Вращается земля вокруг солнца или нет?

                В Евангелие от Матфея мы читаем странные слова Христа: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45). Неужели Бог, Создатель Вселенной не знает, что земля вращается вокруг солнца, и солнце никак восходить не может? Много раз в Церкви звучали эти слова, смысл которых сводится к тому, что Бог любит всех людей и на все Свое творение посылает благодать, но вряд кто-то задумывался над ними в ином смысле. Существует несколько толкований на эти строки у Отцов и богословов. Общий их смысл сводится к следующему. Примером солнца и дождя, которые Бог дарует всем людям, Христос раскрывает промышление Божие над всякой тварью и над человеком каким-бы он не был. Этим Господь научает любить всех людей, также как их Он любит. Под солнцем и дождем следует понимать не только солнечный свет и воду с небес, но и те  благодеяния, которые Бог посылает на землю, ту благодать, которая поддерживает все живое. Помимо прямого смысла, солнечный свет и  дождь означают учение Христа, которое просвещает мир светом истины и орошает водой учения, "текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14).
                Даже наш современник митрополит Иларион (Алфеев) полагает, что восхождение солнца и дождь означают, что: «Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит». Можно было бы безусловно согласиться со всеми этими мнениями, если бы речь шла только о солнечном свете и изобилии дождя. Но Христос употребляет глагол «восходить» применительно к солнцу. Если бы Он сказал: «Повелевает солнцу Своему светить…» тогда все бы  соответствовало выше названным мнениям. Но восходить и светить – совершенно разные понятия: восходить – это движение того, что будет светить, а светить – это непосредственное излучение света. И, если бы вместо "восходить" было "светить",  тогда справедливо считать, что Бог изливает свет учения и влагу благодати на Свое творение.
                Так в чем же здесь суть вопроса, почему сказано то, что сказано, а не иначе? Для того, чтобы разобраться, почему Христос говорит вещи для нас заведомо странные и необъяснимые, нужно понять, ради чего Он пришел в мир. Тема Боговоплощения, как неотъемлемая часть Христологии, занимает много времени и труда. Мы не будем останавливаться на всех ее аспектах, а уделим вниманию главному. Христос принес Благую Весть для всех людей от Адама и Евы и до конца мира. Его слова непреходящи, истинны и не подлежат изменению или дополнению. Христос, будучи во плоти действовали и как Бог, и как Человек. Его целью было дать новое учение о мире, Боге и человеке в такой форме, которая была бы понятна всем внимающим. Именно поэтому Иисус избирает для объяснения сложнейших богословских истин форму притч, в которых доступным языком и на примерах явлений из повседневной жизни народа, раскрывает смысл того, что люди должны узнать и принять. Говорить по-другому Он не мог, иначе Его учение стало бы непонятным, и осталось бы невостребованным. Такая точка зрения находит подтверждение в словах Христа Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Иначе говоря, Спаситель в притчах дал только самое малое и самое необходимое из того, что люди должны знать и исполнять ради своего спасения.
                Первые предположения о том, что земля вращается вокруг солнца, относятся к IV-III  вв. до н.э., ко временам греческого ученого Аристарха Самосского, с которым согласились Архимед, Плутарх, Секст Эмпирик и другие. Но эти идеи были на уровне предположений и догадок, о которых в Иудеи и Палестине I в. могли и не знать.  Свое научное обоснование гелиоцентрическая теория получила лишь в XVI в., благодаря трудам Николая Коперника. Естественно, что современники Христа верили тому, что видели своими глазами, а именно: солнце восходит и заходит, а земля стоит на месте. Если бы Христос сказал, что Отец повелевает земле вращаться вокруг солнца и, при этом, еще вокруг собственной оси,  Его бы подняли на смех и дальше слушать не стали, как не стали слушать Иисуса после слов о вкушении Его плоти и крови. Если бы Он употребил глагол «светить» вместо «восходить», то этим бы устранялся наглядность обучения, прерывалась бы связь Божественного учения с живой природой, а значит и с человеком.
                Кроме того, ночью солнце не светит, а значит выходило, что Бог велит ему ночью не светить, то есть, образно говоря, Господь включает/выключает солнце, как лампочку? Это выглядело бы абсурдом и лишало бы всякого смысла речь Христа, а образ солнца утратил бы свое символическое значение. Когда Иисус говорит, что Отец велит светилу восходить, Он показывает, что Домостроительство Божие не прекращается, как не прекращается восход и заход, что жизнь и учение находятся в постоянном движении, а значит в развитии. Просто «свечение» солнца превращало бы динамику в статику и лишило бы слово Божие жизни. Изучая Евангелие можно убедиться, что в притчах Христос использует те приемы речи и наглядные образы, которые позволяют людям того времени наилучшим образом усвоить истины Божественного откровения.
                Для нас это важно потому, что любящий истину, сможет в каждом слове Христа открывать что-то новое для себя, адаптируя слово Божие к явлениям и научным открытиям современности, а это делает Евангелие вечным, неизменяемым, истинным и до конца не познаваемым, как непознаваем по Своей природе Бог. Именно поэтому череда научных открытий не прекращается, ибо каждое новое открытие порождает следующее, и так будет  до скончания века. И кто знает, может лет через 500 или 1000, если Бог даст,  люди будут также смеяться над нашими представлениями о Вселенной и человеке, как мы над взглядами современников Христа, а Его ученики будут открывать в Евангелие что-то новое и актуальное для своего времени?


Рецензии