Советский дизайн будущего история и проекты вниитэ

В Советском Союзе слово "дизайн" долгое время считалось неприемлемым, ассоциируясь с капиталистическими ценностями и потребительской культурой. Вместо него использовались термины "техническая эстетика" и "художественное конструирование" – именно эти понятия определяли деятельность Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), ставшего центром передового промышленного дизайна в СССР.

Создание и развитие института
ВНИИТЭ был основан в 1962 году по постановлению Совета Министров СССР с целью повышения качества товаров массового потребления через внедрение принципов художественного конструирования. Институт расположился на территории ВДНХ в здании бывшей библиотеки (павильон №312).
Задачи института были поистине масштабными – ВНИИТЭ должен был координировать развитие промышленного дизайна на всей территории Советского Союза. Сотрудники института занимались разработкой дизайн-проектов, их внедрением в производство и подготовкой новых специалистов в области технической эстетики.
Уже к 1965 году, всего через три года после основания, ВНИИТЭ получил международное признание, став представителем СССР в Международном совете дизайна (ICoD). Это позволило существенно расширить полномочия института. С 1968 года его специалисты начали контролировать качество новых промышленных изделий и прогнозировать изменения потребительских запросов.
Значительным достижением стало то, что ВНИИТЭ получил право устанавливать стандарты для производителей. При оценке продукции учитывались не только технические характеристики, но и эргономические и эстетические аспекты. С этого момента для запуска любого нового серийного изделия требовалось получить официальное одобрение института.
В том же 1968 году сотрудники ВНИИТЭ начали разрабатывать методические материалы и руководства для художественно-конструкторских бюро на предприятиях. Они также создали систему подготовки научных кадров по технической эстетике, впервые в стране появились профессиональные теоретики дизайна. Именно благодаря этой теоретической базе стало возможным создание тех экспериментальных проектов, которые впоследствии прославили ВНИИТЭ на весь мир.
Знаковые проекты ВНИИТЭ

РАПАН
ВНИИТЭ часто выполнял автомобильные проекты. Широкую известность получил прототип такси-минивэна, в котором с легкостью помещалась даже детская коляска. Однако в портфолио института были и более необычные для советской действительности концепты. Одним из таких проектов стал автоприцеп "Рапан", внешне напоминающий винтажную космическую капсулу.
Разработка "Рапана" началась в 1980-х годах, когда в СССР дошло эхо американского бума домов на колесах. Фургон был спроектирован для семьи из четырех человек – двух взрослых и двух детей. Внутреннее пространство было тщательно продумано: в нем размещались двуспальная кровать для родителей и две отдельные койки для детей. Конструкция предусматривала возможность трансформации: родительское спальное место складывалось в обеденный стол, а детские кровати – в игровую зону.
Кухонная зона была оснащена плитой, рабочей поверхностью и холодильником, а в компактной ванной комнате располагались душ и биотуалет. Легковой автомобиль мог буксировать "Рапан" со скоростью до 80 км/ч.
Особенностью проекта была его высокая функциональность при ограниченных размерах. Многие элементы конструкции могли раскладываться наружу, что позволяло эффективно решать проблему нехватки места. Однако кочевой образ жизни, подразумеваемый концепцией автоприцепа, плохо вписывался в советские реалии, поэтому "Рапан" так и остался на стадии прототипа.

БелАЗ-540
Одним из первых крупных успехов института стала разработка в 1965 году модели самосвала БелАЗ-540. Проект был создан по эскизам и чертежам талантливого конструктора Валентина Сергеевича Кобылинского, который взял за основу конструкцию американского карьерного самосвала LeTourneau Westinghouse, но существенно адаптировал ее к возможностям советской промышленности.
БелАЗ-540 отличался множеством инновационных решений. Среди них – цельный капот, обеспечивающий повышенную прочность конструкции и уравновешенный торсионом для предотвращения заваливания во время эксплуатации. Одноместная кабина была спроектирована таким образом, что кузов служил защитой от возможных ударов сверху. Особенно примечательным было лобовое стекло с отрицательным наклоном – это инженерное решение предотвращало скопление пыли на поверхности стекла.
Самосвал получил высокую оценку на международных выставках, однако в серийное производство была запущена лишь небольшая партия. Последующие модификации БелАЗ-540 были значительно упрощены по сравнению с оригинальным проектом ВНИИТЭ.

СФИНКС
ВНИИТЭ занимался не только транспортными средствами, но и более сложными системными проектами. К концу 1980-х годов ученые института предвидели, что количество бытовой техники в домах будет неуклонно расти, что приведет к усложнению управления всеми этими устройствами. В ответ на этот вызов они поставили задачу создать единый центр, который объединил бы все домашние приборы.
Так под руководством Дмитрия Азрикана была разработана система "СФИНКС" (Система Функционального Изображения Направлений Кибернетического Содержания). Подробное описание функционала этой системы было опубликовано в журнале "Техническая эстетика", официальном издании ВНИИТЭ.
"СФИНКС" был официально назван домашним телерадиокомплексом, но по сути представлял собой советский прототип "умного дома". Система состояла из блока с процессором, экрана и пультов управления с дисплеем. Все эти компоненты по отдельности уже существовали, но революционной была идея их объединения в единую систему.
Разработчики планировали, что с помощью "СФИНКСа" можно будет централизованно управлять всеми бытовыми приборами – от газовой плиты до телевизора. Запуск системы в серийное производство планировался к 2000 году, однако распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис не позволили реализовать эти амбициозные планы.

ВТОМАР
ВНИИТЭ предвосхищал будущее не только в сфере технологий, но и в области социальных и экологических проектов. С самого начала существования института его сотрудники экспериментировали с экологичными материалами – например, создавали мебель из переработанных материалов для выставок своих работ.
В 1980-х годах эти инициативы были масштабированы. Под руководством Андрея Мещанинова был разработан проект "ВТОМАР" (Вторичные Товарные Материальные Ресурсы). Потребность в организованной сортировке отходов в СССР была высокой – ресурсов всегда не хватало, и переработка вторсырья могла частично решить эту проблему.
Однако в массовом сознании советских граждан мусор ассоциировался исключительно с неприятными запахами, а не с потенциальной пользой. Поэтому перед дизайнерами ВНИИТЭ стояла задача не только создать функциональную систему сортировки, но и сделать ее эстетически привлекательной, чтобы в восприятии людей четко разграничить понятия "мусор" и "вторичное сырье".
В рамках проекта планировалось установить в городах специальные баки с единым дизайном для трех различных категорий отходов: бумаги, стекла и металла. Дизайнеры ВНИИТЭ разработали не только внешний вид этих контейнеров, но и информационные плакаты, схемы оптимального размещения баков в зависимости от специфики района и логистические карты для вывоза собранного вторсырья.
Проект был тщательно продуман с функциональной точки зрения, но его авторы не уделили достаточного внимания системе мотивации граждан. Поскольку за сдачу вторичного сырья люди не получали никакого материального вознаграждения или льгот, они неохотно меняли свои бытовые привычки. В результате проект "ВТОМАР" не оправдал возлагавшихся на него надежд, финансирование было сокращено, а с началом перестройки инициатива постепенно сошла на нет.

Малоизвестные инновационные проекты ВНИИТЭ


"Интерьер-1": универсальная среда обитания
Проект "Интерьер-1", разработанный в ВНИИТЭ в конце 1960-х – начале 1970-х годов, представлял собой концепцию модульной системы организации жилого пространства. Руководитель проекта Евгений Розенблюм и его коллеги ставили перед собой амбициозную задачу – создать гибкую систему мебели и оборудования, способную трансформироваться в зависимости от потребностей жильцов.
В основе концепции лежала идея пространственного модуля – унифицированного элемента определенного размера, который мог выполнять различные функции. Модули "Интерьера-1" позволяли формировать спальные места, рабочие зоны, места для хранения вещей и даже перегородки между функциональными зонами квартиры.
Особую ценность проект представлял для малогабаритных квартир, которые составляли большинство жилого фонда в СССР. Трансформируемая мебель позволяла эффективно использовать ограниченное пространство: днем комната могла функционировать как гостиная или кабинет, а ночью – как спальня, причем перестройка занимала минимум времени и не требовала физических усилий.
Дизайнеры ВНИИТЭ тщательно продумали не только функциональность, но и эстетику "Интерьера-1". Модули имели лаконичный дизайн, нейтральную цветовую гамму и могли сочетаться с различными стилевыми решениями. Примечательно, что проект учитывал и психологические аспекты – возможность периодически менять обстановку благоприятно влияла на эмоциональное состояние обитателей квартиры.
Несмотря на очевидные преимущества, система "Интерьер-1" не была запущена в массовое производство в полном объеме. Отдельные элементы концепции были реализованы в виде серийной мебели, но целостная система так и осталась на уровне экспериментальных образцов, представленных на выставках.

Медицинские приборы: гуманизация технологий
Отдельным важным направлением работы ВНИИТЭ стало проектирование медицинского оборудования. В этой области дизайнеры института проявили особенно новаторский подход – они первыми в СССР обратили внимание на психологические аспекты взаимодействия пациентов с медицинской техникой.
В середине 1970-х годов под руководством Игоря Зайцева была разработана серия диагностических приборов, в которых технические требования гармонично сочетались с гуманистическим подходом. Дизайнеры ВНИИТЭ исходили из понимания, что медицинское оборудование должно не только эффективно выполнять свои функции, но и не вызывать у пациентов тревоги или страха.
Рентгеновские аппараты, электрокардиографы, аппараты для ультразвуковой диагностики, разработанные в институте, отличались обтекаемыми формами, нейтральными цветами и тщательно продуманной эргономикой. Особое внимание уделялось снижению шума и созданию комфортной атмосферы для пациента.
Новаторским решением стало размещение технической части оборудования вне поля зрения пациента – это психологически облегчало процедуру обследования. Кроме того, специалисты ВНИИТЭ впервые внедрили в дизайн медицинских приборов элементы визуальной коммуникации – простые и понятные символы, помогавшие пациентам ориентироваться в процессе диагностики.
Некоторые разработки ВНИИТЭ в области медицинского оборудования были внедрены в производство на предприятиях медицинской промышленности СССР, хотя часто в упрощенном виде. Однако главной заслугой института стало формирование нового подхода к проектированию медицинской техники, при котором во главу угла ставился человек с его психологическими и физиологическими особенностями.



Фирменный стиль Олимпиады-80: визитная карточка страны
Хотя основную работу по созданию фирменного стиля московской Олимпиады 1980 года выполняли другие организации, ВНИИТЭ также внес значительный вклад в этот масштабный проект. Институт отвечал за разработку навигационной системы, элементов городской среды и части сувенирной продукции.
Специалисты ВНИИТЭ создали универсальную систему пиктограмм, которая помогала иностранным гостям ориентироваться в олимпийской Москве. Лаконичные и интуитивно понятные изображения преодолевали языковые барьеры и стали важным элементом общей визуальной системы Игр.
Особым достижением института стала разработка комплекса малых архитектурных форм для олимпийских объектов – скамеек, урн, информационных стендов, павильонов. Все эти элементы были выдержаны в едином стиле, гармонично сочетавшемся с общей визуальной концепцией Олимпиады.
Дизайнеры ВНИИТЭ уделили особое внимание и цветовой гамме олимпийских объектов. Они проводили исследования психологического восприятия цвета и разработали систему цветового кодирования, которая помогала посетителям интуитивно ориентироваться на спортивных объектах и в олимпийской деревне.
Работа института над элементами фирменного стиля Олимпиады-80 продемонстрировала, что советский дизайн способен решать масштабные задачи на высоком международном уровне. Многие разработки ВНИИТЭ получили положительные отзывы зарубежных специалистов и впоследствии использовались при организации других крупных международных мероприятий в СССР.

Эргономичный городской транспорт: дизайн для миллионов
В середине 1970-х годов ВНИИТЭ приступил к масштабному проекту по улучшению эргономики городского общественного транспорта. Под руководством Юрия Долматовского был создан ряд концептов автобусов и троллейбусов нового поколения, которые должны были сделать поездки более комфортными как для пассажиров, так и для водителей.
Дизайнеры института провели обширные исследования, изучая, с какими проблемами сталкиваются пассажиры и работники транспортных предприятий. На основе полученных данных были разработаны принципиально новые решения, многие из которых опережали свое время.
Особое внимание уделялось доступности транспорта для всех категорий пассажиров. В проектах ВНИИТЭ впервые в СССР были предусмотрены низкие полы в центральной части салона, широкие двери, специальные места для детских колясок и пандусы для инвалидных кресел. Эти решения, ставшие стандартом в современном транспорте, в 1970-е годы были революционными.
Инновационным был и подход к организации внутреннего пространства салона. Дизайнеры предложили систему гибкой планировки, при которой расположение сидений можно было менять в зависимости от пассажиропотока в разное время суток. Кроме того, они разработали эргономичные поручни новой формы, более удобные для пассажиров разного роста.
Кабина водителя также подверглась серьезному переосмыслению. Специалисты ВНИИТЭ изучили биомеханику движений водителя и спроектировали рабочее место с оптимальным расположением всех органов управления. Был разработан регулируемый комплекс "кресло-руль-педали", позволявший настраивать рабочее место под конкретного водителя, что снижало утомляемость при длительных сменах.
Некоторые элементы проектов ВНИИТЭ были впоследствии реализованы в серийных моделях отечественных автобусов и троллейбусов, хотя полностью воплотить концепции института в жизнь не удалось из-за технологических и экономических ограничений советской промышленности.

Такси ВНИИТЭ: революция в городском транспорте
Особое место в истории советского промышленного дизайна занимает проект такси ВНИИТЭ, разработанный в середине 1960-х годов под руководством талантливого дизайнера Юрия Долматовского. Этот концепт городского такси настолько опередил свое время, что даже сегодня, спустя более полувека, его решения выглядят актуально и современно.
Проект родился как ответ на очевидные проблемы городского такси того времени. Стандартные седаны, использовавшиеся в таксопарках, не отвечали специфическим требованиям этого вида транспорта – они не были приспособлены для быстрой посадки и высадки пассажиров с багажом, в них было недостаточно места для комфортного размещения нескольких человек с чемоданами или других крупногабаритных предметов.
Дизайнеры ВНИИТЭ предложили революционный подход – они создали концепт специализированного автомобиля в формате минивэна с уникальной компоновкой салона. Главной особенностью такси ВНИИТЭ стала его необычная для того времени однообъемная конструкция с высокой крышей и почти вертикальными передними и задними стенками. Это позволило максимально эффективно использовать внутреннее пространство автомобиля.
Салон был спроектирован с особой тщательностью. Пассажирские сиденья располагались на двух уровнях – более высокие в задней части и более низкие в передней, что обеспечивало всем пассажирам хороший обзор. Сиденья имели различные конфигурации и могли складываться или поворачиваться, образуя разные варианты компоновки салона в зависимости от количества пассажиров и их багажа.
Инновационным решением стали широкие сдвижные двери с обеих сторон автомобиля. Они открывали почти всю боковую часть салона, что делало посадку и высадку исключительно удобной даже для пассажиров с крупным багажом или детскими колясками. Низкий уровень пола и отсутствие высоких порогов также значительно облегчали доступ в салон.
Повышенное внимание было уделено водительскому месту. Дизайнеры ВНИИТЭ провели серьезные эргономические исследования и создали оптимальное рабочее место таксиста с удобным доступом ко всем органам управления. Водительское кресло имело множество регулировок, а приборная панель была спроектирована с учетом всех требований к обзорности и читаемости показаний.
Внешний дизайн такси ВНИИТЭ был не менее революционным. Автомобиль имел легко узнаваемый силуэт, который сразу выделял его в городском потоке. Большая площадь остекления обеспечивала отличный обзор как для водителя, так и для пассажиров, а специальные элементы оформления кузова – контрастная полоса и характерный знак на крыше – делали такси заметным издалека.
Проект получил высокую оценку специалистов как в СССР, так и за рубежом. На международных выставках дизайна такси ВНИИТЭ вызывало неизменный интерес и получало положительные отзывы. Многие зарубежные эксперты отмечали, что советские дизайнеры опередили своих западных коллег, предложив концепцию специализированного городского такси, когда в большинстве стран мира в этом качестве использовались обычные серийные автомобили.
Несмотря на очевидные преимущества, такси ВНИИТЭ, как и многие другие инновационные проекты института, не было запущено в серийное производство. Причины были традиционными для советской экономики – отсутствие необходимых производственных мощностей, дефицит соответствующих материалов, сложности с организацией новых технологических процессов. Кроме того, консервативное руководство автомобильной промышленности предпочитало использовать для такси уже выпускающиеся серийные модели, не требующие дополнительных инвестиций.
Однако идеи, заложенные в проект такси ВНИИТЭ, не пропали бесследно. Спустя десятилетия многие решения, предложенные советскими дизайнерами, нашли свое воплощение в специализированных такси разных стран мира. Концепция высокого однообъемного кузова с просторным салоном и широкими дверями стала стандартом для многих современных такси, особенно в крупных мегаполисах. Можно сказать, что знаменитые лондонские кэбы нового поколения и специализированные такси Нью-Йорка во многом реализуют идеи, заложенные полвека назад в проекте такси ВНИИТЭ.

Наследие ВНИИТЭ
Несмотря на то, что многие проекты ВНИИТЭ так и остались на уровне прототипов или концептов, а реализованные часто теряли свою изначальную футуристичность из-за бюрократических препятствий или недостаточного финансирования, значение работы института для развития отечественного дизайна трудно переоценить.
Сотрудники ВНИИТЭ были настоящими визионерами, многие их идеи опережали свое время на десятилетия.

© Дмитрий Елагин, 2025
Использование статьи без согласия автор запрещено
Больше статей на моем сайте https://dmitry-yelagin-art.ru


Рецензии