Цудахарский союз. Административная организация

Цудахарский союз представлял собой территориально-хозяйственный и административный союз. Как и в других местах, объединение общин в союз было по территориальному признаку. Аналогичные объединения в исторической литературе принято называть «вольными» обществами. Одна из причин этого было сохранение формы народоправства, хотя по существу, у руля правления находились представители родо-племенной верхушки, которые в ряде обществ приобрели право наследования административных должностей. Принцип объединения цудахарских общин в союз был конфедеративным, так как наиболее сильное общество в союзе (Цудахар с его должностными лицами) диктовало свою волю другим обществам. Из Цудахара, как главного среди других цудахарских общин селения, исходили все законы и решения. Здесь решались хозяйственные и политические дела, вопросы о пленных и т.д. Здесь была сосредоточена общинная и общесоюзная администрация, о которой А.Комаров говорил как об особом управлении В Цудахарском союзе наглядно проявилось то, о чем писал М.М.Ковалевский: «древнейшему и обыкновенно могущественному аулу удавалось путем нередко молчаливо заключенных союзов взять на себя руководство судьбами соседних
с ним обществ, в этом случае сельский старшина аула принимал на себя предводительство в военных походах и сосредотачивал в своих руках право судебного разбирательства и вне пределов общины». Как было показано выше, цудахарский кадий являлся высшим должностным лицом всего Цудахарского союза, который совместно с  хулалте (сельские старейшины) управлял всей хозяйственной и политической жизнью союза. Кадий обязан был организовать сбор ополчения и быть предводителем во время военных походов, в случае нападения внешних врагов, во время междоусобной борьбы феодальных владельцев, в которых принимали участие цудахарцы и т.д. Все сказанное говорит о том, что Цудахарский союз сельских общин, будучи территориально-политическим образованием (союзом сельских общин), к исследуемому периоду
модифицировался в структуру теократического типа, характерной и для ряда других даргинских союзов, с особенностями демокро-аристократической формы , когда во главе органов административного управления союза стояла выделившаяся верхушка - представители четырех самых влиятельных тухумов во главе с кадием - духовным и светским руководителем, в то время как высшим органом управления союза считалось народное собрание - сход представителей всех общин, входивших в союз. Но управление союза, его административное устройство не завершилось описанными органами власти и управления. Кроме описанных двух ступеней - низовой (общинной) и высшей - союзной (в основном в лице органов управления Цудахара) и союзного народного схода, была еще третья ступень управления. Как отметили выше, Цудахарский союз являлся составной структурной частью, наряду с другими верхнедаргинскими союзами, федерации союзов Акуша-Дарго. В то же время источники подчеркивают чисто союзнические отношения Цудахарского союза с Акуша-Дарго. Так, в «Политическом обзоре Дагестана» от 18 сентября 1843 г. отмечается, что Акуша,
Цудахар и Сюрга уже издавна вступили в союз для общей безопасности. Безусловно, положение этого союза отличалось от положения других верхнедаргинских союзов федерации АкушаДарго. Цудахарский союз был нередко самостоятелен во внешнеполитических вопросах. И все же федеративные органы управления, вызванные в жизнь возникновением федерации верхнедаргинских союзов в период борьбы с общим врагом, имели неполсредственное отношение и к Цудахарскому союзу. Федеративные органы управления стояли над органами управления каждого из пяти верхнедаргинских союзов. Высшим органом власти для союзов федерации Акуша-Дарго являлся сход представителей всех пяти верхнедаргинских союзов, созываемый на поляне «Хъярбуки диркьа» или «Цахнабяхъла диркьа» (поляна сбора, равнина собраний). Федеративный сход в «Цахнабяхъла диркьа» являлся постоянно действующим органом управления, который поддерживал союзнические отношения между верхнедаргинскими обществами. Собирался сход «при настоятельных надобностях». Обсуждались на нем главным образом вопросы, касающиеся всего Акуша-Дарго, такие как: война и мир, заключение союзов с федеральными владениями или же с другими союзами сельских общин Дагестана, решение пограничных и других споров между обществами и т.д. Общесоюзный сход в «Хъярбуки диркьа» - говорится в одном источнике, - собирался для решения больших дел и споров между целыми обществами нескольких селений», но
главное - «для принятия мер по обороне от неприятеля и военным делам».
Решения, принятые на сходе в «Цахнабяхъла диркьа» являлись обязательными для всех союзов сельских общин, входивших в Акуша-Дарго. Из всего приведенного материала видно, что в исследуемый период в Цудахарском союзе сельских общин существовало
несложное, но организованное административное управление с четким распределением управленческих функций между административными лицами и коллективными органами власти. Высшим органом власти являлся общесоюзный сход, созываемый ежегодно и на котором решались наиболее важные вопросы, касающиеся союза в целом. Между сходами постоянно действующим органом управления был высший совет во главе с цудахарским кадием, куда входили хулалы (старейшины) и другие наиболее влиятельные члены общин. Все управление союза возглавлял цудахарский кадий. Это был глава, управитель союза, власть которого в исследуемый период была наследственна. В руках цудахарского кадия сосредоточилась и светская, и духовная власть. Он стоял и во главе союзного ополчения. В военное время высшими органами Цудахарского союза были органы управления федерации Акуша-Дарго, куда союз входил вместе с другими верхнедаргинскими союзами сельских общин как равноправный член.

Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии