Послесловие к повести Не оборвать в былое нить

Подошла к концу повесть, составленная из воспоминаний моего отца Аркадия Михайловича Питиримова.

За пределами этих воспоминаний осталась учеба в юридическом институте, которая стала возможной в основном благодаря самоотверженности моей бабушки Веры Петровны. Вся ее жизнь — это непрерывная череда скорбей и изнурительного труда на благо своего единственного сына. А также тети Лёли, которая была неизменной поддержкой и опорой Веры Петровны.

За пределами повествования также осталась женитьба Аркадия Михайловича на моей маме Наталье Григорьевне Зиновьевой. О своих отношениях с противоположным полом отец в свои двадцать два года написал: "Я окончательно удостоверился, что калеке надеяться на взаимность в любовных отношениях не приходится. Поэтому, чтобы лишний раз не подвергать себя стрессовым ситуациям и ненужным нервотрепкам я твердо решил довольствоваться только тем малым, что мне уготовано судьбой, а главное - отказаться от легкомысленных чувственных развлечений: попридержать свою плоть в лишении и терпении, следуя рекомендации Ахмеда Дониша: "Не хочешь отдать никому сердца? Закрой глаза!"" Однако моя мама, всю войну служила медсестрой на санитарном поезде, который перевозил раненых с линии фронта в тыл, в Ташкентский госпиталь. За это время она увидела столько страданий, что после войны ничто не помешало ей выйти за моего отца замуж. Благодаря этому в 1955 году родился я.

Когда я родился, отцу было уже 31 год, а маме 34 года. И конечно моим воспитанием много занималась моя незабвенная бабушка Вера Петровна. Я подолгу жил у них в той самой квартире с верандой на улице Павлова.

В то время мальчики носили штаны на резинке. А я в пятилетнем возрасте мечтал о настоящих брюках с ширинкой и пуговицей. Первые брюки в моей жизни сшила мне Тетя Лёля. Я был чрезвычайно счастлив и всем показывал перломутровую пуговицу, на которой держались штаны.

Благодаря невероятной силе воли отца, а также жертвенной поддержке его матери, отец стал одним из ведущих экспертов - криминалистов в республике. Позже он даже защитил кандидатскую диссертацию.

Любимой песней отца была вот эта:
"Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт".

Но, на мой взгляд, о нем в этой песне были другие слова:
"Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд!"

На семейных застольях он часто запевал эту песню, и я со всеми вместе подпевал ему. Мой отец был великим человеком, возможно, только сейчас я по-настоящему понимаю это. Однако ему не хватало правильных отношений с Богом.  Как верный сын своей эпохи, он был атеистом. Атеисткой, насколько я понимаю, была и моя бабушка (его мать), бывшая учительница, оказывавшая на отца сильное влияние.

Я люблю мои воспоминания о вас, родные мои. Я живу благодаря вам и впитал частицу каждого из вас. И, дорогие мои дети и внуки, я постарался, чтобы память об этих замечательных людях не была стёрта, чтобы не оборвалась в былое нить.

Пусть это будет доброй традицией нашей семьи, хранить память о предыдущих поколениях.

На фото мой отец, бабушка, мама и я примерно в 1960 году. Фото сделано фотоаппаратом отца.


Рецензии