Цудахарское вольное общество. Земельные отношения

Для того, чтобы определить уровень социально-экономического развития общества необходимо в первую очередь изучить аграрный вопрос. Проблема формирования, развития и типологии земельной собственности для докапиталистических формаций в целом представляется особенно важной, поскольку все виды трудовой деятельности человека были непосредственно связаны с землей. Этим определяется важность изучения земельно-правовых отношений, существовавших и в Цудахарском союзе сельских общин в конце XVIII -первой половине XIX вв. В обществах Цудахарского союза в изучаемый период существовало 3 формы земельной собственности: 1/ частная, 2/общественная и 3/мечетская.
Основной форме собственности на землю была частная собственность -мюльк (от арабск. «малык» - владелец). Образование мюлька у цудахарцев, как и у других народов Дагестана, «объясняется существовавшим повсюду на востоке порядком, по которому впервые обработанные кем-либо земли становятся собственностью возделывателя». Очистка будущего участка или клочка земли от камней, искусственное образование на нем почвы, которую необходимо было носить в корзинах из ущелий, затем обязательное разрыхление приготовленной таким путем пашни» - это один их источников образования частной собственности, когда общинник обрабатывал себе под пашню невозделанные земли в условиях малоземелья. Первоначальной основой возникновения частного землевладения была общинная земля. Все населенные пункты
союза были расположены на общественных землях. Джамаат каждому хозяйству выделял место для постройки дома, под огороды и т.д. Получив разрешение джамаата, семья старалась «окультивировать» из общинных земель себе земельные участки под пахоты и сенокосы. К изучаемому периоду в Цудахарском союзе основная масса общинных земель находилась в руках частных собственников. В частной собственности отдельных семей находились главным образом пахотные и покосные земли, участки под усадьбы, сады, а также отдельные участки леса. Согласно архивным данным
всего в частном владении находилось 3031 десятин пахотных земель, покосов и пастбищ. Владельцы частных земель имели неограниченные права на свои земли. Следовательно, полная свободная собственность на землю означала не только возможность беспрепятственно и ограниченно владеть ею, но также возможность и отчуждать ее. Из всех видов мюлька, наиболее значительными были пахоты.
Это в основном наибольшие участки плодородной земли, составляющие одну из самых важных категорий частной земельной собственности. Они находились в руках отдельных семей и образовали материальную базу для всего населения союза.
Частная собственность на землю с правом отчуждения создавала условия для сосредоточения у одной части общинников больших земельных угодий и потери земли другой частью общинников, земельных угодий и потери земли другой частью общинников, т.е. приводила к имущественному расслоению общества.
Второй формой земельной собственности были вакуфные земли. «Вакуф»
означает по-арабски «остановить», по шариату- «пожертвовать». Образовались вакуфы в результате того, что собственник дарил, завещал определенную часть земли, а если не было наследников, то и весь мюльк в пользу мечети, для нужд джамаата, на содержание мутаалимов* и на другие добрые дела. Наряду с пахотными и покосными участками собственник мог завещать в «вакф» любую вещь: скот, определенную часть
своего дохода и т.д. Все, что было дарено в «вакф» не могло отчуждаться и передаваться в собственность частным лицам, а навечно передавалось в собственность по назначению и сохраняло поэтому свои первоначальные размеры. Собственниками вакуфных земель в каждом обществе являлись мечети, во многих из которых было по несколько. Принадлежали мечетям не только пахоты и покосы, но и сады. Вакуфы имелись во всех общинах Цудахарского союза. Как и в других местах, у цудахарцев существовало несколько видов вакуфа: 1/ вакуфы, находившиеся в пользовании мечетей. Эти участки отдавались членами джамаата в аренду за условную
часть урожая. Иногда обрабатывались вакуфы всеми членами джамаата бесплатно. Это наиболее распространенный тип вакуфных земель, 2/ вакуфы, находящиеся в  пользовании своих владельцев, но согласно завещанию обязывались выделять ежегодно в пользу мечети определенную часть дохода в виде сельхозпродуктов или денег.
Как писал А.Омаров, с пахотных и пастбищных земель, на которые наложен «вакф», в мечеть посылали хлеб, с пасущихся на них баранов - барана, сало на освещение мечетей. В мечети имелись книги, где были записаны все вакфы. Вакуфы являлись одним из источников, на которые содержались мечети и представители духовенства.
Третьей формой собственности на землю была общинная земля. Согласно данным второй половины XIX в. в Цудахарском союзе в общественной собственности находилось 3081 десятина покосных земель, 55 десятин леса и 1945 десятин пастбищ, что составляло по приблизительным данным около 2/3 всей площади союза. Больше половины из этой земли находилось под каменистыми скалами, пустошами, совершенно непригодными
для использования. Остальная часть общественной земли - пастбища,выгоны, сенокосы, кустарники. В отдельных джамаатах имелись и небольшие общинные пахоты.
Как известно, первоначально все земли - пахоты, покосы,пастбища - находились в собственности общины. Постелено общественная собственность превращалась в частную., а в распоряжении общин остаются только невозделанные земли. Как и в
других обществах Дагестана, в Цудахарском союзе в изучаемый период существовало несколько форм общественных земель: 1/.Земли, находившиеся в пользовании только членов одного джамаата. Почти каждое селение союза имело в собственности
пастбищные участки различных размеров, предназначенные для пользования только членов своего джамаата. Так, например, селение Хаджалмахи имело общественную пастбищную гору под названием «Сагакая Бекла каты». Там же по данным середины XIX в. было 10 десятин общественной пахотной и покосной земли. Другой пример - в собственности Цудахара находились общественные покосы, расположенные в местностях «Алугне», «Муркла», «Хянук», «Гудабури» и «Чедабури» и др. 2/ Вторым видом общественных земель были земли, которыми пользовались не все члены джамаата, а только некоторая его часть. Так, например, землей в местности «Гудабури»
пользовалась только часть жителей Цудахара. 3/. Третьим видом общественных земель были земли, которые находились в пользовании нескольких сельских общин, входивших
в Цудахарский союз. Сюда относятся пастбища, пустоши, леса. Так, например, существовали пастбищные земли «Лакзы», которыми пользовались жители сел.Цудахар, Санамахи, Буртанимахи; земля «Каданип» была общей жителей с Карекадани и '
Цудахара; земля «Чибахражи» была общей для жителей сел.Кулибухна и Цудахар.
4/. Четвертым .видом общественной собственности на землю было совместное владение пастбищными землями жителей Цудахарского союза с жителями соседних аулов, не входящих в него. Цудахарское общество совместно с даргинскими селениями Акуша, Усиша,М уги, Мекеги имело общие пастбищные горы по названием «Урхукла дабурте», с которых получали «ежегодно арендной платы около четырехсот рублей». Источники и полевой материал свидетельствуют о том, что между сел. Урма и Леваши находилась
местность «Тихъа» /»безводное»/. Земли в этой местности принадлежали всем даргинцам и пользовались ими все поочередно. Цудахарцы пользовались три месяца в году. Особенно большую роль эти земли играли для отгонного скотоводства весной.
Истощенные отары овец останавливались на этих землях и набирались сил для дальнейшего перехода через перевалы до летних альпийских пастбищ. Иногда в зависимости от погодных условий отары овец находились там месяцами. В общественной собственности, как было указано выше, находились и леса. Причем ввиду острой нехватки леса, они строго оберегались общиной. «Леса имеют репутацию священных,- отмечал И.Клапрот, - никто не осмеливается срубить там дерево. В сел.Цудахар из единственного общественного леса в местности «Хурибухна», по обычаю, только строго по решению сельской администрации разрешалось брать дрова для исправления обрядов похорон и для нужд мутаалимов /для отопления помещения, приготовление пищи и т.д./ За нарушение этого обычая с виновного в пользу общества взыскивался штраф - один бык, мясо которого раздавалось всем членам джамаата. Согласно преданию хулал /старейшина/ одного из тухумов по имени
Хосенна-Курбан специально в назидание другим, чтобы укоренить этот обычай, велел вырубить из леса дрова для своей семьи.
Затем, как положено по адату, велел зарезать своего быка «за
несоблюдение установленного обычая».

Примечание:
Мутаалим - ученик исламского учебного заведения (медресе).

Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии