Какие арабские племена пришли в Азербайджан

Политика переселения проводилась, причем в достаточно организованной форме, арабами, которые напрямую связывали территориальное расширение с распространением ислама. Завоеватели были заинтересованы в совместном проживании мусульман с коренными народами: ислам распространялся именно таким образом. По мнению В.В. Бартольда, мусульманство распространялось не отдельными миссионерами, как это было с христианством, а всеми переселенцами без преследования представителей других конфессий. Переселенцы-арабы размещались и в Азербайджане; в период правления Раввадидов они настолько ассимилировались с местным населением, что стали считаться его неотъемлемой частью. По данным Белазури, первое переселение арабов в Азербайджан произошло в период правления халифа Османа (23—35/644—656 гг.). Тогда же сюда прибыли правитель Куфы Валид бин Укба и Эшас бин Кайс; им было поручено подавить восстания и разместить здесь некоторую часть из группы переселенцев, а также призывать население к исламу. Как и первый вали (глава) Азербайджана Хузейфе бин эль Йеман, Эшас бин Кайс выбрал местом своей резиденции город Ардебиль, который и стал приютом первых арабов-переселенцев (в основном сахабов), которым было назначено призывать население к исламу. Более значительные массовые переселения начались в период правления халифа Али (35—40/656—661 гг.); по словам Эшаса бин Кайса, повторно назначенного правителем (36/656—657 гг.), в это время большинство азербайджанцев приняли ислам и научились читать Коран.
Согласно источникам, большинство переселенцев данного периода были представителями йеменских племен Йезд и Кинда (из Йемена); они отличались управленческими способностями. Следует отметить, что первый вали Азербайджана Хузейфе бин эл Йеман также был из племени Йезд, а правивший дольше всех Эшас бин Кайс — из племени Кинда. В источниках того периода не сообщается о точном количестве переселенцев. Табари упоминает о размещении в Азербайджане шеститысячной арабской армии, однако это были всего лишь сменявшиеся каждый год оборонительные силы. Кроме того, имеются сведения о поселении здесь 2 тыс. человек из племени Бени Таглиб, возглавляемых Шуайб бин Маликом, в период правления Абдулмелика бин Мервана. Увеличение количества поселений наблюдалось во II веке Хиджры, то есть в период правления Аббасидов. Также известно что в Азербайджан переселилась часть аравийского племени Бану Тамим, курейшиты из Мекки и Медины, а также арабы из Ирака(района Куфы и Басры). Зона расселения арабов протянулась с юга на север; исламские армии размещались в центральных городах, стратегически важных регионах и в местах, где существовали потенциальные военные угрозы. Именно по этой причине местами массовых мусульманских поселений стали Ардебиль, Тебриз, Марага, Барда, Бейлаган, Шамахы и Дербент. Примечательно, что среди первых прибывших были сподвижники и приближенные пророка Мухаммада.
Местное и пришлое население быстро смешивались; в названиях некоторых селений и поселков современного Азербайджана встречаются арабские топонимы. По сведениям источников, первым регионом Азербайджана, в котором распространился ислам, был Баласагун в Арране. В завоеванных землях арабы занимали только самые важные пункты, а защиту путей сообщения осуществляли малые группы солдат; остальная часть армии продолжала завоевания. Солдаты исламской армии, участвовавшие в завоевательных походах, по истечении четырех лет освобождались от службы, и их места занимали новые воины. Переселение арабских семей в Азербайджан стало возможным только после того, как здесь было окончательно установлено господство халифата. Впоследствии арабы стали переселяться в Азербайджан целыми племенами.
После арабского завоевания этнический состав Азербайджана значительно изменился
По сведениям Белазури, основную часть переселенцев составляли семьи из Басры и Сирии, но какое племя переселилось первым, арабский историк не сообщает; им выделялось столько земли, сколько они могли обработать. Помимо этого арабы покупали для них землю у местного населения. При осуществлении своей переселенческой политики арабы учитывали состояние завоеванных земель, их стратегическое расположение и состав населения. Например, значительную часть населения Аррана составляли христиане; кроме того, этот регион часто подвергался нашествиям хазар. Поэтому арабы разместили здесь военные гарнизоны — "рибаты", а все расходы на их содержание покрывались за счет налогов, собираемых с населения. Рибаты возникали и на пограничной стене Даг-бары протянувшейся от Дербента в Табасаранские горы. На кавказской стене Даг-бары несли пограничную службу и арабские переселенцы из Мосула Иракского. Схожая картина наблюдалась и при завоевании арабской армией северных "ворот Аррана" — Дербента (Баб ал-Абваба), имевшего важное стратегическое значение: Масламе бин Абдулмалик разместил там 24 тыс. солдат из Сирии. Им выдавалась особая плата — "ата". Военным, помещенным на завоеванных территориях, выдавались участки земли; затем сюда переселялись представители духовенства и деятели культуры (они должны были призывать население к принятию ислама). Таким образом, центрами новой религии становились в первую очередь те области, в которых размещались арабские гарнизоны. по сведениям Белазури и Истахри, при халифе Мутевеккиле (232—246/847—861 гг.) не происходило выселения военных гарнизонов, прибывших в Азербайджан при Омейядах; Аббасиды также не тронули размещенных в Дербенте сирийцев. И впоследствии Баб ал-Абваб(Дербент) отделился от Халифата и на его территории был основан Суламидский эмират, который просуществовал вплоть до монгольского нашествия. При халифе Харуне ар-Рашиде (169—193/786—809 гг.) приток переселенцев резко сократился — по мнению правителя, это отвечало интересам халифата, а размещением прибывающих семей ведали местные арабские правители, селившие на принадлежавших центральному правительству землях своих родственников и соплеменников. Впоследствии это породило множество проблем и противоречий. Со временем северный Азербайджан стал "Омейядским", а южный — "Аббасидским", а возникающие проблемы стали решаться при помощи оружия. Между арабами-переселенцами, размещенными в Азербайджане Омейядами и Аббасидами, возникали серьезные противоречия при разделе захваченных земель, сборе налогов и др. Однако из-за сложной социально-политической ситуации внутри самого Халифата центральная власть оставляла эти проблемы без внимания. В результате арабских завоеваний в Арране и Дербенте резко уменьшилось число христиан; большинство из них переселилось в Византию, а остальные  с легкостью приняли ислам. Прямыми потомками христиан, проживавших в Азербайджане, являются удины — народность, которая по сей день проживает на территории республики и насчитывает несколько тысяч человек. После завоевания Азербайджана арабы ввели здесь свой язык; на нем велись все государственные дела. В XI—XII веках, после прихода в регион сельджуков, азербайджанский язык стал вытеснять арабский; немаловажную роль в этом процессе сыграли также сельджуки и монголы. В период Средних веков в истории Азербайджана произошли значительные события, напрямую связанные с арабскими завоеваниями: принятие ислама, изменение традиций, взглядов и культурных ценностей. Арабские разведывательные походы в Азербайджан, во главе которых стояли Букейр бин Абдуллах, Сурак бин Амр и Утба бин Фаркад, начались при халифе Омаре (с 18/639 г.); в результате некоторые земли перешли под власть мусульман.
Начатая при халифе Османе переселенческая политика привела к увеличению мусульманского населения в Азербайджане; ее успешно продолжил Али. Военные гарнизоны и прибывшие с ними мусульманские семьи размещались, главным образом, в городах, имеющих важное стратегическое значение (Дербенте, Барде, Бейлагане и др.), а также в южных областях страны. Первые мусульмане, поселившиеся в Азербайджане, сыграли значительную роль в распространении здесь ислама, принятии новой религии и расширении ее ареала. Наличие хорошо продуманной системы управления способствовало проведению в регионе справедливой политики.

Источник: А.Гурбанов. "Некоторые аспекты переселенческой политики арабского халифата в Азербайджане"/Кавказ и глобализация том 4, выпуск 3-4.2010 г.


Рецензии