О сочинении Тарих Мискинджа

Уникальная арабоязычная рукопись Тарих Мискинджа была обнаружена в августе 2009 г. в старинном лезгинском селении Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан членами Археографической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук и Дагестанского государственного университета. Хорошо сохранившийся арабский текст сочинения состоит из 20 страниц по 15–18 строк на странице. Текст нанесен черными чернилами красивым почерком насх на белую тонкую фабричную российскую бумагу без водяных знаков, которая изготовлена во второй половине XIX в. Автор (составитель) сочинения, переписчик, место и время переписки не указаны. Сочинение не имеет названия и условно именуется «История Мискинджа» (араб. Та’рих Мискинджа), поскольку в тексте большое место уделено истории и роли селения Мискинджа в эпоху раннего Средневековья. Неизвестное прежде историческое сочинение существует пока в единственном списке и впервые вводится в научный оборот. Автор знаком со средневековой историей Передней Азии и средневековыми поэтическими произведениями, хорошо ориентируется в топонимической номенклатуре Самурского региона, Южного Дагестана в целом, а также соседних областей Ширвана. В тексте сочинения автор-составитель либо переписчик именует себя «передатчиком» (ан-накил). Тарих Мискинджа относится к числу памятников региональной
историографии. По своему объему сочинение значительно превосходит так называемые малые дагестанские хроники – Тарих Аби Муслим и Ахты-наме. Тарих Мискинджа – самостоятельное и сложное по составу сочинение. Как и в Дербенд-наме, в нем представлены четыре основные темы: политика Сасанидов в Дагестане; арабо-хазарское противостояние в Дагестане; исламизация края; взаимоотношения арабских
полководцев с местными правителями. Наиболее поздний хронологический сюжет
хроники описывает события первой трети IX в. Если охарактеризовать общую линию Тарих Мискинджа, то это основанный на отдельных исторических записях и исторических преданиях рассказ о распространении ислама по Дагестану, о коренном изменении конфессионального облика региона благодаря усилиям арабских полководцев. Это одна из основных структурных частей сочинения, выдержанная в духе широко распространенного в арабской литературе жанра магази или футух ал-булдан. В сочинении уделено значительное внимание описанию наиболее важных событий уже мирного времени, в основном деятельности по благоустройству. Эти сюжеты также связаны с жанром магази, но входят в русло другого широко
распространенного в арабо-мусульманском мире жанра фадаил. Необходимо отметить, что в тексте Та’рих Мискинджа присутствуют очевидные следы влияния произведений из цикла эпических шиитских поэм о героических подвигах и войнах Али ибн Аби Талиба, что говорит о знакомстве автора с этими произведениями. В Тарих Мискинджа Али наделяется сверхъестественными способностями, что также указывает на шиитское
происхождение сюжетов с участием Али ибн Аби Талиба. Можно предположить, что эти сюжеты были включены в текст сочинения в сефевидскую эпоху. Можно предположить, что протограф хроники Тарих Мискинджа, как и Ахты-наме и Тарих Аби Муслим, были составлены в X–XI вв., в эпоху очевидной децентрализации политической власти в Южном Дагестане. Отсюда и рассказы о конфликтах отдельных селений. Строительство мечетей и разукрупнение политической власти, рост значения отдельных селений, образование крупных селений – все это происходило в X в. Касаясь вопроса о достоверности данных, сообщаемых Тарих Мискинджа, необходимо подчеркнуть, что многие из них находят подтверждение в других письменных источниках дагестанского происхождения, а также в сочинениях арабских авторов IX–X вв. Вместе с тем в тексте хроники встречаются нарушения хронологии и фактологии описываемых событий, имеет место значительная степень фольклоризации некоторых сюжетов. Для нас особенно ценно, что в ряде случаев хроника сообщает уникальные сведения, отсутствующие в других исторических источниках. Важное место среди исторических сюжетов сочинения Тарих Мискинджа занимают разделы, посвященные описанию событий, связанных с ранним этапом исламизации Дагестана. Среди этих разделов можно выделить следующие:
1) Прибытие в Дагестан Али ибн Аби Талиба и его война с правителем селения
Микрах Самсамом. Исламизация Али ибн Аби Талибом селения Мискинджа.
2) Рассказ о прибытии арабских полководцев Ибрахима и Салмана ал-Бахили
из Ширвана и Кубы в город Дербент и сражениях с хазарами.
3) Рассказ о приходе к власти в Дербенте Абу Убайды ибн ал-Джарраха.
4) Рассказ о прибытии Муслима ибн Абд ал-Малика в Дербент и его войнах с
хазарами.
5) Рассказ о прибытии в Дагестан Абу Муслима и его деятельности по
распространению ислама.
6) Рассказ о вступлении Марвана ибн Мухаммада во власть над Дербентом и
прочими владениями Дагестана и Ширвана.
7) Рассказ о свержении династии Умайядов(Омейядов) и переходе власти к
Аббасидам.

Тарих Мискинджа – единственный из дагестанских источников, где
приводится особый маршрут движения войск Абу Муслима в Дагестане. Описание
этого маршрута и последовательность походов Абу Муслима принципиально
отличаются от изложенного в Дербенд-наме. Во-первых, проникновение войск Абу
Муслима в Дагестан происходит не по Прикаспийской низменности, с выходом к
городу Дербенту, а через высокие перевалы Главного Кавказского хребта,
расположенные между вершинами-четырехтысячниками Шалбуздаг и Шахдаг.
Направление этого движения выражено очень четко: «в сторону Мискинджи и ее
прилегающих областей». Обозначены и мотивы похода: «во благо ислама их
мискинджинского города», выделяя тем самым особый статус Мискинджи как уже
исламизированного прежде населенного пункта. Особо подчеркивается, что
движение войск Абу Муслима в Мискинджу происходило без сопротивления со
стороны местных жителей, в отличие от других владений, где с ними вступали в
сражение. Неслучайно миссия Абу Муслима в Дагестане, согласно Тарих Мискинджа, началась именно с похода в Мискинджу. В изложении дальнейшего маршрута движения войск Абу Муслима и последовательности его походов в разные области Дагестана автор Тарих Мискинджа придерживается логичной схемы движения с юга на север: долина Самура – Кюре – Дербент – Табасаран – Хайдак – Кумух – Авария. Представленный в Тарих Мискинджа маршрут не имеет аналогов в других дагестанских исторических сочинениях и полностью согласуется с исторической географией
Дагестана, чего не скажешь, например, о Дербенд-наме, где Абу Муслим из
Дербента вдруг сразу попадает в Кумух, расположенный в центральной части
Дагестана, а затем как бы возвращается обратно через Хайдак и Табасаран.
Одной из главных идей Тарих Мискинджа является обоснование особой, даже
главенствующей роли селения Мискинджи в долине Самура в раннем Средневековье. Эта идея о доминирующем положении Мискинджи выражена весьма определенно. Причем речь идет как о политическом аспекте, так и о связанном с ним факторе исламизации.

Источник:Zakariyaev Z.Sh. Tariq Miskinja in Arabic as a Historical Source on the Early Stage in the Islamization of Dagestan // Islamovedenie. 2020. V. 11, № 1. P. 58–70


Рецензии