Цудахарский союз 19 век. Сельские общины
Особенно же большим становится союз в XIX в. Так, к первой половине XIX в. Цудахарский союз состоял из следующих даргинских джамаатов: Цудахар, Кулибухна, КареКадани, Хаджалте, Касумте, Инкучи, Тарли, Денгубе, Аметерк-махи, Алихан-махи, Камкамахи Верхний, Камка-махи Нижний, Дабурлибте, Тебек-махи, Кашаэмахи, Куркабимахи Верхний, Куркабимахи Нижний, Кокмамахи, Мусультемахи, Алалте, Санамахи Верхний, Сана-махи Нижний, Амалти, Гургу, Магарабте, Убекимахи Верхний, Убеки-махи Нижний, Айнакаб, Хаджалмахи, Ташкапур, Куппа, Тилагу, Кундурхе, Иргали, Ахиниц, Аршимахи Верхний, Арши-махи Верхний, Аршимахи Нижний, Буртанимахи, Алдямкали и др. В «Перечне сельских обществ Даргинского округа,
образованных по положению о сельских обществах Дагестанской области 1868 г .» говорится, что в состав Цудахарского союза, кроме указанных выше цудахарских сел, входили еще лакские села Балхар, Кхоли, Цулекани и аварское селение Салты.
О том, что дружественные связи между Салтинским обществом и Цудахарским существовали еще издавна, свидетельствует тот факт, что в XVII в. салтинцы обратились к цудахарцам за помощью в борьбе с нападавшими на них кудалинцами. Явившись в цудахарскую мечеть, салтинцы/старшины/ настойчиво просили цудахарцев принять их под свою защиту. Цудахарцы «единодушно» согласились. Это на 12 лет ухудшило взаимоотношения цудахарцев с андалальцами, вынужденными все же признать присоединение Салтинского общества к Цудахарскому союзу. По мнению Р.М .Магомедова в Цудахарский союз входило 42 джамаата*. А.Комаров указывал, что союз состоял из 60 сел и отселков. Согласно же архивным материалам в XIX в.
Цудахарское общество состояло из 16 сел и 30 отселков. По сведениям И.А.Гюльденштедта в «округе Цудахар» было до 2000 семейств. Эту же цифру называет и Клапрот. В конце XVIII-нач. XIX вв. в одном только сел.Цудахар было 1200 хозяйств. Как отмечалось выше, Цудахарский союз находился в своеобразных отношениях с федерацией даргинских союзов Акуша-Дарго. Исследователи указывают, что союз выступал заодно с Акуша-Дарго в период большой угрозы со стороны
внешнего врага. «В остальное время это общество составляло отдельное самостоятельное образование». В 30-е годы XIX в. по сведениям ген.Клюке фон-Клюгенау "У Цудахарского общества существует союз с Акуша быть заодно против врагов своих. Оно управляется нисколько независимо от Акуши." Архивные данные
первой половины XIX в. свидетельствуют о том, что «Цудахар всегда был отдельным обществом». Интересно, что «К названиям этих двух обществ/Цудахарского и Сюргинского/ слово «Даргуа» никогда не прибавляется, хотя Сирга в 1852 г. присоединилась к Даргинскому союзу», т.е. это не говорит о вхождении Цудахара в состав федерации Акуша-Дарго.
Примечания:
Джамаат-сельская община у горцев Дагестана.
Источник: Мансурова А.Г. ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв).: Дагестанский научный центр Российской Академии наук Институт истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1995.- 192 с.
Свидетельство о публикации №225072700915