Цудахарское вольное общество. Общие сведения
со временем по численности населения переросли Цудахар и от них образовалось множество новых хуторов и отселков, Отсюда вторая структурная особенность союза -многочисленность населенных пунктов, входивших в его состав, что и делало союз
сильным и влиятельным среди других союзов сельских общин и феодальных владений Дагестана. Особенностью Цудахарского союза являлась и этническая неоднородность его. Кроме многочисленных даргинских (цудахарских) сел, в состав союза
входили аварские и лакские села. Отсутствие в составе союза других даргинских сел привело к большой зависимости, остальных цудахарских сел (хуторов и отселков) от Цудахара как селении-метрополии, что усиливалось и тем, что во-первых не было фактически своего управленческого аппарата - все было подчинено цудахарскому кадию и хулалам (старейшинам), выбираемым из основных четырех тухумов Цудахара.
Основными занятиями населения цудахарского союза являлись земледелие и животноводство. Земледелием практически занимались повсеместно, хотя соотношение его в разных общинах союза было неодинаковое. Земледелие было террасное и не
обеспечивало всех потребностей населения союза. Почему оно вынуждено было приобретать хлеб у жителей предгорья, плоскости - в местах с более развитым земледелием. В животноводстве основным видом было овцеводство, оно было отгонным. Поэтому овцеводством занимались в основном состоятельные хозяйства. Крупный рогатый скот содержали повсеместно, так как он давал мясо-молочные продукты,
являвшиеся повседневной пищей горцев. Поэтому, хотя количество овец было намного больше, чем крупного рогатого скота, роль последнего для основной массы населения союза была гораздо больше. В отличие от других даргинских союзов сельских общин в
Цудахарском союзе сильно было развито садоводство и виноградарство, ставшие фактически основным занятием для многих жителей союза. Большое развитие в Цудахарском союзе получили домашние промыслы и ремесла, среди которых особо выделялись цбработка шерсти и кожевенное дело, ставшие самостоятельными отраслями
ремесленного производства сильно связанных с внешним рынком. Жители Цудахарского союза вели оживленную торговлю как на самой территории цудахарцев, где находился один из известных в Дагестане торгово-ремесленных центров - сел.Цудахар, так и с
населением практически всего Дагестана, с народами Северного Кавказа, Закавказья и с Россией. Жители союза продавали свои товары г. известных торговых центрах Дагестана, как Дербент, Тарки, Кумух, Хунзах, Анди, Ботлих, Эндирей, Ахты и т.д., в городах Азербайджана: Нуха, Шемахи, Шеки, Баку, ездили в русские города Кизляр, Моздок, Астрахань и т.д. Усиленно происходило территориальное разделение труда,
специализация общин на производстве отдельных видов продукции, перерастание отдельных видов отраслей в мелкотоварное производство, что еще больше способствовало усилению торговых связей как внутри союза, так и за его пределами.
В Цудахарском союзе сельских общин в изучаемое время были три формы собственности на землю - частная, общинная и мечетская. Особенностью земельных отношений Цудахарского союза являлось не только малоземелье, но и отличительные формы землепользования по сравнению с другими даргинскими союзами. Это касается прежде всего общинных сенокосов, которые не делились, как в других даргинских общинах, между хозяйствами; на сбор сена выходили все и каждое хозяйство собирало себе сено. С одной стороны, вроде это более архаическая форма пользования общинными землями, но с другой - такая форма землепользования была выгодна много скотным членам общины, так как если бы сенокосы делились между всеми, то необходимо было бы выделять участки и тем членам общины, которые не имели скота и, следовательно, первым сена досталось бы меньше. При указанной же форме пользования общинными
сенокосами много скотные члены имели возможность собирать сено больше, так как общинники, не имеющие скот или имеющие их мало, не проявляли той заинтересованности в сборе сена, какую проявляли многоскотные общинники.
Основной формой земельной собственности из указанных трех форм было частное землевладение. Главной особенностью частного землевладения в исследуемый период являлось неравномерность распределения земли. Наличие частного землевладения с правом отчуждения являлось главной предпосылкой роста имущественной дифференциации и развития на этой основе фактического неравенства в социальном и
правовом отношениях и различных форм зависимости. Общинная знать еще не оформилась в эксплуататорский класс в полном смысле слова и вследствие этого в союзе еще не успели сложиться основные черты, характеризующие производственные
отношения феодального строя. Феодализирующейся знати в Цудахарском союзе сельских общин не удалось приобрести монопольной собственности на землю как на основное средство производства и превратить узденя в лично зависимого крестьянина, хотя определенная часть узденства, лишившись основных средств производства и, обнищав, подвергалась различным формам эксплуатации. Хотя в союзе мы не наблюдаем четкого классового деления общества, здесь уже выделились различные группы населения,
отличавшиеся не только по своему экономическому, но и социально-политическому и правовому положению в обществе. На вершине этой социальной иерархии стоял цудахарский кадий с наследственной властью. Выделялись своим положением и
союзные старейшины (хулалы), которые также фактически занимали свои должности наследственно - они выбирались только из самых влиятельных четырех тухумов сел.Цудахар. Получая от общества определенные доходы (плату за административную работу) и дополнительные земельные участки, представители высшей союзной администрации еще больше обогащались и отделялись от основной массы населения, которая также не была однородна по своему экономическому положению. Поэтому общественные отношения в союзе в исследуемое время в целом можно характеризовать как переходные из первобытно-общинных в раннефеодальные. Происходившее в Цудахарском союзе сельских общин разложение общины и дальнейшее развитие имущественно социальной дифференциации отразились и на политическом строе. Имевшие место пережиточные формы и институты общинного строя все более и более приспосабливались к новым общественным отношениям, в результате чего органы народного управления постепенно теряли свое первоначальное назначение,
становились выразителями интересов не всего народа, а феодализирующейся знати.
Изменения в общественной жизни привели к изменениям в адатно-правовых нормах цудахарцев. Общинная знать (административно-должностные лица) пользовалась рядом
преимуществ и привилегий, закрепленных за ними адатом. В освободительной войне горцев цудахарцы принимали активное участие. По отношению к Цудахару противоположные стороны проводили свою особую политику. В I половине 40-х г.г.
Ц удахар и Акуш а заняли нейтралитет между военным командованием и Шамилем. Отмеченный нейтралитет складывался из двух факторов. Для Шамиля Цудахар, занимавший по существу центральное место между имаматом и районами, занятыми
правительственными войсками, к тому же свободный от войск противника, являлся своего рода «буферной» территорией. В условиях осуществлявшейся колониальным командованием экономической блокады имамат через даргинские общества получал хлеб, железо, медь, свинец, оружие, порох, и др. Военное командование знало о тайных сношениях Цудахара с Шамилем. Однако, расценивая свое положение в Дагестане как самое критическое в случае перехода столь важного общества на
сторону Шамиля, они воздерживались от военных акций против Цудахара. Нейтралитет, возникший на основе взаимных политических и экономических расчетов, является показателем вынужденного военного компромисса, который использовался
противостоящими сторонами для сбора дополнительных сил и средств в целях будущих военных действий. Уже с 1844 г. военное командование стало вмешиваться во
внутренние дела Цудахара. Хрупкий баланс сил стал рушиться В результате этого, в 1846 г. в Цудахаре была попытка восстания против колониальной политики царской России, которое закончилось неудачей. После подавления освободительного движения колониальный режим поставил Цудахар в очень трудное положение. Во время Всеобщего восстания в 1877 г. Цудахар стал одним из важных центров восстания. Несмотря на жестокую колониальную политику царского самодержавия, идея свободы и оставалась главной мечтой, которая тревожила умы народов Дагестана, и в том числе
цудахарцев.
Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.
Свидетельство о публикации №225072701797