Цудахарское вольное общество 19 век. Торговля
политической жизни Цудахарского союза значительно возрастает роль внутренней и внешней торговли. Внутренняя торговля была в основном меновой. Торговля
производилась на еженедельных базарах, устраиваемых на территории крупных селений союза, таких как Цудахар, Хаджалмахи , Куппа. Предметами торговли здесь были «скот, мануфактурные и бакалейные товары, хлеб, произведения садоводства, скотоводства, кустарных промыслов». Жители союза на местных базарах продавали также избыток пчелиного меда. Самая бойкая купля-продажа происходила весной - в
апреле-мае, когда мужское население возвращалось из отхожьего промысла.На базарах продавались сукна, ковры, бурки, холсты. Обмен на территории Цудахарского союза происходил регулярно: в четверг устраивался базар в сел.Куппа, в Цудахаре
- в пятницу, по субботам - в Хаджалмахи. В обменных связях цудахарцев отчетливо отражалась зональная специализация промыслов и хозяйства в целом. У жителей
населенных пунктов, расположенных по бассейну реки Казикумухское Койсу - Цудахар, Санамахи, Карекаданимахи, Кулибухна, Тебекмахи, Аметеркмахи, Куппа, Хаджалмахи и
др, главным продуктом обмена были продукты садоводства и виноградарства.
Продукты животноводства в основном привозили из Алиханмахи, Кулибухна, Голадтымахи, Хаджалмахи и т.д. Продажа изделий домашних промыслов преобладала в Балхаре, Хаджал-махи, Санамахи, Цудахаре и т.д. Торговлей продуктами
пчеловодства занимались жители сел.Куппа с отселками, Убекимахи, Хаджалмахи, Каданимахи, Цудахар и др. Активные двусторонние торговые связи поддерживали
цудахарцы с жителями соседних районов: даргинских союзов, аварцами, лакцами и др.
Наиболее тесные торговые связи жители Цудахарского союза имели с сел. Казикумух. По четвергам цудахарцы ездили в Казикумух, в субботу - на базары в Акуша, который жители союза называли «хунна базар», где покупали необходимые себе товары - шкуры, папахи, бурки, башмаки, сафьян, посуду, сыр, масло и т.д. В свою очередь, жители союза продавали кожу, сукно, шкуры, обувь,шапки и т.д. Торговые связи поддерживались также с селами Амузги, Харбук, Кубачи, откуда цудахарцы привозили железные части сельскохозяйственного инвентаря, топоры, косы, серпы, кубачинские украшения, кинжалы и т.д. На цудахарский базар приезжали жители аварских сел и продавали скот, топленое масло, овечий сыр. Из Гергебиля привозили фрукты, так как у них некоторые фрукты/черешня, абрикосы/ поспевали на 15-20 дней раньше, чем в Цудахаре. Приезжавшие на цудахарский базар аварцы, акушинцы, лакцы,кумыки покупали здесь свежие фрукты, сухофрукты, шавро,выделанную кожу, продукты животноводства. Куппинцы покупали здесь шавро и выделанную кожу, привозимую из Тебеклимахи, из которой шили себе обувь. Основным видом торговли цудахарцев с аварскими обществами являлось холодное и огнестрельное оружие местного производства, а также местное сукно, домашние шерстяные паласы. У аварцев жители союза приобретали шкуры, шерсть длинношерстных овец, из которой изготовляли сукно. У андийцев жители союза покупали наплечные бурки. В Губдене и Маджалисе цудахарцы покупали необходимый для себя строительный лес и деревянную утварь, у голотлинцев - балки для потолков. Последние сами доставляли их цудахарцам.
С начала XIX в происходит усиление обмена и торговли с жителями Засулакской Кумыкии, с шамхальством Тарковским, Дербентским и др. торгово-ремесленными центрами Дагестана. Вывозились для продажи самые разнообразные товары. Жители
союза продавали лошадей, быков, изделия из серебра, глиняные кувшины, посуду. Большую известность во всей Даргинии и у кумыков получили фрукты и виноград цудахарцев. В обмен на вышеназванные предметы и продукты жители Цудахарского союза приобретали необходимые продукты и товары. Зерно в основном приобретали в шамхальстве Тарковском и в Засулакской Кумыкии. В Дербенте в обмен на «лезгинское
сукно» приобретали шелковые и хлопчатобумажные ткани, краски для тканей и паласов и т.д. В Цудахарский союз сельских общин приезжали для торга и обмена своих товаров не только жители соседних районов Дагестана, но и торговые люди - купцы, проживающие в Кизляре, Дербенте и в других торговых центрах Дагестана - евреи, армяне, русские. У приезжих купцов, как указывалось выше, особым спросом пользовался виноград. Жители Цудахарского союза продавали на базаре виноград за 1 руб. пуд, или же продавали его оптом на корню. В этом случае приезжие купцы на месте давили из него вино. Затем готовое вино увозили и продавали под именем
тавлинского вина или «горного чихира», под которым был известен вдоль всей Терской линии. Приезжие купцы вывозили также сливочное масло, овечий сыр, сушеные фрукты и т.д. Состояние торгвли в Цудахарской союзе хорошо описано Д.Н.Анучиным. Вот как он писал: «Еженедельно по пятницам бывают в ауле базары, где продаются разные товары, привозимые из России, преимущественно из Астрахани, откуда привозят верблюжью шерсть, посуду, галантерийные товары. Вывозятся бараньи шкуры, сукно. Товары на арбах с кладью до 25 пудов идут до Цудахара 4 дня. Таких арб проходит в год 40-60. Хлеба на год не хватает и его приходится покупать. Из Терской области везут кукурузу, из Кайтаго-Табасаранского - ячмень, пшеницу,
из Темир-Хан-Шуринского округа - все три вида хлеба». Цудахарцы торговали с торговыми центрами не только внутри Дагестана: Анди, Хунзах, Казикумух, Леваши, Акуша, Уллу-ая и т.д., но проникали за пределы Дагестана: в Терскую область, в Калмыкию, Закавказье, Северный Кавказ, Россию. С начала XIX в. торговые связи с Россией заметно возросли. Были развиты в изучаемое время связи жителей Цудахарского союза с Кизляром. В изучаемое время торговые связи жителей Цудахарского союза расширились не только с Кизляром, но и с другими
торговыми центрами России и народами Кавказа. Как указывалось выше, цудахарцы приезжали в Астраханскую губернию за покупкой верблюжьей шерсти для изготовлени
знаменитых цудахарских сукон. Затем готовое сукно они вывозили в Нуху, Шемахи. Верблюжью шерсть цудахарцы приобретали также в Закаспийских областях. Товары из внутренних районов России, Астрахани, Баку, Закаспийских районов и др. привозили
морем до Порт-Петровска, дальше доставляли на подводах вьюками. В изучаемое время в Цудахарском союзе сложилось торговое сословие. Постепенно, отрываясь от других занятий, определенная часть цудахарцев стала заниматься преимущественно торговлей. Представители торгового сословия вывозили за пределы Дагестана
товары не только жителей своего союза. Они также скупали для перепродажи товары у жителей соседних районов. Многосчисленные сведения сообщают, что цудахарские
торговцы скупали продукты садоводства на корню у гергебильцев и унцукульцев, спускались по бассейну Койсу в Гумбетовский союз. Жители Нижнего и Верхнего Инхо постоянно продавали в период сбора урожая фрукты прямо на деревьях цудахарцам,
установив приблизительную цену. Последние сами собирали и увозили для перепродажи в Терскую область, Кизляр и т.д. По данным начала второй половины XIX в. только в одном сел. Цудахар было 38 хозяйств, которые признали главным источником дохода торговлю. Всего же в Цудахарском союзе таких людей насчитывалось 75 человек.
На внутренних базарах, где преобладала меновая торговля, в качестве эквивалента применялись скот, сукно, котлы и т.д. Однако здесь также применялись деньги. Во внешней торговле в качестве эквивалента использовались русские деньги и особенно
рубли. Бывшие в ходу ранее турецкие и персидские монеты в изучаемый период все более оттеснялись российскими деньгами. У жителей Цудахарского союза имелись свои основные единицы измерения: для фруктов и сыпучих тел - «барха» вместимостью
от 20 до 24 литров или 18-19 кг, «сахъ» - от 2,5 до 12 литров. В 1 «барха» входило от 4 до 8 «сахъ». В исследуемый период, как и ранее, развитию торговли
препятствовало плохое состояние путей сообщения и состояние транспорта. Перевозка товаров осуществлялась на ослах и лошадях вьюками в основном по тропинкам.
Для перевозки строительного леса и других объемистых товаров наиболее распространенным видом транспорта в исследуемое время была арба в бычьей упряжке.
Из имевшихся в изучаемое время путей сообщений наиболее известной и удобной была дорога: Цудахар Акуша протяженностью в 25 верст. Дорога из Цудахара в Акуша и далее в приморский Дагестан называлась «Хан-хуни» (ханская дорога), которая шла через шамхальство Тарковское, по территории уцмийства Кайтагского в Дербент и далее в Азербайджан. Существовала дорога Акуша - Цудахар - Тарки. В Кумыкию вела
дорога Хаджалмахи - Леваши - Чоглы - Урма - Кака - Шура - Параул. Через даргинские земли в лакские шла дорога Цудахар - Кумух. Через лакские земли жители Цудахарского союза были связаны с Южным Дагестаном и Азербайджаном. Эта трасса Цудахар - Кумух - Чирах - Усух - Карах - Ахты - Пуха. Через аварские земли проходил путь, связывающий Цудахарский союз с Грузией. Существовала дорога, соединяющая территорию союза с Кизляром: Цудахар - Унцукуль - Сулакский каньон - Салатавия - Эндирей - Кизляр. Анализ приведенного материала, таким образом,
показывает, что в основе хозяйственной деятельности населения Цудахарского союза лежали общедагестанские традиции, которые прослеживаются в его главных занятиях. Но вместе с тем хозяйственная деятельность жителей Цудахарского союза имела
и ряд черт, характерных как для цудахарцев, так и для всей долинной зоны Нагорного Дагестана, связанные, главным образом, с историко-географическими факторами.
Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.
Свидетельство о публикации №225072701417