Первый ас артиллерии
А на следующий день подбил ещё 7!
В итоге за 2 дня он подбил 18 вражеских танков!
Но за этот беспрецедентный подвиг Героем Советского Союза так и не стал.
Звали этого артиллериста Александр Федорович СЕРОВ.
***
Родился Александр 6 сентября 1919 года в Свердловской области.
Его детство, юные годы и в основном трудовая жизнь прошли в селе Бакшеево Тевризского района Омской области.
Там он окончил 7 классов.
Ещё в школьные годы он твёрдо решил, кем станет в жизни. Нет-нет, мальчишка не мечтал о воинских подвигах – Саша хотел стать учителем.
После окончания школы он поступил в Тарское педагогическое училище. И скоро стал одним из лучших студентов на курсе.
Работал старшим вожатым, учителем в Утьминской неполной средней школе.
***
В 1940 году молодого учителя призвали в РККА.
После учебки он был зачислен в состав 636-го противотанкового артиллерийского полка (тот дислоцировался в Челябинской области) 9-й противотанковой бригады.
Уже тогда на учениях Серов удивлял и поражал своих товарищей и командиров своей способностью с ювелирной точностью поражать первым же снарядом любую цель. Причём прямой на¬водкой с закрытой позиции, перекрывая установленный норматив.
Уже через год Серов имел звание старшего сержанта и занимал должность заместителя политрука батареи.
В мае 1941 года 636-й полк перебазировался в Литву - под город Шауляй.
Здесь за короткий срок нужно было овладеть новой техникой – 76-миллиметровыми орудиями.
19 июня 1941 года полк был переведён непосредственно к границе.
В тот же день был получен приказ комбрига - полковника Полянского всем батареям полка оборудовать позиции в противотанковых направлениях.
• Боевой приказ №1 от 18.06.1941 года 24.00.:
«Противник сосредоточивает свои части на границе. Не допустить прорвавшиеся моточасти в районе города Шауляй. Готовность обороны 9.00. Выход в район в полном боевом снаряжении...»
Это был приказ на учения. Но, получив его, комполка Б. Н. Прокудин чутьём бывалого военного человека понял: «Это – война».
Её ждали и не ждали...
***
Когда на рассвете 22 июня вдали послышалась канонада, то бойцы до последнего момента надеялись, что это гроза. И даже обрадовались: наконец-то спадёт жара.
Однако действительность оказалась страшной.
Началась Великая Отечественная война…
Днём батарея, в которой служил Серов, по приказу комполка Прокудина заняла позиции возле шоссе, ведущего в Шауляй.
Красноармейцы окопались...
В 6 часов утра 23 июня 1941 года на шоссе появились части немецкого моторизированного корпуса танкового генерала Рейнхарда.
Впереди, с отрывом от основной колонны, двигались их разведчики на мотоциклах, на колясках которых были закреплены скорострельные пулемёты MG-34.
Артиллеристы дивизиона капитана Федора Штоколова, среди которых находился и Александр Серов, затаились в укрытиях. Огня они не открывали, а дождались, когда немецкие мотоциклисты втянулись в огненный «мешок». И уже тогда с 300 метров расстреляли осколочными снарядами и шрапнелью всю мотоциклетную группу фашистских вояк, не ожидавших такого «тёплого» приёма.
Те гитлеровцы, кому удалось выжить, повернули обратно.
А через 3 часа артиллеристов атаковали свыше 40 средних танков Pz.III и Pz.IV – целая армада «стальных монстров».
Противотанковая бригада Полянского встретила их плотным огнём.
Сила была действительно огромной, но советские бойцы не дрогнули. Тем не менее, справиться с бронированными гигантами противника было не так просто.
Александр Фёдорович видел, как рычащие машины неумолимо приближаются к их позициям. В первые же минуты завязавшегося боя был убит наводчик одного из орудий. Когда наводчик орудия, упал, сражённый вражеским ударом, Серов занял его место. И припал к прицелу. Орудие было хорошо замаскировано, что позволило подпустить вражескую бронетехнику на дистанцию 300 метров.
Проявляя немыслимое хладнокровие, артиллерист начал поймал на прицел головной танк.
Выстрел!
Танк с перебитой гусеницей крутился на месте.
Ещё выстрел – подбитый танк задымился.
Александр сам подносил боеприпасы, заряжал и наводил. Каждый его выстрел поражал цель.
Серов прицелился в другой танк. И попал ему в борт.
Удачным был и 4-й выстрел.
Потом он подбил ещё 2 танка.
За короткое время 5 танков, один за другим, были уничтожены точными выстрелами в борта и корму.
У ближайшего хутора показалась вражеская мотопехота. Серов открыл огонь осколочными снарядами.
Но за первой волной на наши высотки шла другая волна немецких танков.
И немцы уже засекли позицию орудия Серова, открыв по нему плотный прицельный огонь.
Когда герой подбил 7-й танк, ему обожгло правую руку. Перевязал её индивидуальным пакетом. Не смотря на то, что он был ранен, Александр не отошёл от орудия.
«Если умирать, то так, чтобы не было обидно», - решил отважный артиллерист и принялся снова и снова громить врага - продолжил стрелять, не замечая ничего, кроме крестов на вражеских машинах, сжигая вражескую бронетехнику.
Вот он зарядил пушку, прицелился, выстрелил.
Снаряд разворотил гусеницу танка. А следующий пробил ему борт. После этого внутри машины сдетонировали боеприпасы. Башню весом более тонны отбросило на десятки метров.
Перед его позицией застыли и зачадили ещё 3 вражеских танка.
Но и сам Серов потерял много крови. От жары, гари и усталости он еле держался на ногах. Но Александр и не думал отступать.
А вот враг, когда старший сержант подбил 11-й танк, не выдержал и отошёл.
Наступившая ночь принесла передышку Герою, решившему не покидать позицию, выполняя приказ стоять насмерть. Ведь за его орудием стояла Великая страна, которую нужно было защитить от ненавистного врага, грязным фашистским сапогом замаравшего родные земли.
***
Рано утром следующего дня - 24 июня - немцы возобновили атаки. Но уже не шли нахально в «лоб», а пытались обойти орудие с флангов.
Александр снова занял место наводчика, только теперь ему помогал бить врага артиллерийский расчёт.
Сразу было сожжено 2 танка и несколько машин с пехотой.
но когда начался авиационный налёт, погибли боевые товарищи, и Серов вновь остался один.
Выстрелом прямой наводкой им была подбита ещё одна самоходка, а осколочными снарядами Александр заставил залечь вражескую пехоту, продолжавшую вести автоматный огонь по орудию нашего артиллериста.
Орудие Серова оказалось на диво боеспособным. И теперь от него зависело очень многое. Кажется, это понял и противник: перегруппировавшись, немцы пошли в обход батареи. Дальность стрельбы увеличилась, но зато наводчик теперь, то и дело, ловил в прицеле наиболее уязвимые точки танка.
Истекая кровью, Серов продолжал стрелять. Разъярённые немцы наносили удар за ударом, стремясь уничтожить и отважного артиллериста, и его орудие.
Во время манёвров артиллеристу удалось поджечь ещё 3 танка и остановить мотопехоту.
Серов почувствовал, что угорел от пороховых газов и вот-вот упадёт от жары и усталости. Страшно хотелось пить. Александр поднялся из окопа, прислонился к небольшой сосенке. В теле дрожь от напряжения. А в душе смешанное чувство радости и гордости. Выиграли бой! Немцы не пройдут!
Он сделал последний выстрел.
И тут сильный удар сбил его с ног...
Мелькнула мысль: убит.
«Но если думаю, значит, жив».
Перед глазами поплыли круги, земля куда-то стремительно начала проваливаться. В этот момент услышал: «Серова убило...»
А потом всё исчезло, и он провалился в темноту.
На этот раз старший сержант уничтожил 7 единиц бронетехники и 100 гитлеровцев.
После боя перед позицией разбитого орудия Серова офицеры штаба бригады полковника Полянского насчитали 18 сгоревших и подбитых танков и самоходок, и немало вражеских трупов.
• В архиве Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации хранится наградной лист на Александра Фёдоровича. В форме торопливого военного донесения в не¬сколько строк рассказывается о подвиге аса-артиллериста:
«Серов А. Ф., заместитель политрука батареи 636-го артполка, кандидат партии, Омская область, Тевризский район, с. Бакшеево. В бою 23 июня 1941 года проявил себя подлинным героем. Он заменил убитого наводчика орудия, уничтожил 11 фашистских танков и несколько десятков гитлеровцев. После ранения т. Серов остался в строю и вместе с расчётом уничтожил 7 вражеских танков и около 100 фашистов. За проявленный героизм достоин высокой правительственной награды».
***
Боец очнулся только через несколько дней в санитарном вагоне. Врачи не верили, что он выживет. В полку уже считали его погибшим. И в Бакшеево - домой ошибочно помчалась похоронка: мол-де «пал смертью храбрых…».
С этого-то момента Александр и стал жить как бы в двух измерениях: в памяти однополчан - погибшим, а в реальной жизни – прошедшим через тыловые госпитали.
Герой полгода находился между жизнью и смертью в госпитале города Калинина. Серов чудом выжил.
«Старуха с косой» потеряла все виды на 22-летнего старшего сержанта. Молодость взяла своё.
После долгого лечения Серов признан был негодным для участия в боевых действиях. Его списали «вчистую».
И он возвратился в своё родное село Бакшеево - в Сибирь.
Как и до войны, работал учителем.
И все эти годы упорно и настойчиво воевал Александр Фёдорович за новый призыв на фронт. И добился своего. 8 марта 1945 года он снова надел солдатскую форму. Но до наступающих войск эшелон с новобранцами дойти не успел. Кончилась война!
Снова возвратился он домой.
В послевоенные годы Серов продолжил заниматься любимым делом – учить детей. Работал учителем, директором Белоярского детского дома, Петелинской школы, директором, завучем Бакшеевской школы.
До ухода на пенсию Александр Фёдорович много лет подряд избирался секретарем партийной организации колхоза имени Ильича – одного из лучших хозяйств в Тевризском районе.
Он умел работать с людьми, убеждать, поддерживать человека в трудную минуту. Был требовательным не только к другим, но и к себе.
Александр Фёдорович пользовался большим авторитетом и уважением и в районе, и в области. Ему по праву присвоено было звание «Почётный гражданин Тевризского района».
Его любили дети, уважали коллеги. И, как признавался сам ветеран, все кошмары и лишения войны стоили того, чтобы видеть детские улыбки и просто жить под мирным небом.
Несколько десятков лет история об этом подвиге умалчивала.
Общественность об этом ничего не ведала.
О знаменательном бое под Шауляем ветеран долго никому не рассказывал, даже жене.
И если бы не литовские краеведы, отыскавшие сибиряка спустя 20 лет после Победы, вряд ли бы многие узнали о количестве подбитых Серовым танков.
***
К слову, в книге А. Волкова «Артиллерия» 1953 года издания про Серова говорится как про «комсомольца, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».
Однако за участие в Великой Отечественной войне А. Ф. Серов был поначалу награждён лишь медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в ВОВ».
В гражданской жизни за плодотворный труд заслужил орден «Знак Почёта».
В послевоенное время ветерану за героический подвиг вручили только 2 ордена Отечественной войны, не считая юбилейных медалей.
Правда, земляки и сослуживцы считали, что подвиг артиллериста недооценили, и по заслугам ему требовалось присвоить звание Героя Советского Союза. Однако неоднократные ходатайства о присвоении А. Ф. Серову звания Герой Советского Союза успеха не имели.
Но сам Александр Фёдорович, человек скромный и интеллигентный, никогда не обижался из-за таких «пустяков».
Александр Федорович Серов умер в 2002 году.
Похоронен был у себя на родине.
• Дочь ветерана Александра Серова Лариса Крутько:
«Наш папа был, как и многие другие ветераны, скромным, отзывчивым человеком. До конца жизни всем был доволен, никогда в герои не набивался. Мы никогда не слышали от отца рассказов о его жизни в годы войны, а уж тем более о его подвиге. Он всегда считал, что каждый человек поступил бы в такой ситуации так же, как и он. Для нас навсегда наш папа, дедушка был и останется Героем с большой буквы».
Свидетельство о публикации №225072800086