Исторические известия о Цудахаре

В конце XVIII-первой половине XIX вв. Цудахарский союз сельских общин был расположен в горно-долинной зоне Центрального Дагестана. На востоке он граничил с Акушинским союзом, на западе - с Андалальским союзом, с севера - с
Мехтулинским ханством, а хребет Кули-Меэр разграничивал территорию союза с койсубулинцами. На юге граница Цудахарского союза проходила с Казикумухским ханством. Как писал Д.И.Тихонов, цудахарцы имели «свои жилища вверх по
правую сторону реки Койсу. Существует множество легенд и преданий об основании
Цудахара на нынешней территории цудахарцев. Согласно одной из них часть мекегинцев из района Буйнака по каким-то причинам переселилась в местность Эла-Дубури, где было основано Бек-ши /т.е. «главное село»/. Предание сообщает,что выселенцами из Бек-ши впоследствии были основаны Губден, Акуша, Мекеги,
Цудахар, Усиша, Муги. Поэтому впоследствии территория Бекши считалась общей собственностью этих селений, которой они пользовались поочередно. Согласно другому варианту этого предания на горе Шамхал, в местности Шибарк имелось село.
После войны с кем-то из жителей этого селения осталось всего 12 мужчин, которые решили, бросив аул, поселиться в других местах. Трое из 12 спустились на равнину и основали село, назвав его именем старшего из них - Губден. Двух Других, также
основавших селения, звали Мекеги и Кадар. Остальные основали поселения Акуша, Усиша, Цудахар, Гапшима, Муги, Сирга. В местностях Чебахражи и Губахражи в 2-3 км к югу от современного Цудахара до сих пор существуют остатки бывших здесь поселений. На горе, к западу от аула в местности Булетарлабек заметны следы поселения. Одно из преданий гласит, что обитатели этих поселений вместе с жителями других здешних аулов упорно воевали против арабов. Эти поселения продолжали существовать и после проникновения в здешние места ислама.
Относительно развалин поселений вблизи Цудахара в местностях Чебахражи и Губахражи цудахарское предание сообщает, что они были сожжены врагами гораздо позднее нашествия арабов/ вероятнее всего - это эпоха монголо-татарского
господства или время нашествия Тимура/. Все эти сведения говорят о том, что территория будущего Цудахарского союза была заселена еще до образования
территориально-соседского селения Цудахар. Образование же даргинских сел, на что указывается в народной традиции, на территории нынешних Левашинского, Акушинского, Буйнакского районов, надо полагать, было связано с постоянным напором различных тюркоязычных племен, которые то проходили, то оседали на плоскости и в предгорном Дагестане, вытесняя все выше в горы местное население.
В раннем средневековье, как и другие даргинцы, предки цудахарцев входили в состав государственного образования - «царства» Шандан, образовавшегося, как и другие политические структуры, после распада Кавказской Албании, куда, как пишет
большинство исследователей, входил и Дагестан. Шандан примерно в середине XI в. распался в результате бесконечной борьбы с мусульманами, в особенности с мусульманским Дербентом. Последнее известие о Шандане относится к 1041-42 г., когда против него из Дербента был совершен «исламский поход». Как предполагает Б.Г.Алиев, « ... именно после этого похода Шандан перестал существовать как политическая единица, в связи с чем происходит разобщение и ослабление даргинских племенных союзов». Согласно имеющимся сведениям арабы еще ранее - до распада Шанданя доходили до верхнедаргинских земель, где якобы они,как и в Кумухе, распространили ислам. Местные хроники и труды ряда дагестанских авторов связывают это с Абумуслимом. Арабы, по сведениям «Тарихи Дербент-наме», назначили в
Кумухе правителем Шахбала и кадия при нем для исполнения шариата...». Как писал Г.-Э.Алкадари, «Абумуслим назначил кадиями в Акуша, Цудахар, Сюрги, Кази-Кумух, Андалял подходящих лиц из бывших при нем ученых». Местные хроники и исторические сочинения сообщают также, что после распространения ислама весь Дагестан попадает под влияние казикумухского шамхала. Как и другие общества, Цудахар платит шамхалу подати за пользование землями - 50 быков ежегодно. Подати шамхалу дагестанские общества платили примерно до монголо-татар. Дело в том, что в первой половине
второго тысячилетия происходит усиление Серира и Хайдака и ослабление шамхальства. Именно в это время первые распространяют свое влияние на другие владения и народы Дагестана. Верхнедаргинцы, в том числе цудахарцы, попадают
под влияние хунзахского правителя, который собирал с них ежегодно подати. В исторической литературе эти вопросы решены довольно подробно. Поэтому мы лишь отметим, что освобождение верхнедаргинцев произошло в результате совместного выступления против войск правителя Хунзаха. Недалеко от сел.Цудахар, в местности Сията произошла вооруженная схватка верхнедаргинцев с конным отрядом
хунзахского правителя. Отряд нуцала «был разбит и изгнан за цудахарскую реку. Тогда обе стороны пришли к соглашению: земли за рекой оставались во владении нуцала, но он не должен был переходить на ту сторону реки ». Так даргинские общества перестали платить нуцалу харадж, освободились от него и стали
свободными. Это было начало федерации верхнедаргинских союзов, ставшей известной в исторической литературе под названием Акуш а-Дарго.
В начале XVII в. войска иранского шаха Аббаса I покорили Акушу, Казикумух и вступили в Цудахар. Выходцы из Чебахражи, проявив свою лояльность, сумели воспользоваться этим моментом и получить власть. Кызылбаши установили здесь свои порядки, вручили символы власти своим ставленникам.
В послетимуровское время с прекращением внешнего вмешательства происходит дальнейшее развитие социально-экономической жизни цудахарцев. Наряду с дальнейшим развитием производительных сил происходит расширение села, увеличивается
численность населения, укрепляется его положение. Возникла необходимость использования новых земель, расположенных северо-западнее Цудахара, которые ранее
существовали в виде пустошей, а также охрана своих границ от соседей. Это привело к расселению из Цудахара семей и образованию хуторов и отселков. Хутора и отселки у цудахарцев, как и у других даргинцев, называются «маши» /махи/ и «ая»,
а жителей отселков называют «машикунт» и «аякунт». Даже до сегодняшнего дня жителей такого крупного селения как Хаджалмахи называют «аякунт», в то время как жителей селения Цудахар все называют «шикунт» / «шикан» - ед.ч./ - от слова
«ши» - селение, «цудхъур» -цудахарцы. Все соседи называют цудахарцами не только жителей Цудахара, но и всех жителей хуторов и отселков. Это лишний раз говорит
о том, что все хутора и отселки цудахарцев основаны выходцами из Цудахара. Выходцами из Цудахара были основаны такие хутора как Куппа, Хаджал-махи, Тебек махи, Убеки-махи, Санамахи, Каре-Кадани, Кхоли-бухна /Къули-бухна/ и др.
Образование хуторов и отселков происходило следующим образом. Из Цудахара для этой цели на свободные земли поселяли вновь образовавшиеся семьи, отводили им участок. В случае опасности они должны были извещать об этом Цудахар.
Таким образом, из приведенного материала видно, что территория Цудахарского союза была заселена с древнейших времен. Первым политическим объединением, куда входила эта территория, была Кавказская Албания. За период своего существования Цудахар входит в объединение Шандан, попадает в зависимость от Хунзахского нуцальства и Казикумухского шамхальства. В борьбе с хунзахскими правителями/политическое
объединение Серир/ все даргинские общества объединяются в один союз.
Об этом свидетельствуют и остатки развалин, которые сохранились
до наших дней.
С дальнейшим развитием производительных сил и ослаблением угрозы внешних врагов меняется облик изучаемого региона. Из поселений, расположенных на очень крутых и труднодоступных склонах, жители переселились в те поселения, которые были
расположены в экономически выгодном положении, или же находили для поселения земли, благоприятные для ведения хозяйства. С начала XVI в. в Цудахарский союз входят несколько джамаатов с главенствующей ролью Цудахара. Происходит
образование новых сел, отселков. Особенно интенсивно этот процесс происходит в конце XVI-XVII вв. Со второй половины XVIII- XIX вв. крупные отселки как Куппа, Хадж ал-махи, Убекимахи и др. начинают образовывать свои хутора. Цудахарский
союз к концу XVIII-первой половине XIX вв. имел в своем составе более 40 джамаатов. Состав союза был этнически неоднороден. Кроме 40 с лишним даргинских джамаатов, в состав союза входили в разное время лакские села Балхар, Кхоли, Цулекана и аварское селение Салты. С акушинцами и другими верхнедаргинцами- цудахарцы выступали сообща в союзе в период больших угроз со стороны внешних врагов. В остальное время Цудахарский союз выступал как независимое объединение сельских общин, имевшее большое влияние среди других союзов сельских общин и феодальных владений Дагестана. Союз находился в различных договорных отношениях с Андалальским, Гидатлинским, Карахским и др. аварскими союзами, являлся участником ряда переговоров между различными политическими структурами Дагестана.

Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.


Рецензии