26. Впервые в истории

   Повторим, в истории евангельского Иисуса нет ничего необычного.
Мы уже не раз перечисляли аналогичных умирающих (убитых) и воскресающих божеств. (Обиняком тут стоит ужасная казнь Иисуса, но она как раз не могла добавить популярности его культу).
Философские же взгляды Иисуса, изложенные в его проповедях, близки идеям т.н. античных стоиков.
Конечно, тут же могут сказать: "Ни в одной древней религии и ни в одной древней философии мы не находим такого чистого и возвышенного учения о нравственности, какое находим в христианстве" (И.А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, ч.2, 1).
Можно даже не просить пояснить, каковы критерии этого "чистого и возвышенного", и показать, что это не одни только слова. А просто прочесть м буквально следующую фразу из этого же труда: "Оно (христианство) есть явление новое и оригинальное. Конечно, если обращать внимание на отдельные частные положения, то придется отрицать самобытность христианского нравственного учения" (там же). По-моему, тут все ясно.
   Что касается политических взглядов Иисуса, то их можно охарактеризовать следующим образом: "Ранние христиане не стремились изменить общественное и государственное устройство, они желали преобразовать души людей".
Вряд ли проповедник подобных взглядов мог снискать популярность у народных масс.
Нет, фигура евангельского Иисуса была создана для того, чтобы заслонить собой человека, который выступил с действительно революционными лозунгами.


Этот человек - Дьердь Дожа. Вот его т.н. Цегледское (по имени города, где было провозглашено) воззвание (1514):
"Венгерские мужи!
Нет ничего хуже перед лицом Бога, когда ни на что не годные люди властвуют над своими ближними.
Нет большего греха, чем когда такие люди, злоупотребляя властью, порабощают представителей своего народа.
Вы сограждане венгерской знати, но вас сделали не крестьянами, а рабами.
Все, что произрастает от вашего труда на полях, все, что вы получаете от своего скота, становится добычей знати.
Вы пашете для них землю, сажаете виноград, разводите мелкий и крупный скот,
но вам достается лишь рабство и нужда.
Любой знаком в Венгрии с ежедневной нищетой. Если человек строит дом, если женится, если выдает замуж дочь, принимает гостей, если родился, если умер, если обратился к королю - что бы он ни сделал, за все надо платить.
Сколько еще венгры будут это терпеть?
Следуйте за Богом, который собрал вас вместе и дал вам оружие.
Атакуйте этим оружием своих врагов!
Пусть ваше мужество не знает страха!
Я не оставлю вас в опасности. Я буду вашим вождем в возвращении свободы, и, если поможет нам Бог, верну вам ее. Буду верным вам несмотря на опасности. Буду вашим защитником, приложу все свои силы для вашего блага и для сокрушения врагов".
(Выражаю благодарность Татьяне Верче за помощь в поиске этого текста).

Что здесь написано?
Все населяющие государство равны. Никто не может быть порабощен своими согражданами. Никто не может отбирать у человека плоды его труда. Никто не должен жить в нищете.
То есть Дьердь Дожа проповедовал социальное равенство.
Повторим, это совершенно революционный, невиданный дотоле тезис.

- Позвольте, - может сказать читатель, - а как же античные восстания рабов?

Мы даже не будем сейчас обращать внимание на время появления сочинений об этих восстаниях. (Произведения Диодора Сицилийского, повествующие о сицилийских восстаниях рабов, были напечатаны в середине 16 века, произведения о восстании Спартака: "Сравнительные жизнеописания" Плутарха - в 1470 г., "Гражданские войны" Аппиана - в 1551 г.)

Прочтем, что в них написано.
Вот что пишет Диодор Сицилийский о сицилийских восстаниях рабов:

"рабы стали убивать на открытых местах людей, путешествовавших поодиночке и по двое; затем, собираясь толпами, начали нападать ночью на незащищенные сельские виллы, уничтожали их, имущество грабили, а пытавшихся сопротивляться убивали" (Историческая библиотека, Кн. XXXIV. Гл. 2, 28);

"восставшие рабы, разумно заботясь о будущем, не сжигали мелких вилл, не уничтожали в них ни имущества, ни запасов плодов и не трогали тех, которые продолжали заниматься земледелием, чернь же из зависти, под видом рабов устремившись по деревням, не только расхищала имущество, но и сжигала виллы" (там же, 48);

"Выбранный ими царем, надев на себя диадему, Афинион принял тактику, противоположную тактике остальных мятежников. Он не принимал в свою армию всех без различия восставших, но принимал в войско лучших из них, а остальным приказывал оставаться на своей прежней работе и заботиться о своем хозяйстве, поддерживая в нем порядок. Таким путем доставлялось обильное продовольствие для воинов" ( Кн. XXXVI. Гл. 1. § 1., 5.2).

То есть ни о каком социальном переустройстве речь не шла, восставшие рабы хотели занять место своих прежних хозяев

Примерно то же мы читаем в описаниях восстания Спартака.

Саллюстий: "Рабы же, в виду полного истощения их провианта, все тайком вышли из лагеря, а чтобы враг на них не напал вблизи, в то время как они будут заниматься грабежом" (История, Кн.III фрагмент 96).

Плутарх: "Теперь Спартак стал уже великой и грозной силой, но как здравомыслящий человек, ясно понимал, что ему все же не сломить могущества римлян, и повел свое войско к Альпам, рассчитывая перейти через горы и, таким образом, дать каждому возможность вернуться домой - иным во Фракию, другим в Галлию. Но люди его, полагаясь на свою силу и слишком много возомнив о себе, не послушались и на пути стали опустошать Италию" (Сравнительные жизнеописания, Красс).

Аппиан: "мятежники хорошо вооружились и часто выходили на грабеж" (Гражданские войны, том 1).

То есть рабы хотят вернуться в свои страны и в свою старую социальную систему.
Речь о переустройстве социальной системы не идет.
В отличие от впервые в истории прозвучавшего революционного тезиса Дьердя Дожи о социальном равенстве всех жителей государства.

Поэтому культ Дьердя Дожи под именем святого Георгия распространился по всей Европе. Поэтому этого царя-воина, освободителя угнетенных, изданный Эразмом Роттердамским "Новый завет" хотел заслонить образом Сына Божьего, проповедовавшего подчинение властям на земле и освобождение на небесах.


Рецензии