Семен Мильштейн-Золотая труба России

Таким мы его и запомнили…
 
; В память о замечательном человеке и выдающемся музыканте

Дата рождения: 19 января 1960 — Место рождения: Бельцы, Молдавская ССР
Дата смерти: 28 июля 2018 — Место смерти: Франкфурт-на-Майне

«Звук его трубы не замолк — он продолжает звучать в памяти, в записях, в людях.»
;
Семён Мильштейн — известный российский трубач, концертмейстер Отдельного показательного оркестра Министерства обороны РФ, руководитель эстрадного оркестра «Данс-ленд», заслуженный артист Российской Федерации, которого коллеги и слушатели называли не иначе как «золотая труба России».
Яркий, самобытный, искренний — он одинаково блистательно играл классику, джаз и эстраду.

19 января 2025 года ему бы исполнилось 65 лет. К сожалению, сегодня мы можем только вспоминать этого большого музыканта и человека.
;
Фрагмент 1. Мундштук с инициалами и судьбой

Ещё будучи студентом, Семён попросил своего Учителя — выдающего преподавателя трубы Тимофея Александровича Докшицера — подобрать ему подходящий мундштук. Через некоторое время Докшицер принёс особый: подарок от мастера фирмы Vincent Bach, полученный во время визита в Америку.
На мундштуке была надпись: «Т. А. Д.» и дата — 19 января 1960 года.
Это — день рождения Семёна Мильштейна.
(К слову, Докшицер никогда не брал денег ни за мундштуки, ни за масло — только по-человечески делился с учениками тем, что имел.)
;
Фрагмент 2. Несостоявшаяся встреча

О Семёне Петровиче мне много рассказывал наш общий друг — его бывший начальник по оркестру Министерства обороны Анатолий Борисович Мухамеджан. Я сразу написал Мильштейну, что скоро буду в Москве и хотел бы взять у него интервью.
Он почти сразу перезвонил.

Разговор перешёл на Одессу — город, который мы оба любили и в котором учились. Говорили о его педагогах, о городе, который он, по его словам, «очень хотел бы увидеть снова, да не может…»
Общались долго. Оказалось, у нас множество общих знакомых — и в Москве, и в Одессе. Было ощущение, что мы знали друг друга давно.

;

Фрагмент 3. Одесская перекличка

Весной 1978 года, по предложению моего педагога Калио Эвальдовича Мюльберга, я выступал в Одесской музыкальной десятилетке с фрагментами своей выпускной программы.
В этот же день на той же сцене выступал и выпускник школы — Семён Мильштейн.
Я был в зале и слушал его. Мне достаточно было услышать несколько фраз, чтобы понять: передо мной — настоящий мастер. Уже тогда его игра отличалась зрелостью, выразительностью и особым звучанием.

Позже, вместе с Мюльбергом, мы зашли на урок к Рудольфу Александровичу Свирскому — педагогу по трубе и композитору. Семён как раз занимался. Ещё пара фраз — и снова то же чувство: таких трубачей в консерватории было немного…
;
Портрет как музыка

В кабине директора школы  сегодня висит картина — портрет Семёна Мильштейна с трубой в руках.
Тёплые мазки, светящийся фон, уверенный взгляд. Художник словно уловил не только внешность, но и суть: сосредоточенность, внутреннюю энергию, ту самую музыку, что продолжала звучать в нём всегда.
Это — ещё один способ помнить. Смотреть — и слышать.
;
Тепло, которое остаётся

В 2019 году, во время визита в Москву, я побывал в Московской музыкальной школе имени Гнесиных. Приглашение я получил от Анатолия Борисовича Мухамеджана — моего бывшего дирижёра по оркестру штаба Прикарпатского военного округа, ныне профессора Военного института военных дирижёров, Заслуженного деятеля искусств России.

Я с большим интересом слушал репетицию духового оркестра — яркого и хорошо подготовленного детского коллектива.
После репетиции директор школы пригласила меня в свой кабинет. Мы говорили о системе музыкального образования в наших странах, делились воспоминаниями и наблюдениями.
И вдруг мой взгляд невольно упал на портрет Семёна Мильштейна, висевший на стене рядом с фотографиями других выдающихся педагогов.

Я понял, как его здесь ценили. Он вёл в этой школе класс трубы.
Директриса уловила мой взгляд и с тихой печалью сказала:
— Да, Борис… Нам его так не хватает…
;
Память, которая звучит

Прошло семь  лет, как нет с нами Семёна Петровича Мильштейна. Но музыкальная Москва по-прежнему помнит этого светлого человека и прекрасного музыканта.
О нём вспоминают, в его честь звучат мелодии из его репертуара.
А он сам при жизни только отшучивался, когда его называли «золотой трубой».

Таким мы его и запомнили.

Борис Турчинский
Музыкальный публицист
Июль 2025


Рецензии