Галатам 3, 26-29 в свете мировоззрения иудеев I в

Фраза «во Христе Иисусе», в духе христианской экзегезы, подразумевающей духовное «единение» с Христом. Однако в греческом предлог "ен" может также означать:

посредством, через кого-то

в сфере, в контексте чего-то

Также важно понимать, что слово "пистис" — это не просто «вера в кого-то», а может означать уверенность, верность, убеждённость.


Альтернативный перевод:

«Ибо вы все — дети Божии через убеждённость, что Иисус есть Мессия»
или:
«Ибо все вы — Божьи сыновья благодаря вере в то, что Иисус — Мессия» (Галатам 3:26).


Параллельный перевод Галатам 3:26–29, основанный на греческом оригинале (Nestle-Aland)

Буквальный перевод (с учётом структуры греческого текста):

«Потому что вы все — сыновья Бога через веру в Помазанника Иисуса.
Ведь вы, кто был погружён (крещён) в Помазанника, облеклись в Помазанника.
Нет иудея ни эллина, нет раба ни свободного, нет мужского пола ни женского, — ибо вы все одно в Помазаннике Иисусе.
А если вы принадлежите Помазаннику, тогда вы — потомки Авраама, наследники согласно обетованию.»

Авторский перевод:

«Ведь вы все — дети Бога благодаря вере, что Иисус — Божий Помазанник (Мессия).
Вы, кто через крещение соединился с Иисусом как с Мессией, обрели новое естество — как облекшиеся в образ посланного Им.
Здесь нет различий между иудеем и язычником, рабом и свободным, мужчиной и женщиной, — вы все едины в Иисусе, Мессии от Бога.
А если вы принадлежите Мессии, то и вы являетесь потомками Авраама и наследниками по данному Богом Обещанию.»


Комментарии:

«Во Христе Иисусе» (в Помазаннике Иисусе) — можно понимать как: в союзе с ним, в духовном единении, под его водительством как Посредника между Богом и людьми (1-е Тим 2:5).

«Вы, кто был крещён», но по смыслу это погружение в "путь, учение" Мессии, не просто ритуал.

«Облеклись во Христа» — это образ духовного отождествления с Мессией, принятие его пути, как Посредника.

«Вы семя Авраама» — значит, вы включены в Божий замысел, данный через обетование, не по плоти, а по вере.

Обетование, или Обещание Бога Аврааму описывается:

Бытие 12:1–3 — Первое обетование: Бог обещает Аврааму сделать его великим народом, благословить его и через него благословить все народы.

Бытие 13:14–17 — Бог обещает Аврааму землю, которую он видит, и многочисленное потомство.

Бытие 15:18–21 — Здесь уже заключён завет: Бог обещает потомкам Авраама конкретные земли.

Бытие 17:1–8 — Обновление завета: Бог обещает быть Богом Авраама и его потомства, даёт имя «Авраам» и обещает вечное владение землёй Ханаанской.

Бытие 22:16–18 — После испытания с Исааком Бог клянётся, что через потомство Авраама благословятся все народы земли.

Деяния 3:25 — Пётр цитирует обетование: «…в семени твоем благословятся все племена земные».

Римлянам 4:13–18 — Павел объясняет, что обетование Аврааму — быть наследником мира — осуществляется через веру.

Галатам 3:6–9, 16, 29 — Павел утверждает, что обетование относится к Христу как к «семени» Авраама, и верующие становятся наследниками этого обетования.

Евреям 6:13–18 — Бог, дав обетование Аврааму, подтвердил его клятвой, чтобы показать неизменность Своей воли и дать верующим твёрдую надежду, основанную на двух непреложных истинах: Бог не лжёт и верен Своему Обещанию.

Контекст иудейского монотеизма:

Действительно, для Павла было невозможно разделение веры на «веру в Бога» и отдельно «веру в Иисуса как Бога». Он видел Иисуса как присланного Мессию, через которого Бог действует.

Павел остаётся в рамках строгого монотеизма. Его вера в Иисуса — это признание, что Бог поставил Его Мессией (см. Деян. 2:36). Поэтому формулировка «вера, что Иисус — Мессия» вполне точна по смыслу оригинала и отражает мышление Павла.

«Потому что вы все — дети Бога через веру, что Иисус есть Помазанник (Мессия)» (Галатам 3:26).

И это не только лексически допустимо, но и богословски верно — с учётом иудейского контекста. Павел не вводит «второго Бога», или «второе Лицо Бога» он подчёркивает: через веру, убеждённость, что Бог избрал Иисуса в качестве Мессии, Жертвенного Агнца и вознесённого на Небеса Посредника, мы становимся детьми Бога.

Более подробно статья представлена на моей странице Dzen:
https://dzen.ru/a/aIbxKt4Z-glmbU4A?share_to=link


Рецензии