Чуйский тракт

     Недавно просмотрел вновь старый фильм Шукшина "Живёт такой парень", прославивший Чуйский тракт, в котором главного героя шофера Кольку Снигирева играет молодой Леонид Куравлев, а журналистку Белла Ахмадуллина. Кроме этого кто -то из друзей напел по этому поводу песню про влюбленных шоферов Раю и Николая.Захотелось поближе познакомиться с истороией этой легедарной дороги - Чуйского тракта. И вот, что  "нарыл"...

     Около столетия назад Чуйский тракт, соединяющий РСФСР и Монгольскую Народную Республику, был объявлен "дорогой государственного значения". Дата совершенно формальная. Сибирские купцы ещё в XVIII веке возили по этому маршруту свои товары из Бийска в Кобдо (Западная Монголия). А твердое покрытие на дороге "госзначения" появилось только в 1935 году. Строительство велось силами заключенных 7-го управления Сиблага, многие из которых буквально легли костями в дорожное полотно.

                ТРАКТ НА КОСТЯХ

     На рубеже 30-х годов кто-то из помощников наркома путей сообщения обнаружил в архивах план "нового Чуйского тракта", составленный до революции писателем Шишковым, и предложил организовать очередную ударную стройку. Тракт того времени — это узкая тропа с опасными скальными участками. Отсутствие колёсной дороги затрудняло торговлю и связи Российской империи с Центральной Азией, поэтому в 1860–1890 годах решили его обустроить.
 
     Основное строительство начали в 1901 году, и в 1902–1903 годах вьючную тропу преобразовали в колёсную дорогу, которая быстро пришла в упадок.
Летом 1914 года экспедиция под руководством писателя Вячеслава Шишкова изучала новые маршруты вдоль реки Катунь, и к концу 1916 года был выбран современный маршрут.

     26 мая 1922 года Чуйский тракт стал дорогой государственного значения, в 1925 году автомобили Госторга впервые проехали по всей трассе, а в 1930-х годах тракт улучшили: покрыли гравием и заменили паромные переправы мостами. Работы выполняли местные жители и заключённые в тяжёлых условиях.

     1 января 1935 года тракт официально сдали в эксплуатацию. С 1961 года он стал частью автодороги от Новосибирска до Ташанты. В середине 1980-х годов произошло последнее коренное переустройство, а в 2019 году открыта новая двухуровневая развязка в Майминском районе.

     Нарком идею одобрил, и началось строительство. Правда, техники для него катастрофически не хватало – она уже была задействована на других "стройках века". Поэтому основной расчёт делался на физический труд – как в Древнем Египте, кандалы, побои, только добровольно и с энтузиазмом. Однако алтайцы не захотели превращаться в дорожных рабочих. Тракт им был без надобности, на своих лошадках они легко добирались, куда нужно, через перевалы и горные тропы.

     Тогда на помощь Наркомату путей сообщения пришел Наркомат внутренних дел – древнеегипетские методы (надсмотрщики, кандалы) оказались эффективнее коммунистических. На Алтае было создано Седьмое отделение Сиблага НКВД. Кирки, ломы, тачки и лопаты были основными орудиями труда заключенных на этой стройке. Впрочем, работали здесь и вольные специалисты – взрывники, заводившие заряды под скалы, бетонщики, водители самосвалов…

     Именно об этом времени вспоминал шофер Борис Ялунин, возивший грузы на стройку в 1933 году: "Около трех месяцев непрерывно грохотали мощные взрывы… Объем скальных работ, проделанных заключенными вручную, превысил 100 тысяч кубометров."

     Такой невероятной производительности НКВД добился не без усилий. На стройке было занято не меньше 12 тысяч ЗК. Вдоль всего тракта через каждые 15–20 километров были построены так называемые "командировки", то есть небольшие лагеря на 300–400 человек. Жили они в продуваемых насквозь бараках за колючей проволокой, работали впроголодь (дополнительную пайку давали только "ударникам").

     От голода ели даже собак. Болели цингой и туберкулезом, умирали от дистрофии. Зарывали их в общих могилах прямо возле тракта или в само дорожное полотно. На берегу реки Семы была и "женская командировка", в которой содержались жены врагов народа – они работали и умирали наравне с остальными.

     Строили тракт поспешно, "на скорую руку", стараясь продемонстрировать московскому начальству ударную работу. Бетон заливали в любую погоду, не соблюдая никаких строительных норм. Буквально через несколько месяцев после того, как дорогу торжественно сдали в эксплуатацию, она "поплыла", и всё руководство стройки пришлось расстрелять "за вредительство". Однако даже эта исключительная мера никак не сказалась на качестве дорожного полотна.

     Поэтому три года спустя, в 1938-м, почти всё пришлось делать заново. На некоторых участках дорогу вообще проложили по другому маршруту.
"Реконструировали", то есть практически полностью заменили покрытие, поставили новые мосты и укрепили тоннели. Работы продолжались до 1961 года, когда Чуйскому тракту был присвоен статус федеральной трассы.

     А через три года после этого выпускник ВГИКа Василий Шукшин прославил Чуйский тракт на всю страну своим дебютным фильмом "Живет такой парень". Молодой Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пирамидона, который пристает к девушкам, видит мистические сны, совершает подвиг и встречается с Беллой Ахмадулиной, играющей журналистку алтайской краевой газеты. Фильм получился стильным, а реклама Чуйского тракта – просто оглушительной.

     Туристам в Горно-Алтайске до сих пор показывают заправку, где Пирамидон заливал бензин в грузовик. Шукшин, несомненно, заслужил свой памятник в Сростках, под горой Пикет, где он сидит, словно каменный страж дороги, наподобие скифских идолов, разбросанных по всему Горному Алтаю.

     Чуйский тракт разрезает Алтай напополам с Севера на Юг. С тех пор как дорогу заасфальтировали от начала до конца, здесь стало оживленно и зимой, и летом.
В нулевые годы велись разговоры о строительстве ответвления в Китай. Даже указатель поставили, но дальше дело не пошло. Китайское правительство забраковало идею соединить с заграницей неспокойный Синьцзян-Уйгурский регион.

     С 2018 года Чуйский тракт на карте – это трасса "Р-256", идущая от Новосибирска до границы с Монголией. Но название "Чуйский тракт", как и прежде, относится к самому "драматичному" и красивому участку от Бийска до Ташанты, а в самом Бийске, в одном из немногих сохранившихся в центре города купеческих особняков (доме купца Васинского), открыт Музей Чуйского тракта, и именно там установлен его символический "нулевой" километровый столб.

               
         


Рецензии