Армения. Царство Урарту снова на дороге к гибели
Нужно отметить, что гибель всех наших поэтов-гениев была связана с войнами и революциями в чужих государствах. Грибоедов пал за Армению, независимую от Персии после победы России в персидско-русской войне 1813 года, Пушкин – за объединенные в 1815 году с Бельгией Нидерланды. Лермонтов воевал в Чечне против лидера кавказского сопротивления имама Шамиля, где родственники поэта со времен императрицы Екатерины имели бизнес и недвижимость.
Вспомним – бунт в Тегеране в 1829 году случился после побега из гарема дворца Фетх Али-шаха одного из трех евнухов, управляющего казной шаха
Мирзы Якуба Маркарянца. Он пришел просить политического убежища в русском посольстве, которое возглавлял Александр Грибоедов. Об этом человеке ни у него на родине, ни в России не сложено стихов и песен как о великомученике-христианине, изувеченном мусульманами, но сохранившем высокое мужское достоинство и бесстрашие, желание служить своему отечеству – Армении. Которая боролась на протяжении многих веков за свою независимость и видела ее только в покровительстве России.
Особенно подобные попытки усилились во второй половине XVII века, что было связано с ростом влияния армянских купцов и духовенства в Персии и России. В 1678 году в Эчмиадзине под руководством католикоса Акопа IV состоялись тайные переговоры, на которых также присутствовали представители духовенства, аристократии и меликов Сюника и Арцаха. Было решено начать борьбу против Персидского владычества и просить поддержки у государств Европы. Однако после смерти католикоса, делегация была вынуждена вернуться обратно. Только один из её членов, — Исраэл Ори, сын армянского мелика из Карабаха, первоначально отправился в Венецию, затем во Францию, Пруссию, Австрию и другие страны. Он в течение двух десятилетий вёл безрезультатные переговоры с рядом европейских государств о поддержке армянского освободительного движения, после чего стало ясно, что единственным заступником и надеждой армянского народа может быть только Русское Царство, набирающее своё влияние.
В 1701 году Ори совместно с влиятельным политическим и церковным деятелем Минасом Тиграняном, решили отправиться в Москву к царю Петру I, чтобы представить ему свой план освобождения Армении при поддержке Русского царства. В селе Ангехакот Ори провёл тайную встречу (Ангехакотское собрание) с одиннадцатью Карабахскими меликами, которые выразили свою поддержку и передали Петру I письмо, в котором, в частности, говорилось: «Не имеем иной надежды, токмо в Бозе монарха небеснаго, вашего величества на земли государя». Также, Ори предоставил Петру I свой план, состоящий из 18 пунктов, и согласно которому, армянские и грузинские войска должны были присоединиться к Русской армии для войны против Персии. А отвоёванная территория должна была войти в состав Русского царства]. Пётр I отправил делегацию с официальным письмом католикосу Нахапету I, в котором обещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией, однако тяжёлая война отодвинула осуществление данных планов. Более того, Петр I предложил Ори закупить амуницию и вооружение для армян в Голландии. В 1704 году Ори поступил на службу к Петру I, а в 1708 году был направлен в Исфахан в качестве посла России, чтобы собрать информацию о внутреннем положении Персии для будущего Российского вторжения, однако в связи с противодействием французского посла, миссия окончилась безрезультатно. А в 1716 году, уже М. Тигранян по поручению Петра I участвовал в секретной миссии в Восточную Армению. В том же году патриарх Есаи Гасан-Джалалян обращался в письме к Петру: «Когда Ваше Величество таковыя свои воинския дела изволите начать, тогда прикажите нас наперед уведомить, чтоб я и с моими людьми верными по возможности и по требованию Вашего Величества служить могли и изготовилися». Русский царь поддерживал хорошие отношения с представителями армян, и всё бо;льшее их число рассматривало Россию как своего естественного союзника.
С конца XVIII и до вхождения в состав России (XIX в.), четыре ханства в составе Персии составляли территорию Восточной Армении: Эриванское, Нахичеванское (включая ряд поселений к югу от реки Аракс), Карабахское (включая Зангезур). Сегодня вокруг Зангезурского торгового коридора горят международные страсти: Азербайджан настаивает на прокладке Зангезурского транспортного коридора, чтобы связать свою основную территорию с Нахичеванью через армянский Сюник. В дальнейших планах Баку - соединение города Зангелан в Восточном Зангезуре с городом Ордубад в Нахичевани, а далее - с Турцией. В Ереване не согласны с идеей коридора и готовы открыть для Азербайджана дорогу, находящуюся под суверенитетом Армении.
Как тут не вспомнить историю: за двадцать лет странствий Исраэла Ори по Европе с мольбами освободить его родину ни одна европейская страна не вступилась за Армению и не помогла ей обрести независимость. Переселение кочевых племён на богатые земли вдоль рек Армянского нагорья, происходившее в течение целого ряда веков, обратило вспять историческое преобладание армянского населения. В связи с постоянной миграцией мусульманского населения на территорию Восточной Армении, насильственной депортацией армян, проведённой шахом Аббасом, и постоянным разорительным набегам и войнам, к началу XIX века едва ли треть её населения были армянами.
С приходом к Российскому престолу Екатерины II, произошло значительное оживление армяно-российских связей, а светские и духовные лидеры Армении и Грузии снова начали обращаться к российскому руководству с планами покровительства со стороны России. Крупные армянские купцы, а также католикосы Акоп V и Симеон I, соответственно, в 1760 и 1766 годах, обращались к Елизавете Петровне и Екатерине Великой с предложениями о протекторате России. В 1768 году ею был издан специальный указ о помощи армянам в их освобождении.
Идея освобождения Армении и образования Армянского государства под протекторатом России была озвучена И. Л. Лазаревым А. В. Суворову в начале 1780 года в Астрахани. Суворов, будучи в Астрахани, собирал важную информацию об армянском населении Закавказья. Российские правящие круги, в частности — князь Г. А. Потёмкин, планировали создать Армянское автономное государство под протекторатом России, объединив Карабахское, Эриванское и Нахичеванское ханства, а также район Караджадаг. Территорию Гянджинского ханства планировалось присоединить к Грузии. В 1783 году Аргутинский-Долгорукий написал документ под названием «Набросок договора между нациями — русской и армянской» и состоящий из 18 статей, в котором были изложены основные принципы восстанавливаемого Армянского царства. В том же году Русские генералы (в частности — П. А. Потёмкин), и правящие круги получали письма от армянского населения Восточной Армении: от Карабахских меликов, в котором они заверяли свою поддержку России. Россия, в свою очередь, трижды (1783, 1784 и 1785 годах) планировала военный поход с целью освобождения Карабаха от Персии. В обращении Эриванских армян говорилось о поддержке России и готовности всячески помогать русским в деле их продвижения в Закавказье и освобождения Армении (Мирза Якуб был уроженцем Эривани и, служа персидскому шаху, постоянно посылал заработанные деньги в Эривань).
До вхождения в состав России, армянское население Восточной Армении, по причине войн, переселений и тирании местных правителей, на протяжении предыдущих столетий (только из города Эривань в период с 1795 по 1826 годы было вынуждено переселиться на территорию Грузии свыше 20 000 армян), сократилось до чуть более 20 %, в то время как около 80 % населения двух ханств (Эриванского и Нахичеванского — бо;льшей части Восточной Армении) — были мусульманами.
К середине 1830-х годов (после гибели российского посольства во главе с Грибоедовым в Тегеране в 1829 году), в результате переселений, христианское население в одной части исторической Армении, впервые за более чем четыре столетия, значительно выросло и по численности достигло мусульманского.
В ходе Русско-персидской войны (1804—1813), Русская армия под командованием Александра I захватила практически всю территорию Закавказья. Война окончилась решительной победой России. Значительную помощь русской армии оказало армянское население, а многие армяне вступали в Русскую армию. В октябре 1813 года был подписан Гюлистанский мирный договор, являвшийся для Персии одним из самых унизительных договоров когда либо заключённых до этого. По нему, Персия признала вхождение в состав Российской империи Дагестана, Картли, Кахетии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии, половины Восточной Армении и более восточные и северо-восточные территории, а именно: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское, Талышское ханства. Россия также получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Персидский наследный принц Аббас Мирза не рассматривал Гюлистанский мир как окончательный мирный договор с Россией, и готовился к новой войне.
Мир был не долгим, междуцарствие после смерти Александра I, восстание декабристов и волнения в недавно завоёванном Россией Кавказском крае, убедили Аббаса Мирзу в том, что он может вернуть себе уступленные ранее ханства.
В июле 1826 года персидская армия пересекла границу, обозначенную в Гюлистанском договоре, напав на территорию Карабаха. Началась новая Русско-персидская война (1826—1828) . Русской армии большую помощь и поддержку оказало огромное число армянских добровольцев, часть из них вступало в её ряды, часть — создавало добровольческие отряды, многие добывали важную информацию о противнике.
В феврале 1828 года Персидская династия Каджаров капитулировала, и в мирном договоре не только признала суверенитет России над областями Восточной Армении, утраченными в 1813 году, но и уступила новые территории Восточной Армении — Эриванское и Нахичеванское ханства (согласно условиям Туркманчайского мирного договора). Новая граница между государствами была проложена по реке Аракс. Кроме того, благодаря стараниям Нерсеса V и оказанной поддержки военно-дипломатических кругов России, в текст договора был включён пункт о переселении армян. Статья 15 договора включала официальное право Российской империи поощрять переселение армян на недавно завоёванные территории в течение одного года, и Персия обязалась не препятствовать их переселению в русские пределы. Также, армянам разрешалось в пятилетний срок продать свою недвижимость на территории Персии. Русские власти освобождали переселенцев от податей на 6 лет, от земских повинностей на 3 года. Каждая семья получала по 10 серебряных рублей. В течение 1828—1832 годов, возможностью переселения воспользовались, по разным оценкам, от 35 560 до 57 000 человек (в том числе и потомки армян, ранее насильственно переселённых шахом Аббасом на территорию Персии). Только за 3,5 месяца из Северной Персии в пределы региона перешли более 8 тысяч армянских семей.
Вхождение в состав России рассматривалось армянским населением как наиболее благоприятное средство для начала нового национального и культурного возрождения, а также безопасности. По мнению историков, в результате вхождения в состав России территории Восточной Армении, часть армянского народа спаслась от угрозы физического истребления.
Сегодня мы наблюдаем откат Армении на столетия назад. Она рвет отношения со своей спасительницей и покровительницей Россией (вот уже решено и памятники героям Великой Отечественной войны сносить) и упрашивает Европу принять ее в свой союз (а там ведь Турция с ее вечными территориальными претензиями!). Просто невыносимо наблюдать, как историю катят назад, к гибели еще одной страны, построенной и оберегаемой недавно Россией.
Среди вернувшихся на родину армян в начале 19 века , увы, не было Мирзы Якуба. В день нападения на русское посольство в Тегеране бунтовщики его убили первым. За ним от рук убийц пал Александр Грибоедов.
Это случилось в феврале 1829 года – за восемь лет до убийства А.С. Пушкина. Через год после гибели Грибоедова Александра Сергеевича взволновала революция во Франции, перекинувшаяся в Бельгию и Польшу. Тогда он написал стихотворение «Клеветникам России», призывая Европу не вмешиваться во внутренние дела Российской Империи.
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Свидетельство о публикации №225072800172
В НА ФБ KARINE DERKARAPETYAN-MANUKYAN
БУДУ РАДА ЛИЧНО ПООБЩАТЬСЯ!
Карине Роландовна Дер-Карапетян 28.07.2025 18:18 Заявить о нарушении