IХ Англия Шотландия Уэльс 13 08 2011 - 25 08 2011

IX
Артём Киракосов


АНГЛИЯ ШОТЛАНДИЯ УЭЛЬС


13.08.2011 ~ ~ 2011.25.08








01 \ 13

12.08.2011 пятница, лето ~ ~ лето, суббота 2011.13.08
Город «Москва», аэропорт «Домодедово» ~ ~ аэропорт «Хитроу», окрестности «Хитроу», Кембридж, Лидс


Кембридж; Кембридж – застилает… затмевает все другие впечатления, все другие го­рода, которые видел. Город – чудо! Город – сад! Город – колледж! Город – университет! Город – парк! Город – прогулка! Нанизанный на весёлую, звучную от юношеского смеха речку, по которой катают компании местные плоскодонки-гондолы. Дух студенчества… И такое наполнение молодёжью, стари­ною, зеленью, соборами, дворами-шедеврами – даёт какое-то особое наполнение – силой! молодо­стью! связью поколений, веков, эпох. Всё не бессмысленно, если есть на Свете Кембридж. Там, где учатся те, кто в своё время возьмут на себя ответственность за Землю. Красота, соединённая с рацио­нальностью, напряжение с отдыхом, веселие и праздность с сосредоточенностью и усилием. Века остановились. Нечего менять – молодые начинают свой путь… Даже любимый мой Брюгге (Бельгия) кажется мне теперь не таким оригинальным и искусственно вылизанным. А вот Кембридж – жив! Жив этой идеей города-парка-собора-университета. Уже тысячелетие как… Здесь хочется жить! ра­ботать! гулять! молиться! строить свой новый мир! Мечта! Мечта! – состоявшаяся. Об остальном – не хочется, позже. Позже. 




02 \ 13

14.08.2011 воскресенье , лето ~ ~ лето, воскресенье 2011.14.08
Йорк ~ ~ Мосты ~ ~ Переезд в Шотландию ~ ~ Эдинбург


Йорк – это шокирующих размеров собор. И дивной, дивной красоты. Это нечто… Во­круг сбора – тихие улочки с такими же кривыми, как они сами, домами. И опять, опять возвращаешь­ся к собору, от которого не оторваться, из которого не выйти… По нему – бесконечно: молитвенно и созерцательно внимая тому, что видишь и слышишь. Тут всё непередаваемо, непередаваемо совершено: готика, витражи, органы, колокола, пространство, убранство.
Ничто не может соперничать с этим впечатлением. Его лишь дополняет парк с музея­ми Йорка, где оставшиеся стены соборов и церквей успешно декорируются деревьями, цветниками, счастливыми отдыхающими.
Йорк – город, по которому не набродишься, сколько бы тебе не дали часов, дней, лет.
Выставка литографий Боба ДИЛАНА – в галерее под сторожевой башней – редкая и заслуженная наша (Лены и моя) удача: Дилан, помимо того, что мой любимый поэт и певец, – велико­лепный! великолепный художник. Вот люблю его! И всё тут! Купили каталог, снялись (на фоне его работ), сняли экспозицию.
И кофе там отменный, в Йорке.
Остальное? – да потом остальное. Главное: Дилан, Собор, парк.




03 \ 13

15.08.2011 понедельник , лето ~ ~ лето, понедельник 2011.15.08
Эдинбург ~ ~ «The Royal Edinburg Military Tattoo» ~ ~ Эспланада Эдинбургского замка ~ ~ Эинбург


«The Royal Edinburg Military Tattoo» – парад военных оркестров разных стран мира – это что-то так глубоко западающее в душу и память, что начинаешь вспоминать, что же было `самого сильного` в твоей жизни. Шотландцы – действительно бравые и вольные, непокорённые рыцари, вои­ны – вперёд, к победе ведёт их дух, их гордые и отважные, павшие за свободу их родины, предки. Когда на поле выходят волынщики всех шотландских полков и воздух ночи Эдинбурга окрашивается воинскими кличами и ударами барабанов, ясно – Шотландия была, есть и будет гордой, вольной, не­зависимой страной. Дух предков и дух вольности над всем, что есть в этих холмистых местах, кото­рые омываются Северным морем. «God Save The Queen» – поют все присутствующие в эту минуту на Эспланаде Эдинбургского Замка. Господи! Храни! Храни! Королеву! Её Величество Елизавету! И всех детей этого славного Королевства – Великой Британии. А завершают бравые шотландцы – пол­ковые волынщики – «Brave Scotland». Люди по всем трибунам берутся за руки – в знак единения и общности. Армии всего МИРА – пусть на дерутся по всему Земному Шару, а братаются, маршируют под радостные гимны любви, согласия, мира, познавая разнообразие традиций соседей. Пусть не бу­дет больше войны. Никогда. Пусть оружие – станет атрибутом вот таких вот ШОУ. Пусть не будет больше врагов, ни у кого. Парад-шоу военных оркестров завершён. Под салют и крики счастливцев, видевших всё это. Так же прекрасно организованно, как и рассаживали аккуратно людей, так же и вы­водят их из Эспланады. Потоки возбуждённо обсуждающих видевших и слышавших это невообрази­мое действо растекаются в ночь по городу, оседают в ещё работающих пабах, разъезжаются себе спо­койненько по отелям. Как мы. О другом? – что писать о другом? разве можно… – потом, всё потом. Сейчас – только главное – «The Royal Edinburg Military Tattoo»!
 



04 \ 13

16.08.2011 вторник , лето ~ ~ лето, вторник 2011.16.08
Эдинбург ~ ~ Мосты  –  Вискокурня  в городе Питлохри «Whisky Distillery» – Замок Скоун – Замок Блэр – город Нэйрн ~ ~ Северное море
 

Жилые замки, замки, в которых живут, – это совсем не те, что музеи. В них – другой ТОН, другой запах. Другая атмосфера. И другая степень ‘реставрации’: в основном стараются не трогать… Преемственность и семейственность. Тут так, как решили хозяева. Парки – там старые мо­гилы, часовни, цветники, леса… Запах обрабатываемых неустанно и безостановочно газонов. Замки должны быть чьи-то, как и музеи.
Выходишь на Северное море. Отлив и ветер. И гуляешь по опустевшему городку к ве­черу. Никто не держит дворики закрытыми, никто не задёргивает штор. Нет: живут ПРИЛИЧНО и ОТКРЫТО. Ты видишь ИХ, они видят ТЕБЯ. В храмах – клубы. Спокойно и богато. Прошедшее ты­сячелетие не прошло зря. Наш отель – в лесу, это старый замок. И всё тут так, как было. И перед зам­ком поля. И рыжие буйволы особых пород ночуют (прямо) прямо перед твоими окнами. Услужливый и знающий своё дело персонал. Замки не должны быть музеями, там надо жить; всем, что копилось веками твоею семьёй надо владеть; и все портреты и фотографии должны быть…
Это – главное; остальное? – остальное потом, потом. Да, ещё яблоки и клубника. Это есть надо не переставая. Тут всё исходит от земли, воды и воздуха – сочные, налитые, сладкие, бога­тые силой и здоровьем. Здоровая страна здоровых морально и телом людей.
Шотландия.
 



05 \ 13

17.08.2011 среда , лето ~ ~ лето, среда 2011.17.08
Эдинбург ~ ~ Озеро Лох-Несс ~ ~ Замок Урхарт ~ ~ Город-форт Вильямс ~ ~ Гора Бэн Нэвис ~ ~ Замок Инверари ~ ~ Озеро Лох-Ломонд ~ ~ Город Глазго
 

Глазго. Да, конечно, Глазго, – это главное впечатление ото дня. Грязный, с эмигранта­ми, нищими, отличными уличными музыкантами. Шумный, неухоженный, современный. С урбани­стической, простой архитектурой. Без церемоний и псевдокульта. Для работяг и проходимцев. Пабы полны. Такси ждут. Полиция курсирует. Наготове как бы все. Ну а что все эти `овечки`, `парки`, `двор­цы`, `вискокурни` и `шерстопрядильни`, вся эта кровавая межклановая усобица: кто кого: Макдонал­ды – Кэмпбэлов, Кэмпбэлы – Макдоналдов…? Наверное в таком урбанистическом, расовом и культур­ном смешении и появляется что-то: НОВОЕ ИСКУССТВО. Недаром так и думают про Глазго, хотя все остальные относятся с некоторым пренебрежением к Глазго и его обитателям. Остальное? – осталь­ного уже напрочувствовались. 




06 \ 13

18.08.2011 четверг , лето ~ ~ лето , четверг 2011.18.08
Город Глазго ~ ~ Деревня Грэтна Грин ~ ~ Город Бонэсонвиндермэре ~ ~ город Ливер­пуль ~ ~ Паб BEATLES «Cavern» («Пещера»)
 

Beatles! Beatles! Beatles! – конечно они! они! Самое главное. Завораживающая музыка!.. Я так мечтал попасть. И вот на сцене – почти что Джон… Леннон. Сам «Cavern» (кажется) теперь снесён – при строительстве местного метро. Но его полное подобие – вечно! вечно! И голос Джона и Пола и Джорджа и Ринго – там. И визжащие девчонки. И я тоже визжал. Ибо хочу сдохнуть ТОЛЬКО под эту вечную МУЗЫКУ УТОЛЁННОЙ ЛЮБВИ! Да славься ПОЛНОТА ЭТОЙ ЖИЗНИ! «Пещера», из которой выползли на Белый Свет Beatles жива! полна! людей! И я был там! И пел со всеми BEATLES! Любимые песни! Всех людей ушедшего века! И – ещё неизвестно, что ещё приду­мают будущие века… Пусть звучит эта музыка. Пусть поют её. Пусть приезжают сюда. Как приехал я. Пусть на сцене они всегда встречают Джона, Пола, Джорджа, Ринго. Beatles! Beatles! – на все времена! FOREVER. Остальное? – остальное потом.
Ливерпуль – город контрастный, город творческий, весёлый, не мрачный. Не кровавая Шотландия, где вечно резали друг друга грубые мужики в клетчатых юбках под бесконечные вековые гудки волынщиков (русское “волынить” – от их безмелодийности и тягомутства). Где жестокость – правило. Beatles воспели любовь. Пусть в самом простом, примитивном её смысле. И я так. Ненавижу ненависть! Пусть будет любовь! Мир! Праздник!
Подъезжали мы к Ливерпулю с раздолбанных, неприбранных окраин. Там и сейчас так, как было при Джоне, Поле, Джордже, Ринго. – Заброшенно и хулиганисто. Но что-то заводное, винтовое, есть во всём этом брошенном и готовом будто взорваться сходу.
Музыка! Музыка! – в ритме самом этого порта, Ливерпуль! Что бы там не говорилось, а Ливерпуль стал столицей, куда едут. Потому что там родились и играли Beatles: Джон, Пол, Джордж, Ринго. –
Великие! и любимые Beatles!   




07 \ 13

19.08.2011 пятница , лето ~ ~ лето , пятница 2011.19.08
Город Честер ~ ~ Замок Пенрин ~ ~ Остров Англси ~ ~ Город и Замок Карнарфон ~ ~ Национальный парк Сноудония ~ ~ Деревушка Бетс-у-Код ~ ~ Ирландское море
 

Честер запоминается… И Собор – особенный. Дикой какой-то красоты несколько цен­тральных улиц. Не набродишься.
А вот такого замка, как Пенрин, я не видел. Из того, что шокирует, – всё равно – это Рембрандт. Рембрандт – это не живопись, это что-то запредельное! Это перекрывает всё то, что дела­ли другие художники, даже гениальные! “Рембрандт – это художник для художников”, – сказал мне как-то Лазарь (Гадаев). Можно видеть всё – на свете! ну а потом – видишь вдруг, случайно вполне, портрет Рембрандта. И становится всё понятно – О ЧЕЛОВЕКЕ. И несмотря на то, что много порази­тельного в этом одном из самых интересных жилых замков мира: резьба по известняку, песчанику, огромные акварели, залы, гостиные, кухни… А вот вишь Рембрандта, и понимаешь – мусор всё! Му­сор. А вот люди! Люди – главное!... И об этом говорит нам Рембрандт Хармес ван Рейн. Где бы не встретил ты эту волшебную, сверхреальную, сверкающую ЧЕЛОВЕЧЬИМ ГЕНИЕМ! запредельную живопись! Живопись НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ души.   




08 \ 13

20.08.2011 суббота , лето ~ ~ лето , суббота 2011.20.08
Замок Уорвик ~ ~ Город Страдфорд на Эйвоне ~ ~ Остановка Оксфорд ~ ~ Вечерний Лондон ~ ~ Тауэр   
 

Собачки, конечно они, – такие уютные! ухоженные! милые! В Англии им – лучше всех! Почёт! Уважение! Любовь! – им. Им – миски еды! и питья! – стоят на тротуарах городских! И конечно – ботики! Ботики… на Эйвоне. Шекспир – это ‘бренд’. Дом, где он родился, школа, где учил­ся, дом, где жила его дочь. Могила… Собор… Споры, а был ли Шекспир? он ли написал всё то, что написал? – тут, перед домом, могилой, собором, школой кажутся неуместными. Во всё веришь! Всё равно, кто писал! И писал ли Шекспир! И звали ли его Вильям Шекспир? или как-то иначе. Гений того, кто Шекспир, – жив в этом городе. Во всём абсолютно! Город Страдфорд на Эйвоне – город кра­сивый, город из чудесных двухэтажных домиков – из чёрного дерева и белой побелки, по дереву – резьба. Сколько ни видишь подобного рода городков, а всё дивишься и не можешь не снимать: ещё и ещё. Шекспир! Шекспир! тут во всём... Шекспир – он тут главное! ГЛАВНОЕ… – `градообразую­щий`, как предприятие! как у нас (ТЕПЕРЬ) говорят!




09 \ 13

21.08.2011 воскресенье , лето ~ ~ лето , воскресенье 2011.21.08
Лондон (Тауэр, Собор святого Павла, Парламент, Букингемский дворец) ~ ~ Виндзор ~ ~ Лондон (Вестминстерское аббатство, Биг Бен, Мост Ватерлоо, Трафалгарская площадь, Ко­вент Гарден) 
 

Виндзорский замок – это, конечно, то, что не сравнить ни с чем. Но вот видишь несколько рисунков Леонардо и три портрета Рембрандта (Портрет матери, Автопортрет, Муж­ской портрет) в залах на стенах Дворца, и понимаешь всю разницу между очень талантливым и гени­ем! Рембрандт даже в окружении таких талантов, как Брейгель, Ван Дейк, Рубенс, – запредельных ТАЛАНТОВ! – ПОКАЖЕТ разницу между Ж-И-В-Ы-М и н-е-ж-и-в-ы-м! Между земным и НЕБЕС­НЫМ. У меня начинается какое-то физиологическое действо (внутри и не…) – от такой живописи, которая уже не ‘живопись’, а СВЕРХреальность. Остальное? – остальное тоже... : сады Королевы, Тронный зал Королевы, зал Официальных приёмов, Оружейный зал, зал Победы в битве при Ва­терлоо, залы Картинной галереи. 




10 \ 13

22.08.2011 понедельник , лето ~ ~ лето , понедельник 2011.22.08
Лондон ~ ~ Национальная галерея ~ ~ Регентский парк ~ ~ Бейкер стрит ~ ~ Лондон 
 

Нет, ничто не может перекрыть впечатления от последнего, предсмертного автопортре­та Рембрандта: завещание… улыбка… печаль… приветствие… Взгляд пожившего живущему, начи­нающему ЧТО-ТО... Но тут гений Рембрандта окружён другими: Микеланджело, Леонардо, Рафаэль, Ван Эйк, Ганс Гольбейн Младший, Рогир Ван Дер Вейден, Альбрехт Дюрер, Тициан Веччелио, Фра Беато Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро Де Ла Франческо, Сандро Ботичелли.
Английская национальная живопись сражает… Здесь задолго до ‘европейцев’ знали свободную работу кистью и мастихином, стесняли мало, писали элегантно, свежо: Тёрнер, Констебл, Рейнольдс, Гейнсборо, Хогарт, – истинные лорды! и оригиналы! – задолго предвосхитившие барби­зонцев, импрессионистов, фовистов. Английская живопись – незакомплексованная, не считающаяся с тем, что и как принято НА МАТЕРИКОВОЙ Европе.
Собрание уникально. В нём нету того, что так ценимо нами, как часть БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРЫ ХРИСТИАНСТВА – здесь только ЗападноЕвропейские мастера – без `востока` и `право­славия`. Строго! И в этом смысл есть.
Подпирают? – Коро и Делакруа, Диас де ла Пенья и Домье, Моне и Мане, Сислей и Писарро, Дега и Сезанн, Ваг Гог – гений, подхвативший голландский флаг своего великого соотече­ственника, Рембрандта Хармеса ван Рейна.
Всё время думаешь, а в чём `собственно` СЕКРЕТ этой рембрандтовской ЗАГАДКИ. Феноменальное знание мимики, тончайшие оттенки психологии, глубочайшее проникновение в то, что можно единомгновенно отразить и выразить кистью. Сочетание разнообразных наиболее сильных человеческих переживаний, срежиссированных в великолепно скомпонованных и гениально, лихо и величественно писанных образах. Гений! Гений! – на все времена! При чём – явно где-то ужасно не задались пропорции, руки и ноги плохо ракурсированы и скорее разрушают, чем строят пространство картины. Но что это? – ведь этого просто не замечаешь… А в конце – только свет! Свечение красок. Человека СВЕЧЕНЬЕ… Человек! – вот Бог! – которым ШЁЛ Рембрандт! Человек – вот его ИКОНА. Любить человека трудно! И Богу и… Трудная и счастливая жизнь ПОЗАДИ. Вас встречает влюблён­ный и разочарованный – в последнем, предсмертном автопортрете – Рембрандт Хармес Ван Рейн, ма­стер и жизнелюб, певец и вольнолюбец НА ВСЕ ВРЕМЕНА, любивший и горевший, счастливчик, ху­дожник, непререкаемый художественный авторитет, волшебник, имя которого СВЯТО для всех, кто хоть когда-то держал кисть в руках и касался ею свежевыдавленных на палитру красок, силясь пи­сать, написать – хоть что-то в своей жизни. 




11 \ 13

23.08.2011 вторник , лето ~ ~ лето , вторник 2011.23.08
Лондон ~ ~ Галерея «ТЕЙТ» ~ ~ Импрессионисты и постимпрессионисты в Сомерсет­ском дворце ~ ~ Британский музей ~ ~ Концерт в Соборе «Святого Мартина в полях» (Реквием Форе, Лондонский камерный оркестр, Английский камерный хор, дирижёр Петер Дюсон  )
 

В Тейт надо ехать и смотреть Тёрнера и Констебла, Рейнолдса, Гейнсборо и Хогарта. Тёрнер – настолько необычен и современен, что и сейчас поражает смелостью, фантазией, необычно­стью. А остальном – разочарование: подделки то под Мура, то под Пикассо, то под Арпа, то под Миро, Поллака,  под других ВЕЛИКИХ МОДЕРНА. По одной работе – Бена НИКОЛСОНА, Наума ГАБО, Генри МУРА. – Скудно! Невыносимо скучно. Слава Богу – не добрались ещё в «ТЕЙТ МО­ДЕРН», хоть там и большая выставка Миро (мы его персональный Музей-Мастерскую и Фонд видели в Барселоне, поэтому и не пошли тут, в Лондоне).
Импрессионисты и постимпрессионисты – то, во что я влюблён и с детства и пожиз­ненно! С тем и сдохну! – под Битлз! Когда смотришь на работы Моне и Дега, Писарро и Сислея, Се­занна и Ван Гога, Вламинка и Сёра, Лотрека и Дюфи! – не понимаешь, как это ВООБЩЕ возможно… Собрание удачно дополнено (хоть и небольшое – а как можно было собрать МНОГО импрессиони­стов? – только при жизни этих “неудачников”) – нашими, русскими: Явленский, Кандинский, Верёвкина.
Остаётся вечная слава бессмертью КРАСОТЫ & ЖИЗНИ! ЖИЗНИ & КРАСОТЫ! – и  – нельзя не поклониться КАЖДОМУ! из этих СЛАВНЫХ ГОРДЫХ ФРАНЦУЗОВ! – сделавших це­ною своих жизней нашу жизнь! н-а-в-с-е-г-д-а, н-а-в-с-е-г-д-а, н-а-в-с-е-г-д-а СОЛНЕЧНОЙ & ПРЕ­КРАСНОЙ! ПРЕКРАСНОЙ & СОЛНЕЧНОЙ!
И это главное! Главное!.. – сегодня! Сегодня! И всегда.    




12 \ 13

24.08.2011 среда , лето ~ ~ лето , среда 2011.23.08
Лондон ~ ~ Стоунхендж ~ ~ Лондон (Альберт Холл и Гайд Парк)
 

Весь квартал музеев выделяется… Альберт Холл просто величественно красив! – это сочетание красного и белого – окружие в формах. Абсолютно нереальный памятник Альберту напро­тив: даже МЫСЛЬЮ трудно было себе представить такой… Дома близлежащего квартала имеют острые углы, отличный и цельный ‘кусок’, что для Лондона не очень характерно – тут теперь также, как в Москве: “каждой пары по паре” – столпотворение и нагромождение! – ни стиля, ни вкуса: ми­нуло всё: всё равно: ЧТО ДЕЛАТЬ, КЕМ БЫТЬ, НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИТЬ, КАКОГО ЦВЕТА КОЖУ НОСИШЬ! И это – уж не знаю, как!..
Бат действительно красивый и оригинально спроектированный и цельно отстроенный город: ярусами по склонам поднимающиеся дома одного масштаба и стиля, красивые мосты и пар­ки, классический центр с готикой.
Стоунхендж, как и многие сегодняшние популярные туробъекты, не имеет никакого воздействия, лишённый своей смысловой и духовной составляющей.
А вот посвящение Королевы Виктории своему мужу Альберту – Музей, Памятник, Концертный зал – вдохновляет! – эдакий «ТАДЖМАХАЛ» Европы. Эта любовь – воплощённая в кра­соте и пользе – для ЛЮДЕЙ. Так на Памятнике Королю Альберту, мужу, и написано: Королева Вик­тория и Её НАРОД. – Это главное.
ЛЮБОВЬ! – что воплощена в ИСКУССТВЕ! служащем ЛЮДЯМ и славящем БОГА!
Музей прикладного искусства, оставленный нам этими благородными людьми – самое крупное, богатое и изысканное собрание. Так его и называют: «Музей ВИКТОРИИ + АЛЬБЕРТА». Любовь!.. Побеждает! И живёт! Живая! – в делах живущих!
Да славься и цвети! – ЛЮБОВЬ ВОПЛОЩЁННАЯ! – ставшая нам всем праздником неисчислимым! дарящая концерты! выставки! отдых! ЛЮБОВЬ! – засевай! плоди! щедро! Всходы бу­дут! – Нет, не могилы и слёзы, а парки! фестивали! экспозиции! Смех и радость! – молодость и весе­лие! – подножие памятника Королю Альберту! – из не блекнущего ЗОЛОТА! Золота Любви!
Виктория & Альберт…
Лучший музей прикладного искусства! – сотканный из фибр ЛЮБВИ!




13 \ 13

25.08.2011 четверг , лето ~ ~ лето , пятница 2011.26.08
Лондон ~ ~ Аэропорт Хитроу ~ ~ Аэропорт Домодедово ~ ~ Москва 
 

Самое сильное! и самое неожиданное! впечатление! – водитель… Что вёз нас в Хит­роу. Из Винницы. Предприниматель. Успешный. Занимался сельским хозяйством. У него отобрали всё. Он всё поднял. С нуля и разрухи. Руководил крупным и быстро развивающимся предприятием. Рейдерский захват – “власти”… За шестьдесят. “Молодой и здоровый” – как он про себя говорит. На сиденье (слева, – в Великобритании – левостороннее движение!)



Рецензии