Иисус Христос - единственный путь ко спасению

БОГОСЛОВСКИЙ ДОКЛАД

Тема: Иисус Христос как единственный путь ко спасению и положение иудаизма после пришествия Мессии

---

### I. Введение

С развитием современных межрелигиозных диалогов, особенно после публикации декларации Nostra Aetate II Ватиканского Собора, в Католической Церкви и шире в христианском мире возрос интерес к пересмотру отношения к иудаизму. Особую роль в этом сыграл понтификат Иоанна Павла II, который предпринял ряд символических шагов в сторону сближения с еврейской общиной. Настоящий доклад ставит целью дать богословскую оценку этих изменений в свете Священного Писания, учения Отцов Церкви и канонов.

---

### II. Священное Писание: единственность пути спасения во Христе

*Иоан. 14:6:* "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."

*1 Иоан. 2:23:* "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; исповедующий Сына имеет и Отца."

*Деян. 4:12:* "И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись."

*Откр. 2:9:* "…те, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское."

Эти тексты однозначно утверждают невозможность спасения вне Христа и ясно свидетельствуют против попыток признать иудаизм, отвергающий Иисуса, как действующий путь к Богу.

---

### III. Святоотеческое учение Восточной Церкви

*Св. Иоанн Златоуст:*

* "Синагога — не просто дом блудницы, но и вертеп разбойников и жилище демонов…"
* "Вы скажете: 'Они — народ Божий'. Я скажу: нет, они — народ дьявола."

*Св. Кирилл Александрийский:*

* "Кто отрицает, что Иисус есть Сын Божий, — служит лжи и дьяволу. Это сказано о иудеях."

*Св. Ефрем Сирин:*

* "Иудеи отвергли Владыку… отнята у них слава, и дана Церкви."

*Св. Григорий Палама:*

* "Кто остаётся в иудаизме, не получит жизни вечной."

Эти свидетельства не оставляют сомнений: для Отцов Церкви, как и для Священного Писания, отвержение Христа есть отвержение Бога.

---

### IV. Каноническое предание

*Лаодикийский Собор (каноны 37, 38):* Запрещается участие в иудейских праздниках и принятие благословений от иудеев.

*Трулльский Собор (канон 11):* Христиане, принимающие обычаи иудеев, подлежат отлучению.

---

### V. Св. Фома Аквинский

* "Соблюдение Ветхого Закона после Христа — смертный грех." (S. Th. II-II, q.10, a.5)
* "Не плоть, но вера делает человека сыном Авраама." (Contra errores Graecorum)

---

### VI. Критика Nostra Aetate и взглядов Иоанна Павла II

#### 1. "Евреи остаются возлюбленными Богом"

* Это утверждение возможно только в смысле Божьего долготерпения и надежды на обращение, но не в признании религии, отвергающей Христа.

#### 2. "Иудеи не несут коллективной вины"

* Хотя вина личная, родовое ожесточение и отвержение Мессии сохраняются (Мф. 27:25).

#### 3. "Два завета — два пути"

* Ересь: один путь — Христос. Ветхий Завет исполнен, и ныне вне Христа нет спасения (Евр. 8:13).

#### 4. "Старшие братья"

* В духовном смысле — нет. Церковь — истинный Израиль (Гал. 6:16; Рим. 9:6).

---

### VII. Заключение

Учение Священного Писания, Отцов Церкви, канонов и авторитетов католической традиции ясно утверждает: *Христос — единственный путь ко спасению, и религия, отвергающая Его, не может быть признана богоугодной. Поэтому богословская переоценка иудаизма в *Nostra Aetate и у Иоанна Павла II противоречит истине и Традиции Церкви.

Благословен Бог истины, через Иисуса Христа, Господа нашего.


Рецензии