Старинные надписи Дагестана. Селение Маза
в ущелье реки Маза (лезг. Мацар-вацI) — правого притока Ахтычая — на высоте
около 2000 м над уровнем моря. Селение, имеющее многовековую историю, покинуто жителями и находится в развалинах. О некоторых страницах средневековой истории Маза повествуется в арабоязычном историческом сочинении, известном как Тарих Маза. Кроме того, Маза упоминается в дагестанском историческом сочинении 1456 г. Махмуда ал-Хиналуки. Джума-мечеть прежде была одной из архитектурных достопримечательностей селения. К сожалению, ныне она находится в полуразрушенном состоянии. Внутри мечети в кладку сохранившейся аркады вмонтирован прямоугольный камень речной породы 60;20 см с врезной строительной надписью. Она нанесена
почерком насх с некоторыми элементами стиля куфи. Текст начинается с трафаретной религиозной формулы, в основе которой лежит отрывок из айата суры Корана
«Прощающий» (40:16). В нижнем левом углу камня имеется шестиконечная звезда — гексаграмма. Изображения гексаграммы, одного из широко распространенных символов дагестанской петрографики, встречаются на мечетях, жилых домах, а также на мусульманских надмогильных памятниках региона.
Перевод:
«1) Владычество принадлежит Аллаху Единому, Всевластному. Отремонтирована (тадждид) эта мечеть
2) в месяце зу-л-ка‘да девятьсот сорокового года от
3) хиджры пророка, — мир ему».
Месяц зу-л-када 940 г. хиджры начался 15 мая и завершился 12 июня 1534 г. Это одна из редчайших в Дагестане датированных строительных надписей XVI в. За всю историю изучения эпиграфических памятников в Дагестане выявлено лишь шесть датированных строительных надписей XVI в. Почти все они из Южного Дагестана. Весьма незначительное количество датированных надписей XVI в., особенно строительных, является одним из феноменов дагестанской эпиграфики, на что уже было обращено внимание специалистов. Этот факт тем более удивителен на фоне множества выявленных надписей более раннего периода, не говоря уже
о памятниках XVII–XVIII вв. Поскольку речь в мазинской надписи идет о ремонте мечети, ее первоначальное строительство имело место, разумеется, гораздо раньше. Вероятно, Джума-мечеть многократно ремонтировалась и перестраивалась. В самом селении и на мазинском кладбище обнаружены куфические надписи XII–XIII вв., поэтому можно полагать, что и мечеть в Маза в это время уже существовала. По всей видимости, мечеть первоначально была построена не позже XI в., поскольку примерно к концу X в. относится указание на захват селения курайшитами, согласно Тарих Маза. В рассматриваемой надписи, как и в некоторых других дагестанских надписях начала XVI в., выполненных почерком насх, еще заметны следы влияния стиля куфи, к этому времени уже вышедшему из употребления. В мазинской надписи типично куфические черты имеет конечная буква каф в первом слове текста (алмулк). Характерные угловатые черты, свойственные стилю куфи, заметны в манере начертания буквы вав в слове ал-вахид. Верхняя часть буквы вав здесь имеет квадратную форму, а нижняя часть отогнута влево под прямым углом параллельно строке. Верхушка алифа в числительном «девятьсот» заострена влево. Палеография мазинской строительной надписи 1534 г. предоставляет возможности для анализа и сравнительного изучения дагестанских эпиграфических памятников переходного периода, который завершился к середине XVI в. практически полным вытеснением элементов куфического письма почерками насх и сулс.
Источник: Арабоязычная эпиграфика мечетей в лезгинских селениях Ахтынского района Дагестана (надписи XI–XVIII вв.). // Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2021. Т. 13. Вып. 4
Свидетельство о публикации №225072901045