Кошерно, Кошер, Кашрут- что это?

Кошерно
В Одессе выражение "кошерно, не кошерно" в основном используется в контексте обсуждения еды и соблюдения еврейских религиозных законов, касающихся питания.
Хотя эти слова и пришли из идиша и иврита, они часто употребляются в разговорной речи и могут означать просто "хорошо/плохо", "подходит/не подходит", "правильно/неправильно", выходя за рамки религиозного значения.
В еврейской традиции "кошерный" означает пищу, приготовленную в соответствии с религиозными законами, в то время как "не кошерный" - пищу, не соответствующую этим законам.
В Одессе, где исторически проживало много евреев, эти слова вошли в разговорный язык и часто используются в более широком смысле.
• Примеры использования:
• "Этот ресторан, кошерно, там готовят по всем правилам".
• "Не знаю, кошерно ли это, но я попробую".
• "Вчера сходил в кафе, не кошерно там, больше не пойду".
• Не только о еде:
Хотя корни выражения связаны с едой, одесситы могут использовать его и в других ситуациях, когда хотят сказать, что что-то "подходит" или "не подходит", "правильно" или "неправильно".
и Кашрут. Что  можно или нельзя есть евреям.

Кошер
Kosher, («подходящий» или «правильный»), в иудаизме, пригодность объекта для ритуальных целей. Хотя обычно применяется к продуктам питания, которые соответствуют требованиям диетических законов (кашрут), кошер также используется для описания, например, таких объектов, как свиток Торы, вода для ритуального омовения (миква) и ритуальный бараний рог (шофар). Применительно к еде кошер является противоположностью terefah («запрещенный»); применительно к другим вещам он является противоположностью pasul («непригодный»).
В связи с диетическими законами кошер подразумевает что пища не получена из животных, птиц или рыб, запрещенных в Левите 11 или Второзаконии 14;  что животные или птицы были забиты ритуальным методом shehitah (см. ниже); ( что мясо было посолено, чтобы удалить кровь (Второзаконие 12:16, 23–25 и в других местах) после того, как туша была критически осмотрена на предмет физических изъянов, и что седалищный нерв был удален из задней части (Бытие 32:32); и что мясо и молоко не были приготовлены вместе (Исход 23:19) и что использовалась отдельная посуда.
Вследствие термин terefah (то, что было разорвано зверями; Бытие 31:39) распространяется на всю пищу, нарушающую закон, даже, что неверно, на примеси закваски на Песах, хотя K;sh;r la-Pesach, «пригодное для Песаха», довольно правильно. Так называемое кошерное вино готовится под наблюдением, чтобы предотвратить возлияния идолам и, согласно Талмуду, чтобы избежать контакта с ней неевреев. Последнее правило в настоящее время соблюдается только ультраортодоксами. Пережиток римских времен, он когда-то был общим как для иудаизма, так и для раннего христианства.
Особый метод убоя животных, называемый шехита, заключается в надрезе, который делает поперек шеи животного или птицы квалифицированный человек, специально обученный для ритуального убоя, специальным ножом, острым как бритва, с гладким краем, без каких-либо зазубрин. Разрез должен быть сделан одним быстрым и непрерывным движением ножа, а не надавливанием или ударом ножа. Разрез перерезает основные артерии, оставляя животное без сознания и позволяя крови вытечь из тела. Забойщик (шохет) читает молитву перед актом шехита.
Иногда высказывались возражения против этого метода убоя по причине жестокости. Вид борющегося животного вызвал беспокойство гуманных обществ, и в некоторых европейских странах это привело к принятию законодательства, запрещающего шехита. Однако научное мнение указывает на то, что разрыв сонных артерий и яремной вены одним быстрым движением приводит к почти немедленной потере сознания, а последующая борьба представляет собой рефлекторное мышечное действие.
В ортодоксальном иудаизме диетические законы считаются следствием божественного повеления «быть святым» (Левит 19:2), но в реформистском иудаизме их соблюдение было объявлено ненужным для жизни благочестия.

Кашрут
Кашрут, в иудаизме, правила, запрещающие употребление в пищу определенных продуктов и требующие, чтобы другие продукты были приготовлены определенным образом. Этот термин также обозначает состояние кашрута в соответствии с еврейским законом- Галаха..
Большинство предписаний относительно кашрута можно найти в библейских Левите, Второзаконии, Бытии и Исходе. Были предприняты попытки установить прямую связь между этими законами и здоровьем, но для соблюдающих евреев не требуется никаких других мотивов, кроме того, что Бог так предписал им. Хотя реформистские евреи считают кашрут больше не имеющим смысла, они могут соблюдать законы из уважения к соблюдающим гостям.
Вкратце и в целом, евреи, соблюдающие кашрут, могут есть только ту рыбу, у которой есть и плавники, и чешуя (т. е. не моллюски), определенных птиц и млекопитающих, которые жуют жвачку и имеют раздвоенные ноги. Эти млекопитающие и птицы должны быть забиты в соответствии с ритуалом, нарушение которого делает мясо «непригодным» для употребления. Пища, ритуально непригодная по какой-либо причине, называется «запретной» (терефа), в противоположность кошерной («пригодной» или «надлежащей»). Поскольку кровь животных употреблять в пищу нельзя, мясо должно пройти ритуальный процесс предварительного замачивания и «соления» (мелиха), чтобы удалить всю кровь, которая может остаться в мясе после ритуального забоя (шехита).
Строгое разделение мясных и молочных продуктов предписано как при употреблении, так и при приготовлении. Это ограничение не только запрещает употребление этих двух видов пищи за один прием пищи, но и требует, чтобы во время приготовления для мясных и молочных продуктов использовались разные наборы посуды, столовых приборов, утвари и столового белья. Некоторые продукты являются «нейтральными» (пареве) и их можно свободно употреблять с мясом или молоком. Никаких ограничений не применяется к использованию овощей и фруктов. Что касается кошерного вина, ультраортодоксальный иудаизм требует, чтобы неевреи были исключены из его приготовления. Во время праздника Песах (Пасха) действуют особые диетические законы, исключающие использование закваски в хлебе и других хлебобулочных изделиях.
В ортодоксальном иудаизме диетические законы считаются следствиями божественного повеления «быть святым» (Левит 19:2), но в реформистском иудаизме их соблюдение было объявлено ненужным для жизни благочестия.


Рецензии