19. О том, как Юстиниан II остался без носа

19. О ТОМ, КАК ЮСТИНИАН II ОСТАЛСЯ БЕЗ НОСА. Возможно, так же как и в истории с русами происходило все и в отношениях славян с булгарами. Хотя бытует и другое мнение. За относительно короткий период своего пребывания в степях между Днепром и Волгой тюркоязычные булгары в массе своей начали говорить по-славянски, но это не было результатом одной только ассимиляции. Конечно же никто не открывал в Булгарии школ с обязательным изучением славянского языка, и булгары в славянских селениях вряд ли задерживались подолгу. Просто в гаремах булгарской знати было много славянских жен, которые рожали славяноязычных ханов и военачальников, а в булгарской армии служило большое число славянских рекрутов и наемников. Как результат, после смерти сильного булгарского хана Куврата его орда почти сразу же распалась по языковому признаку на две половины: славяноязычную и тюркоязычную. Под давлением хазар обе половины начали расходиться в противоположных направлениях. На освободившемся же месте с дозволения хазарского кагана тут же поселилось ирано-угорское племя мадьяр, вытесненное с берегов Урала печенегами.

Булгары-тюрки из Донских степей откочевали на север к среднему течению Волги, где на территории современного Татарстана основали собственное государство, предварительно вытеснив из тех мест потомков «именьковской культуры». «Именьковские» славяне в свою очередь были вынуждены всей своей массой отступить в леса по левому берегу Днепра. На новом месте, во владениях другой славянской культуры - «пеньковской», беженцы заложили собственную культуру, получившую название «волынцевской». Именно ее многие исследователи считают прародительницей племени великороссов, которых на ранних этапах своего возвышения объединит вокруг себя Москва.

Славяноязычные булгары ушли с Дона на запад и благополучно добрались до Южной Европы. Им вытеснять никого не пришлось. Часть из них смешалась с аварами в Паннонии, часть ушла к границам Италии, часть вместе с ханом Аспарухом осела в степях между Днепром и Дунаем. В 679 году Аспарух оторвал от Византийской Империи славянскую Мезию и основал там Болгарское Царство. Империя пыталась вернуть свои земли назад, но ее войска были разгромлены в сражении при Анхиало. Заключив договор с «союзом семи славянских племен», булгары подчинили своей власти всю Северную Фракию, а Византия была вынуждена выплачивать им ежегодную дань в качестве откупа. Так у империи появился новый враг, сражаться с которым ей предстояло до конца своих дней.

В 685 году на византийский престол вступил Юстиниан II, у которого, очевидно, тоже были принципиальные возражения по поводу порядкового номера рядом с его именем. Вояка оказался еще тот! Про таких, как он обычно романы приключенческие пишут. Этот шестнадцатилетний парубок, судя по всему, считал, что имя Юстиниан обрекает его на великие свершения, ну или, быть может, парень по молодости лет просто не дружил с мозгами. Начал он с крутых мер против собственных подданных – славян, которые все еще сохраняли родовое самоуправление, центральным властям подчинялись с неохотой и с явной симпатией относились к враждебной византийцам Болгарии. Желая уменьшить долю славянского населения на Балканах, Юстиниан явился с конницей в Македонию, в воспитательных целях устроил там маленький погром и принялся сбивать славян в партии с целью их последующего этапирования в Малую Азию на арабский фронт. Вот когда это юное дарование сильно пожалело о том, что железную дорогу при нем ещё не изобрели, а то бы эшелоны получились на зависть всем, включая самого товарища Сталина. 30 тысяч славянских семей были вынуждены в принудительном порядке поменять место жительства. На новом месте из депортированных славян было сформировано семитысячное войско, которое при первом же вторжении арабов немедленно перешло на сторону противника.

Провал своего грандиозного плана Юстиниан воспринял как личное оскорбление. Семьи перебежчиков, десятки тысяч женщин и детей, были поголовно истреблены. Отношения со славянами испортились окончательно. Но этого Юстиниану оказалось мало, и он для чего-то разругался с Арменией, Ватиканом, а заодно и со всеми западными королями, у которых папа был, что называется, «в авторитете». В 695 году десятилетняя история беспутного юстинианова правления закончилась восстанием. Юстиниану отрезали нос, чтобы впредь он не совал его в дела, в которых ничего не смыслит, и сослали бедолагу в Херсонес. В Херсонесе «бедолага» немедленно начал подбивать местных обывателей на мятеж, а когда получил отказ, бежал к хазарам. В ставке хазарского кагана беглого изгнанника приняли благосклонно и даже обещали помощь. Однако вскоре Юстиниану стало ясно, что каган явно не желает портить из-за него отношения с Византией и попросту тянет время. Испугавшись того, что его могут выдать Константинополю, безносый эксимператор прикончил одного из своих хазарских телохранителей и на корабле бежал к болгарам. Болгары к опальному императору отнеслись не менее благосклонно. У этих ребят отношения с греками давно уже были испорчены. Они немедленно загорелись идеей посадить в Византии «своего» императора и начали собирать войска.

Когда болгарская конница объявилась внезапно у стен византийской столицы, греки, в общем-то, не слишком и испугались. Дело для них было уже привычное, они на своем веку и не такого насмотрелись. Но когда из канализационной трубы вдруг вынырнул отряд болгар с неким безносым господином во главе, в чумазом и счастливом лице которого угадывались до боли знакомые черты, в городе началась форменная паника. О сопротивлении уже никто не помышлял. Вернув себе трон, Юстиниан велел именовать болгарского хана «цезарем», отправил заверения в дружбе хазарскому кагану, а сам немедленно занялся выяснением отношений со своими незадачливыми подданными. В стране развернулся террор, какого византийцы не видели за всю свою историю. Больше всего тогда досталось жителям Херсонеса. В отчаянии они пытались даже договориться с Хазарией о подданстве. В конце концов, Юстиниан все же доигрался до нового восстания, только на этот раз ему не стали ничего отрезать, а снесли всю башку целиком.

Помимо Болгарского Царства в конце 7 века на славянских землях сформировалось еще два государства: Чешское и Хорватское. К этому же времени окончательно сложились известные нам из русских летописей восточно-славянские племенные объединения и княжества: радимичи на Соже, вятичи на Оке, древляне на Волыни, дулебы и бужане на Буге, тиверцы и уличи на Днестре, дреговичи на Двине и Припяти, белые, а значит - русые, хорваты в предгорьях Карпат, северяне по Десне и Суле, кривичи в верховьях Волги, Днепра и Двины, ну и, наконец, словене на Волхове и Ильмене.

Продолжая свое неуклонное движение в глубь континента, славяне надвигались на владения своих саамских соседей, усиленно их ассимилируя. Им всем тоже предстояло стать частью русского этноса ну или, по крайней мере, со временем обрусеть. Их имена также сохранились в русских летописях: меря, черемиса, мещера, мурома, ливы, эстии, чудь, нарова, югры, пермь, печора. С этими лесными жителями, как мы уже знаем, у славян особых проблем не возникало. Все самые серьезные неприятности сыпались на головы наших с вами предков главным образом из южнорусских степей.


Рецензии