2. Земляника. Под землёй

Автор Земляника

"Я б скорее сквозь землю провалилась, чем надела бы такое платье!" – воскликнула полная скучная женщина с авоськой. Незнакомая, вот что самое обидное. Ей-то какое в сущности дело?

Ну я и провалилась.

Под землёй было, конечно, темно. Почему-то совсем не испытывая страха, я просто пошла. Куда-нибудь наверняка приду.

Люди боятся того, что под землёй. Нет, земля-то их кормит. Но вот в земле никому не хотелось бы оказаться. Потому что там могилы и гробы. Я не испугалась, потому что в могиле тесно, а здесь было просторно и ровно. Ноги не спотыкались, руки можно было раскинуть во все стороны.

Почему-то, пройдя несеколько шагов, я вспомнила, как читала "Алису в стране чудес" задом наперёд. Когда у меня книжка не идёт, вроде нравится, но не идёт, хоть ты тресни, я начинаю читать задом наперёд. Если неинтересная страница, пропускаю и иду дальше, то есть не дальше, а от конца к началу.

Так я прошла задом наперёд довольно долго. Потом я вспомнила, что у меня есть телефон. Я достала его, и в сумраке таинственно засветился экран. С телефоном было не так просторно,  стали видны ходы и закоулки. Странно, что до этого я ни во что не врезалась. Мне показалось, что вдалеке слышен шум поезда, и только сейчас я поняла, насколько здесь тихо.

Земля была не однородная. Выше слоился чернозём, густой и жирный, ниже – песок и глина, ещё ниже – что-то плотное, белое. Собственно по нему я и шла, как по каменному полу. Местами торчали корни и трубы. У одной трубы даже был крантик с красным вентилем, и чашка с нарисованной веточкой земляники стояла рядом на уступе. У нас когда-то была такая чашка. В моём детстве. И кран такой помню. То ли у бабушки в деревне, то ли где ещё... Я налила в чашку воды, выпила. Скорее всего я тут была не одинока, кто-то же поставил чашку. Словно в подтверждение моих мыслей,  мимо пробежал мальчик в полосатой футболке. В руке его была корзинка полная редиски и моркови. С корешков свисали жирные комочки чернозёма. Он обернулся и приложил палец к губам. Он показался мне смутно знакомым. Почему бы это? Я двинулась было за ним, но вспомнила, что нужно погасить фонарик.

Погасив его, я пошла за мальчиком. Может, там выход? Казалось бы, после фонарика тьма должна была ещё больше сгуститься. Ведь глаза привыкли к свету. Но нет, стало немного светлее. Каким-то голубоватыми тусклыми бликами очерчивались повороты и тупики. Источник света находился там, где удалялась от меня, превращаясь в точку, терялась вдали фигура мальчика.

Пройдя приличное расстояние, я оказалась на склоне холма. И... надо же! Под ним я увидела целый подземный город. Пока спускалась, всё больше светлело. Земляные норы и проходы расширились, привратившись в улицы, вместо неба над городом висела мутная дымка. Всё вокруг было очень пыльным. Пыльные стволы деревьев, пыльные окна и тротуары, пыльные скамейки. Я постучала в дверь небольшого двухэтажного дома, что темнела под аркой. Никто не откликнулся, но дверь оказалась открытой. Я прошла в тёмные сени с широкой лестницей. Поднялась наверх.

– Ау, есть кто? – никто не отзывался. Тумбочка, небольшой комодик, зеркало, стол с книгами... всё было покрыто толстым слоем пыли. На приступке комодика лежал фотоальбом. Полистав я наткнулась на несколько своих детских фотографий. Но в остальном всё вокруг было незнакомое. По длинному коридору я прошла на кухню. Здесь было почище. Как будто неделю назад кто-то ещё жил. В вазочке на столе лежали мои любимые сушки и конфеты, прикрытые салфеткой.

– Можно взять сушку? – спросила я громко. От звука собственного голоса мне стало не по себе. От тишины в ответ по спине пробежали мурашки. Я сунула в рот сушку. Ещё десяток сушек и несколько конфет "Мечта" положила в сумочку. Мне не хотелось бродить по пустому дому и думать, что стало с теми, кто жил здесь. Я спустилась и вышла вон.

Улица была пустынна. Я прошла её всю и вышла на широкую магистраль, наверное, главную улицу города. Здесь были дома повыше, несколько пятиэтажек и тоже никого. Почта, Сбербанк, Дикси. Все двери открыты, внутри пустота. В магазине на полках было всё, кроме скоропортящихся продуктов. Их предусмотрительно убрали. Мне показалось, что в подворотню шмыгнула дымчатая кошка, но скорее всего, то был какой-то мираж. И мальчик теперь тоже казался моей фантазией.

Я шла сквозь город довольно долго. Наверное там, наверху, уже заканчивался день. Здесь же мутное небо никак не изменялось. Я устала, зашла в какую-то дверь одного из многоквартирных домов и прилегла отдохнуть в спальне на первом этаже. Мне приснился этот город полным жизни. Деревья шелестели листвой на ветру, люди сновали там и здесь, кошки грелись на солнце. В этой квартире, где я спала, жила пара пенсионеров. Женщина казалась мне знакомой. Но не мама, не сестра. Может это я сама? К примеру лет через тридцать. Они смотрели телевизор, готовили обед, гуляли в парке, пили чай с кексом, снова смотрели телевизор. Проснулась я невыспавшаяся и расстроенная. Я попила воды из-под крана, съела пару сушек, которыми запаслась в предыдущей своей квартире, и пошла дальше.

На противоположной окраине города был тоннель, в который я и прошла. Внутри тоннеля было очень холодно. Я шла, шла... Наверняка он бесконечный. Это ли не ад — идти по бесконечному тоннелю без цели и надежды? Мне стало вдруг страшно одиноко. Когда я совсем отчаялась, я увидела нишу, где из земли проглядывал как будто угол деревяного сундука. Я потёрла его пальцем, как вдруг, земля стала обваливаться, оголяя пустоты. В них, среди спутанных корней, комьев висящей глины висели гробы. Много гробов. Я в ужасе воскликнула:

– Мамочки!

— Да, деточка! — услышала я мамин голос.

Обернувшись, я увидела маму в клетчатом уютном халате и домашних тапочках и совсем молодого отца в элегантном плаще, но босиком. Что-то подсказывало мне, что не нужно бросаться их обнимать. Я даже больше чем в обычной жизни понимала сейчас, что мы по разные стороны. И горько заплакала.

– Не плачь, не надо. А насчёт гробов можешь не беспокоиться, они же пустые. Пойдём, здесь есть хорошее местечко.

Они повели меня мимо гробов, по земляными закоулками в большой полутёмный зал, как в средневековых замках. Здесь было совсем холодно. Длинный стол, пыльная люстра, стулья с высокими спинками. На стенах висели старинные портреты. И снова мне мерещилось сходство лиц на портретах... С кем? Я робко присела на один из высоких стульев.

– Как вы вообще? Здесь, кажется, не очень-то...

– Мы здесь просто потому что ты позвала. А так, мы не здесь.

Я закрыла лицо руками. Всё это зашло слишком далеко. И такая страшная печаль давила на меня со всех сторон.

– Тебе нужно выбираться. Здесь тебе не место, – сказала мама, потом улыбнулась и добавила, – Какая ты красавица у нас. И платье тебе к лицу.

– Из-за него я здесь и оказалась, – ответила я и снова заплакала.

– Ну довольно. Довольно. Нельзя так.

– Всё как-то запутанно. Не знаю. Всё не так.

– Значит, когда выберешься, сделай, чтобы было так.

– Да знать бы как это – так.

И тут отец, который до сих пор молчал, едва слышно промолвил:

– Никто толком не знает.

Откуда ни возьмись, на столе появилась тарелка с вилкой и горячая сковорода с блинами. Мама сказала:

— Может поешь?

– Что-то не хочется. Зачем я купила это платье, какая дура. И вообще всё не так. Всё не так.

– Платье тут ни при чём. Тебе просто нужно оглядеться.

– Да, живу, как на автопилоте. Так нельзя. Жизнь-то одна.

– На этом тоже не зацикливайся, – сказал отмалчивающийся папа.

– Ты иди. Тебе пора. Выходи в эту дверь и иди прямо, никуда не сворачивай.

Мне снова захотелось их обнять, но я знала, что не надо. И плакать нельзя. Что ж такое?! И всё не так, не так, не так! Почему нужно было сквозь землю провалиться, чтобы это понять? Жизнь моя – пустышка, всё вокруг меня пустышка, я живу, как в безлюдном городе, среди призраков. Я встала и пошла к двери под лестницей, которую указала мама. Что не нужно оборачиваться, я тоже догадалась. Так во всех сказках написано.

Дверь вела в подвал. Я спустилась и почувствовала запах сырости и огорода. Была непроглядная темень. Я пошла вперёд, споткнулась. Достала телефон и включила фонарь. Вдали замаячила фигура мальчика в полосатой футболке. Он приближался. Увидев меня, он опять приложил палец к губам. Я вдруг поняла, что он напоминает мне не кого-то из прошлого, а из будущего. И сразу радостно стало, что мы встретимся. Корзинка его была пуста. Он взял меня за руку и повёл вперёд. Мы шли с полчаса и всё молча, запах огорода усиливался. Мальчик остановился в месте, где сверху капала вода и свисали корни картошки с большими ровными клубнями. Мальчик показал мне в сторону лестницы, которую я без него никогда бы не заметила, а сам начал отрывать клубни и класть в корзину.

Вода текла и текла по корням, я была вся мокрая и грязная. Ещё недавно такое красивое и соблазнительное платье липло к ногам. Поднявшись по лестнице и открыв дверь, я оказалась в парке на окраине нашего городка. Шёл дождь. В окнах загорались огоньки, с шумом проехал тролейбус.
Вроде бы всё знакомое, живое. Почему же так щемит сердце? И всё кажется не настоящим? Может надо было там остаться? Нет, придётся пока здесь. Хотя бы ради мальчика с корзинкой. Он ведь придёт. Должен прийти.

На душе моей немного посветлело, и я двинулась домой.


Рецензии
Оригинальный рассказ. Необычная трактовка проклятия. Но с ним не поспоришь. В детстве мы клялись примерно так: "Если вру, провалиться мне на этом месте" или "Не будет мне ни дна, ни покрышки". Но никто не проваливался и никто не знал, что за дно и что за покрышка. А тут девушка раз - и провалилась.
Проклятия существуют, имеют силу, плохо влияют на людей. Плохо и реально, если человек верит и боится.

Героиня рассказа не боялась. Она, провалившись, стала Алисой в подземелье и шла задом наперёд. Такое может случиться только с весёлым человеком, остающимся ребёнком в душе.

Так что, спасибо этому ребёнку за путешествие под землёй. Получилась почти фантастика. А кто у нас самый знатный фантазёр? Ребёнок. И только он способен вырвать из череды серых будней и заставить прогуляться по подземелью, причём в двух направлениях - в прошлое и в будущее.

Хорошо, когда автор может посмотреть на мир глазами ребёнка!

Александра Стрижёва   29.07.2025 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Такой свежестью повеяло от твоего отклика!

Шпинель   29.07.2025 22:57   Заявить о нарушении
Саша, Земляника - ребенок?

Я не почувствовала, что у героини - веселый ребенок в душе.

Если женщину пенсионного возраста героиня воспринимает //Может это я сама? К примеру лет через тридцать// - значит героине около 30 самой.

Поэтому и странным кажется ее такая реакция на платье //Зачем я купила это платье, какая дура// - т.е. достаточно взрослая девушка так болезненно реагирует на замечание неизвестно кого.

И конечно, (сейчас поняла) - очень не хватает описания платья, что в нем не так с точки зрения скучных женщин с авоськами. Что в нем не так с точки зрения самой героини?

Что в жизни героини не так, если она реагирует на замечание "скучных женщин с авоськами", откуда запредельная неуверенность в себе 25-30 летней женщины. Если и есть "ребенок" в душе героини, то зажатый, запуганный, неуверенный в себе и очень одинокий.

Веселый "ребенок" увидел бы в подземелье тетку с авоськой в своем платье (это ведь тетка собиралась провалиться). И веселый ребенок бегал бы по подземелью с бластером, отбиваясь от "опасностей" в погоне за теткой - чтобы прижать к стенке и заставить признать - что платье самое распрекрасное.

Такие вот мысли.
Женя

Воинственный Читатель   30.07.2025 11:00   Заявить о нарушении
Женя, дети бывают разными. Я не сказала, что Земляника ребенок. Сказала о детском восприятии приключения. А разве это восприятие взрослого? Ну-ка, провали взрослого под землю, что бы он делал? Пытался бы выбраться или орал, звал на подмогу.

Александра Стрижёва   30.07.2025 11:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Женя. Конечно, Саша имела ввиду, что героиня в душе ребёнок.
Думаю, когда мы спим, мы все немного дети. А это написано, ну я так думаю, в стиле сюрреализма. Сюр это типа страшный сон наяву. Поэтому мне не кажется важным тут какое именно платье и вполне возможна её гипертрофированная реакция.
Может я и не права.
Земляника

Шпинель   30.07.2025 11:44   Заявить о нарушении
Да, я тоже о внутреннем ребенке.

Но у героини внутренний ребенок однозначно не внутренний ребенок //весёл(ого) человек(а), остающ(егося) ребёнком в душе //.

Я говорю о том как считывается по рассказу.

Восприятие подземелья в фантазии 25-30 летней девушки: //Это ли не ад — идти по бесконечному тоннелю без цели и надежды? Мне стало вдруг страшно одиноко. Когда я совсем отчаялась, я увидела нишу, где из земли проглядывал как будто угол деревяного сундука. Я потёрла его пальцем, как вдруг, земля стала обваливаться, оголяя пустоты. В них, среди спутанных корней, комьев висящей глины висели гробы. Много гробов. Я в ужасе воскликнула// - это вот совсем не восприятие внутреннего "веселого" ребенка героини.

Это подсознание девушки, отчаявшейся от рутины существования, одинокой в душе, не видящей перспектив. Она (героиня) предприняла попытку вырваться из мрачной повседневности - купила и надела новое не совсем стандартное платье и получила щелчок по носу, обидный, именно обидный, задевающий ее. Щелчок от персоны, которую воспринимает как//полная скучная женщина с авоськой//.

Отчаявшийся внутренний ребенок отправляет себя в подземелье, с комьями, гробами, ищет защиты (родители), лелеет надежды (мальчик в полосатой футболке).

Внутренний ребенок веселого человека(будь таковым человеком героиня )- однозначно отправил бы тетку в подземелье (а не себя). Особенно потому что звучит от тетки: //Я б скорее сквозь землю провалилась, чем надела бы такое платье!// - по вероятной логике внутреннего ребенка "веселого человека" - тетка провалилась бы и просила дать ей надеть такое платье чтоб выбраться.

Собственно я хочу сказать, что я, как читатель, не считываю героиню как//весёл(ого) человек(а), остающ(егося) ребёнком в душе.//

Я считываю одинокого, замученного рутиной человека, сделавшего неудачную попытку вырваться из бесконечного тоннеля, по которому она бредет без цели и надежды. Но вместо прорыва (почувствовать себя в новом платье) получает неодобрение от человека, который по сути и не является авторитетом. В силу обстоятельств и уязвимости героиня "проваливается" в подземелье (в подсознание) и продолжает уговаривать себя вырваться из существующего положения:

//– Всё как-то запутанно. Не знаю. Всё не так.

– Значит, когда выберешься, сделай, чтобы было так//

Женя

Воинственный Читатель   30.07.2025 12:32   Заявить о нарушении
Вот, кажется поняла, чтоб убрать диссонанс по поводу, кто долден "провалиться".
Тетка может сказать:

"Лучше сквозь землю провалилась, чем надеть такое платье!"

Тогда героиня "проваливается", но в платье, т.е. оставаясь при своем, и получает еще больше подтверждений, что надо выбраться из существующего жизненного положения.

Женя

Воинственный Читатель   30.07.2025 12:54   Заявить о нарушении
Веселая не значит хохотушка. Ну, ладно, любопытная. По всем ее действиям не скажешь, что перед нами взрослый человек.
Если говорить про детей, которые воспринимают мир не очень "весело", предложу посмотреть "Страну приливов". Только посмотрите до конца, если хватит сил.
Попробуйте вспомнить свои сны,иногда забывали, что вы во сне. О чем там было и как подавалась информация?
Я к тому, что увидела в рассказе именно то, что описала.
А вообще- то сны реально рассказывают о характере человека. Но сны Я немного приплела, а вот фильм посмотрите.

Александра Стрижёва   30.07.2025 14:10   Заявить о нарушении
"Лучше сквозь землю провалилась, чем надеть такое платье!"
– я подумаю, Женя
Спасибо.

Шпинель   30.07.2025 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.