О сочинении Тарих Мискинджа
историографии. По своему объему сочинение значительно превосходит так называемые малые дагестанские хроники – Тарих Аби Муслим и Ахты-наме. Тарих Мискинджа – самостоятельное и сложное по составу сочинение. Как и в Дербенд-наме, в нем представлены четыре основные темы: политика Сасанидов в Дагестане; арабо-хазарское противостояние в Дагестане; исламизация края; взаимоотношения арабских
полководцев с местными правителями. Наиболее поздний хронологический сюжет
хроники описывает события первой трети IX в. Если охарактеризовать общую линию Тарих Мискинджа, то это основанный на отдельных исторических записях и исторических преданиях рассказ о распространении ислама по Дагестану, о коренном изменении конфессионального облика региона благодаря усилиям арабских полководцев. Это одна из основных структурных частей сочинения, выдержанная в духе широко распространенного в арабской литературе жанра магази или футух ал-булдан. В сочинении уделено значительное внимание описанию наиболее важных событий уже мирного времени, в основном деятельности по благоустройству. Эти сюжеты также связаны с жанром магази, но входят в русло другого широко
распространенного в арабо-мусульманском мире жанра фадаил. Необходимо отметить, что в тексте Та’рих Мискинджа присутствуют очевидные следы влияния произведений из цикла эпических шиитских поэм о героических подвигах и войнах Али ибн Аби Талиба, что говорит о знакомстве автора с этими произведениями. В Тарих Мискинджа Али наделяется сверхъестественными способностями, что также указывает на шиитское
происхождение сюжетов с участием Али ибн Аби Талиба. Можно предположить, что эти сюжеты были включены в текст сочинения в сефевидскую эпоху. Можно предположить, что протограф хроники Тарих Мискинджа, как и Ахты-наме и Тарих Аби Муслим, были составлены в X–XI вв., в эпоху очевидной децентрализации политической власти в Южном Дагестане. Отсюда и рассказы о конфликтах отдельных селений. Строительство мечетей и разукрупнение политической власти, рост значения отдельных селений, образование крупных селений – все это происходило в X в. Касаясь вопроса о достоверности данных, сообщаемых Тарих Мискинджа, необходимо подчеркнуть, что многие из них находят подтверждение в других письменных источниках дагестанского происхождения, а также в сочинениях арабских авторов IX–X вв. Вместе с тем в тексте хроники встречаются нарушения хронологии и фактологии описываемых событий, имеет место значительная степень фольклоризации некоторых сюжетов. Для нас особенно ценно, что в ряде случаев хроника сообщает уникальные сведения, отсутствующие в других исторических источниках. Важное место среди исторических сюжетов сочинения Тарих Мискинджа занимают разделы, посвященные описанию событий, связанных с ранним этапом исламизации Дагестана. Среди этих разделов можно выделить следующие:
1) Прибытие в Дагестан Али ибн Аби Талиба и его война с правителем селения
Микрах Самсамом. Исламизация Али ибн Аби Талибом селения Мискинджа.
2) Рассказ о прибытии арабских полководцев Ибрахима и Салмана ал-Бахили
из Ширвана и Кубы в город Дербент и сражениях с хазарами.
3) Рассказ о приходе к власти в Дербенте Абу Убайды ибн ал-Джарраха.
4) Рассказ о прибытии Муслима ибн Абд ал-Малика в Дербент и его войнах с
хазарами.
5) Рассказ о прибытии в Дагестан Абу Муслима и его деятельности по
распространению ислама.
6) Рассказ о вступлении Марвана ибн Мухаммада во власть над Дербентом и
прочими владениями Дагестана и Ширвана.
7) Рассказ о свержении династии Умайядов(Омейядов) и переходе власти к
Аббасидам.
Тарих Мискинджа – единственный из дагестанских источников, где
приводится особый маршрут движения войск Абу Муслима в Дагестане. Описание
этого маршрута и последовательность походов Абу Муслима принципиально
отличаются от изложенного в Дербенд-наме. Во-первых, проникновение войск Абу
Муслима в Дагестан происходит не по Прикаспийской низменности, с выходом к
городу Дербенту, а через высокие перевалы Главного Кавказского хребта,
расположенные между вершинами-четырехтысячниками Шалбуздаг и Шахдаг.
Направление этого движения выражено очень четко: «в сторону Мискинджи и ее
прилегающих областей». Обозначены и мотивы похода: «во благо ислама их
мискинджинского города», выделяя тем самым особый статус Мискинджи как уже
исламизированного прежде населенного пункта. Особо подчеркивается, что
движение войск Абу Муслима в Мискинджу происходило без сопротивления со
стороны местных жителей, в отличие от других владений, где с ними вступали в
сражение. Неслучайно миссия Абу Муслима в Дагестане, согласно Тарих Мискинджа, началась именно с похода в Мискинджу. В изложении дальнейшего маршрута движения войск Абу Муслима и последовательности его походов в разные области Дагестана автор Тарих Мискинджа придерживается логичной схемы движения с юга на север: долина Самура – Кюре – Дербент – Табасаран – Хайдак – Кумух – Авария. Представленный в Тарих Мискинджа маршрут не имеет аналогов в других дагестанских исторических сочинениях и полностью согласуется с исторической географией
Дагестана, чего не скажешь, например, о Дербенд-наме, где Абу Муслим из
Дербента вдруг сразу попадает в Кумух, расположенный в центральной части
Дагестана, а затем как бы возвращается обратно через Хайдак и Табасаран.
Одной из главных идей Тарих Мискинджа является обоснование особой, даже
главенствующей роли селения Мискинджи в долине Самура в раннем Средневековье. Эта идея о доминирующем положении Мискинджи выражена весьма определенно. Причем речь идет как о политическом аспекте, так и о связанном с ним факторе исламизации.
Источник:Zakariyaev Z.Sh. Tariq Miskinja in Arabic as a Historical Source on the Early Stage in the Islamization of Dagestan // Islamovedenie. 2020. V. 11, № 1. P. 58–70
Свидетельство о публикации №225072801028