В лаборатории

На старших курсах меня прочно закрепили лаборантом на кафедре сопромата. Работа на полставки за 32 рубля 50 копеек в месяц сводилась к тому, что я печатал на пишущей машинке и вписывал вручную формулы в кафедральные отчеты по НИР, научно–исследовательской работе. Для дипломного проекта там же, в  лаборатории проводил эксперименты. Тут тебе и работа, и учеба, и наука.

Однажды задержался на кафедре с отчетом, все преподаватели разошлись. И тут вбегают запыхавшиеся студенты, ко мне обращаются на Вы:
– Здрасьте. Скажите, есть кто–то из преподавателей? – Мальчишка выпалил на одном дыхании. – По сопромату.
 
Его спутница тем временем смотрит на меня с надеждой.
– Да нет уже никого, все ушли.
 
Вижу на лицах отчаяние. Жалко ребятишек. Зря, что ли, прибежали?
– А что вы хотели? – Спрашиваю.
– Понимаете, нам завтра расчетку сдавать, мы хотели спросить…
– Давайте, я посмотрю.
 
На листках, по формулам и чертежам вижу, задачи на кручение. Эпюры соответствуют нагрузкам, вроде все правильно.
– А что спросить хотели?
– Хотели узнать, что выучить надо, у нас отчет завтра.

Касательные напряжения, условие прочности им в двух словах не расскажешь, поэтому решил подсказать одну из главных формул по этой теме.
– Вот, смотрите, вас могут спросить, как находится угол закручивания? То есть угол поворота стержня или вала при кручении. Вот такая формула есть. И написал ее крупно:

"см. РИСУНОК выше"
 
– Это запомнить просто, я вам напишу, а вы сами смотрите на формулу и придумайте рифму.

Рядом с формулой написал короткий текст: «Машка крутит Lяшкой, G–ой Iр–кой», что–то крупно выделил, где–то пропустил некоторые буквы. Часть обозначений в формуле расшифровал – крутящий момент, длину стержня. Про полярный момент инерции зря сказал, только недоумение у ребят вызвал. А рифму они, наверное, уже догадались или придумали, потому что загадочно переглянулись и заторопились, буркнув что–то типа «спсиб», «далано», «мыпшли».

Через день эта влюбленная пара, оба радостные, воодушевленные, опять прибегают на кафедру. Увидев за одним из рабочих столов преподавателя, немного стихли, и еле сдерживаемым полушепотом, наперебой обращаются ко мне:
– Ой, спасибо, Володя. Здорово ты нам помог.
– А сейчас узнали, что ты тоже студент. Спасибо тебе.
– Мы вчера вдвоем сдавали.
– Нас как раз эту формулу спросили.
– Я написал, а Катя обозначения рассказала…

Владимир Федорович оторвался от дел и, хитро улыбнувшись, спросил своих студентов:
– Так вот кто вам помогает сопромат освоить?
И тут же переключился на меня:

– Ну что ж? Так, глядишь, преподавателем станешь.


Рецензии