Простить нельзя забыть
Андрей ходит по комнате.
Паркет скрипит ровно в том месте,
где его жена Анна когда-то просила:
«Почини…»
Он не починил.
Теперь он наступает ритмично,
словно отбивает такт:
«Она сидела на полу…»
(пауза — глоток виски из трещиноватой рюмки)
«…и груду писем разбирала…»
В голове всплывает:
«Почему Тютчев мог, а я — нет?
Он же тоже врал, пил,
а его до сих пор цитируют, боготворят.
Дверь распахивается — Сергей,
пахнет зимней сыростью и дешёвым одеколоном.
«Ты что там бубнишь?»
«Сам ты бубнишь! Это Тютчев».
«А, тот, что с тёткой молодой путался?»
Андрей бросает окурок в пепельницу.:
Не тётка — подруга его дочки.
И ребёнок был… И не один — трое..
А жена терпела.
Потому что он — гений.
А если ты — никто,
то и грехи твои —
мелкие, пошлые,
как неоплаченный счет в баре…»
Голос супруги Анны обрывистый, как старый пленочный диктофон.
«Тыы… не Тютчев.
У тебя даже сонеты не получаются.
Вчера… опять пахло духами.
Не теми, что я дарю себе на день рождения.
Мне уже стыдно спрашивать.
Подруги смотрят в тарелку,
когда я вхожу в кафе.
Как будто я — прозрачная.
Ты даже не представляешь,
как это — целовать тебя,
зная, что губы твои
только что были в другом месте…»
(Её внутренний монолог, когда она собирает чемодан):
«Зачем я беру эту глупую кружку —
подарок его мамы?
Выбросить?
Но вдруг…
Нет.
Вдруг не бывает.
Только наверняка.
Наверняка — он не изменится.
Наверняка — я устала.
Наверняка — лучше одиночество,
чем эти ночи у окна,
где я считаю шаги
и гадаю:
его — или соседа?»
После развода жизнь становится похожа на скрип несмазанной двери:
Холодильник гудит как больной.
Внутри — полупустая банка солёных огурцов
и вчерашняя пицца,
которую он даже не разогрел.
Телефон молчит.
Раньше он боялся, что Анна напишет.
Теперь боится, что не напишет никто.
(Внутренний монолог перед зеркалом):
«Слепота — это как медленный закат.
Сначала ты не замечаешь,
что краски стали бледнее.
Потом — очки уже не помогают.
Потом — мир расплывается,
как акварель под дождём.
Может, это наказание?
За что?
За Анну?
За тех женщин?
Или просто возраст
берёт своё?»
Анна стоит на пороге —
в руках пакет с апельсинами
(он всегда любил их).
«Ты… зачем?»
« Сын подруги рассказал…
Что ты почти не видишь».
Он отворачивается к стене:
«Мне не нужна твоя жалость».
«Это не жалость.
Это… я просто не смогла».
(Её мысли, пока она моет пол):
«Почему я здесь?
Он ведь не изменился.
Те же сигареты на подоконнике.
Но когда я увидела его пустые глаза —
что-то внутри перевернулось.
Может, это старость?
Или глупость?
Или…
просто некуда больше идти?»
(Они учатся жить заново — медленно, как дети)
Она водит его по врачам —
он ворчит, но ходит.
Однажды ночью он нащупывает её руку:
«Прости…»
Она не отвечает,
но не отнимает ладонь.
(Его мысли перед сном):
Прежде я полагал, что жизнь должна быть яркой, наполненной увлечениями и приносить радость.
Теперь понимаю:
настоящее —
это её дыхание рядом,
это скрип кровати,
когда она ворочается,
это запах борща,
который я когда-то ненавидел…»
Они вместе, но прежнего уже не вернуть.
Свидетельство о публикации №225072701522