д. Сел.Цалакяни, расположенное на кремнистом грунте, в прежнее время славилось обделыванием кремней для ружей, и жители его развозили кремни по чужим обществам в большом количестве для
продажи. В Цудахарском союзе для собственного потребления делали порох. Серу они добывали на правом берегу реки Казикумухское Койсу между селениями Хаджал-махи и Гергебиль. Необходимый компонент для пороха -селитру также добывали в Даргинском
округе.  Кроме того, как писал Х-М.О.Хашаев , селитру горцы добывали из известных трав. Способ выделки пороха был очень примитивен и труден. В аулах всегда был огромный камень с выдолбленной глубокой ямой. Одному не под силу было выполнять все операции этой работы, поэтому нуждающиеся в порохе жители объединялись,
клали в этот камень все необходимые компоненты и с помощью рычага раздробляли все остальные части, обращая их в порошок. После вспрыскивания водой порошок превращался в тесто, затем его клали в кожаный мешок и приводили в движение. Постепенно образуются зерна, после просеивания считается, что порох готов
к использованию. Среди всех промыслов жителей Цудахарского союза в изучаемое
время наибольшее развитие получил отхожий промысел. Причинами отхожих промыслов, как и прежде, были густонаселенность, бедность края и природы, слабое развитие
обрабатывающей промышленности, избыток рабочих рук, недостаток средств, получаемых от земледелия, животноводства и от других источников для прокормления семьи. Однако в Х1Хв после присоединения Дагестана к России в отходничестве
произошли глубокие изменения. «Теперь, - пишет М.О.Османов, - дело было не в общей бедности края, а в более быстром процессе классового расселения крестьянства, ускоренным развитием товарно- денежных отношений». В Цудахарском союзе были известны разные формы отходничества: круглогодовое батрачество, когда отходник по договору на определенный срок/год или два/ нанимался батраком
у владельца подгорья или низменности. Этим промыслом занимались преимущественно безземельные хозяйства. Наибольшее развитие в Цудахарском союзе получила такая форма отходничества как сезонное. В период сезона сельскохозяйственных работ жители союза уходили на заработки в Кумыкскую плоскость. В союзе было известно и зимнее отходничество. В основном ремесленники /каменщики, сапожники, кузнецы/ каждую осень по окончании полевых работ собирались группами и уходили в разные стороны по всему Кавказу. Весною же они возвращались назад. Особенно эта
форма отходничества была характерна для горно-долинной зоны, что являлось ее главной особенностью. Отходничество отсюда имело как бы более специализированный
характер, в частности отсюда шло немало кожевников, шапошников, сапожников.

Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии