Оскар Уайлд. Бюджет Дориана Грея

Красота спасёт мир, но только за деньги
(Лола, специалистка по красоте и деньгам. Есть допы. Можно полчасика)
Значит так, бро, сейчас я  разотру за Дориана Грея. Это, если что, такая книжка, называется — Портрет Дориана Грея. Книжка — хорошая, но мутная. По-хорошему мутная, без бэ. Написано так, что местами — как доской по башке. Автор, Оскар Уайлд, он в этом деле понимал крепко, но туману напустил — мое почтение. Так что будем разбираться. Вкратце, основная идея там такая. Есть Дориан Грей, молодой, красивый, без определенных занятий. Его знакомый недотепа-художник, нудный и вязкий, пишет Дорианов портрет, где тот распрекрасный, как спорткар. И портрет этот — волшебный. С тех пор, как портрет появился, Дориан не стареет, не болеет и не мучится животом. Разобьют, к примеру, Дориану всю наличность, а наутро ему хоть бы хны, ни царапинки хоть на доску почета фотографируйся, а на портрете — выбитые зубы и фингалы появляются. Тут, как на грех, объявился такой лорд Генри, тоже бездельник, но постарше слегка, и ну агитацию разводить.  Говорит, в частности, Дориану:
-Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже
-Подлинная красота пропадает там, где появляется одухотворенность
-Единственный способ избавиться от искушения — уступить ему
В общем, довольно очевидные и безобидные вещи говорит, видно, что мужик с пониманием, с таким и выпить можно, и за жизнь перетереть. Он же, в сущности, достаточно безобидный, если с пониманием к нему отнестись. Всякие граждане повышенной грамотности любят наговаривать нехорошее про лорда Генри, вроде как он — бес-искуситель, хорошего невинного паренька уговорил пасть в бездну разврата. Ну, для начала, если кто в бездну падать не хочет, уговорить его на это дело достаточно сложно. И, кроме того, все эти речи, типа:
Живи как хочешь,
Подчиняйся своим желаниям,
Вся мораль — лицемерие
Все это мучительно знакомо.
Это ж чистый инфоцыган 19 века, только без телеграм-канала. Он в гости часто ходит и за столом трепется, его потому и в гости зовут. Типичный прохвост, который сам живёт на ренту (а лучше на деньги тестя), а тебе советует уволиться и следовать за мечтой. Известно куда.
Где он был, когда к тебе пришли коллекторы, выяснять про мечту?
Где он был, когда соседи залили хату и ты попал на ремонт?
В гостях сидел, глазки строил, да лясы точил. Но пока ты не вложился в его сомнительные проекты — он вполне безобиден.
Но Дориан Грей — незамутненный, как деревенский дурачок. Он наслушался лорда Генри и пустился во все тяжкие. И вот тут начинается интересное.
Кто такой, в сущности, Дориан Грей?
Все эти пафосные дамы, культурологи и другие бойцы духовного фронта, а также примкнувшие к ним убогие, моралисты, театралы и студенты филфака с трепетом шепчут: символ порока, икона декаданса, пропащая душа… Красиво, спору нет. Понятное дело, Дориан — секс символ. Красавчик он. Завидно, чего уж там. Наши с тобой, бро, хлебальники, разве что на доске Их Разыскивает Милиция уместно смотрятся, будем честны. Но ведь и книжка не про нас. Книжка про Дориана, а он, повторяю — красив, собака. Барышни его хотят, молодые люди — хотят быть на него похожими. Но рожей не вышли. Но если не отвлекаться на чужие эротические фантазии, и изучить его личное дело хладнокровно — как патологоанатом, или аудитор из головного офиса, перед нами всего лишь неплохо выглядящий молодой человек, которого ни сифилис, ни календарь не берут.
Ну что он там такого сделал, такого архи-злодейского?
Перетрахал полгорода, в том числе — жен знакомых и подруг жен знакомых. Ой божечки. Вот прям ужас. Может, бро, мы бы и сами так хотели, да кто ж нам даст (см выше про протокольные рожи).
Довел парочку эмоционально нестабильных натур до истерики.  Ну так с эмоциональными гражданами всегда так — никогда не знаешь, отчего их переклинит. Вольтанутые, одно слово.
Слегка заколол припадочного художника в порыве эстетического негодования. Причем неясно, у кого это самое эстетическое негодование было сильнее — то ли у вспылившего Дориана, то ли у припадочного зануды — художника. А вот не лезь под руку, не нуди и не читай морали человеку, особенно когда он с похмелья, особенно — когда у него голова болит. У нас в палисаднике тоже вот был случай. Один зануда докопался до Разрыгаева, мужчины хоть и духовного, но измученного жизнью. Чего-то он от него хотел, чего-то ему не нравилось, начал он Разрыгаеву гадости говорить. И то, мол, у тебя не так, и это — не этак. Разрыгаев терпел, терпел, а потом схватил насос от велосипеда (и откуда там взялся насос от велосипеда? А вот взялся же!) и так отметелил непрошенного моралиста, что мало тому не показалось. При этом, заметьте, Разрыгаев держался на ногах нетвердо, и в двери попадал не с первого раза. Вот до чего доходит неуемное желание распространять нравственность. Распространять, бро, получается только гонорею и зловоние, а уж нравственность — она и без нас справляется.
Но вернемся к Дориану.
Слегка ударяет по веществам и распространяет среди знакомых. А чего — Приведи Друга, знаем такую схему.
Ну, по мелочи всякое.
И вот этот безобидный праздношатающийся прощелыга - символ зла? Чудовище? Он, чтоб вы знали, ткани коллекционировал. Крепдешин там, джерси. Любил это дело. Дизайнер, хуле. Но ты, бро, можешь представить себе падшего ангела с рулоном ситцу в цветочек под мышкой? Вот и я не могу.
А теперь прикинь, бро:
Дориан Грей — это никакой не Люцифер, это незамысловатый гламурный понтярщик.
Вот у нас в губернии давеча один уважаемый человек за год целый моногород схарчил. Двадцать тысяч нищебродов — ***к, и на мороз. Одной подписью. И при этом меценат, примерный семьянин, верующий, друг детей. Ему этих детей по субботам в сауну привозят, на выбор. И это еще не считая девок. Девки — первый класс. Завидно, да.
И никто не называет его символом зла и падшим ангелом. Его называют — человек с видением, новатор он и прогрессивный политик.
Или вот еще. Другой уважаемый человек так все разумно да хитро обустроил, что получил военный подряд на пошив формы. И так он ее пошил, что целая дивизия в первые же заморозки перемерзла, как бройлера в морозилке. И что? И ничего. Там наступление подоспело, все потери и списали. На следущий год еще один подряд получил. Потому что уважаемый человек. Вон, на его деньги сквер обустроили. Бювет, киоск пиво-воды, мороженое. Бабки на лавках сидят, счастливые родители коляски выгуливают. Все его хвалят. Никто не зовет его чудовищем.
А Дориан что?
Просто красавчик, который вёл себя как студент-первокурсник из провинции, дорвавшийся наконец до приличного стриптиз-клуба.
Но есть в романе еще одно умолчание. Оскар Уайлд, то ли из вежливости, то ли из хитрости умолчал о главной тайне. И вот она
Тайна Дориана Грея - не портрет, а бабло.
Главная ложь романа — не в волшебном портрете.
А в том, что пацан-понтярщик, мальчик-колокольчик, может так жить и не работать.
Где взять деньги на весь этот богемный трэш?
Кабак каждый вечер
Шмотки — дизайнерские
Шикарная хата
Модные вечеринки с кокаином и первосортными девками
Да известно где. Общество стабильное, институт частной собственности в уважухе. На халяву все это Дориану досталось.
Уайлд проговорился об этом тремя предложениями на весь роман (мы считали) — что у Дориана очень серьезное наследство по умолчанию, что ему не нужно работать — вообще никогда, и что он из настолько хорошей семьи, что его автоматом пускают в серьезную тусовку уважаемых людей.
Коля из троллейбусного депо, будь он хоть трижды раскрасавец, да хоть он пополам лопни - не сможет оплатить не то, что парочку умелых и на все готовых моделей. Он паршивую коммуналку оплатить не всегда может, потому что у него нет портрета, который стареет за него и работает в структурах. И нет богатых родителей (даже круче — богатых прадедов и прабабок, лет этак на триста назад чтоб все богатые были, чтобы про работу и не заикался никто никогда — за ненадобностью).
Дориан живёт как серьезно упакованный пацан, а нам говорят — он просто красивый и испорченный. Да бросьте. У него — пассивный доход, и в этом доходе очень много нулей.
Красота — хорошо.
Иммунитет к сифилису — ладно.
Но главное колдовство — банковский счёт.
Теперь закроем глаза и представим:
Дориан Грей — обычный парень. Симпатичный, да. Пока не уработался. А он работает. Работает говном в колл-центре.
Просыпается в 5:30, едет в маршрутке через весь город, пьёт растворимый кофе. Безысходность. Тошнота. Дрянные китайские кроссовки.
Его портрет? Ну да, есть потрет. Там не демонизм. Не пороки. Там больная спина, язва и глаза красные от недосыпа.
Никаких тебе балов, никаких оргий на шёлковых простынях. Только страх перед квартальным отчётоми и долги.
И как же ему теперь стать декадентом?
Только если сорвётся, ударится во все тяжкие, и устроит вакханалию с распитием бальзама Вигор, бутыль в одно лицо. Кстати, рекомендую. На травах. По башке бьет так прилично. Виски, считай, только бюджетная версия. Впрочем, может, и на его улице случится праздник. Вот, будет корпоратив, и Светлана Витальевна из бухгалтерии, 120 кило нерастраченной страсти, возьмет его в оборот — парнишка-то красивый, не подтоптанный, ей такие нравятся. Шальная императрица, все дела, понеслось. Только вот вряд ли наш Дориан именно этого хотел. И вряд ли оценит. На такую роскошную барышню, тигрицу, русалку, нужен человек с пониманием жизни, а не какой-то гламурный шаромыжник.
Тут, бро, есть одна глубокая и страшная мысль
На самом деле, портрет — это символ нашего времени.
Не портрет прячет грехи, а банковский счёт.
Ты вроде красивый, вроде живёшь… но где-то в шкафу пылится портрет, на котором все про тебя есть: твоя усталость, пустая кредитка, срач в душе, то, как ты ругаешься с мамой, потому что только она еще тебя слушает, долг за айфон, сложные терки с дилером, Лена, которую больно вспоминать, потому что стыдно.
А потом приходит день — и ты смотришь на портрет.
И он говорит:
Тебе сорок. Ты не Дориан. Ты — говно.
Ты не Дориан, потому что тебе — не подфартило.
Дориан не был злодеем.
Он был счастливчиком. Ты бы тоже так хотел.
Просто ловко устроился — выехал на красоте, на колдовстве и на чужих деньгах. Ну не своих же. Откуда у него свои. У тебя тоже нет денег. И колдовства никакого нет.
А мы, бро, — с чеками, с лапшой быстрого приготовления, с графиком, который никак не вытянуть, и с ипотекой.
Все.


Рецензии