Из шиитских движений в Иране наиболее важное историческое значение благодаря своим политическим последствиям имело сефевидско-кызылбашское движение. Суфийско дервишеский орден, во главе которого стояли наследственные шейхи из рода сефевидов, получивший по имени шейха Сефи Ад-Дина Исхака Ардебили (1252-1334 гг.), предка династии сефевидов, название сефевийа, сложился еще при монгольском владычестве; действительным основателем ордена, по видимому, следует считать учителя и тестя шейха Сафи Ад-Дина, шейха Тадж Ад-Дина Захида Гилани (умер ок. 1300 г.) Первоначально дервишеская среда, в которой сложился орден Сефевийе, была связана с народными движениями. Известно что ширваншах Ахсатан 2й, в правление монгольского ильхана Аргун-хана( 1284-1291 гг.), обвинял шейха Захида Гиляни, в том что он отвращает райатов ширваншаха от земледельческих работ, и грозился разрушить обитель шейха на Мугани, а мюридов его утопить. Когда шейх Сефи Ад-Дин стал преемником шейха Захида, главою ордена, у него также было, как сообщает его житие «Савфат ас Сафа», множество мюридов из крестьян и сельских старост округов Ардебиль, Хальхаль, Пишкин, Муган, Талыш, Марага и др. Тот же источник называет в числе мюридов шейха множество ремесленников и купцов: мастера шалей (шалдуз), ювелиров, сапожников (музэдузан), башмачников (кафшдузан), хлебопеков (хаббазан), кожевников (даббаг), портных (хайат), плотников (наджаран), ткачей (джамэбафан), кузнецов (ахангаран), седельщиков (саранджан), копателей подземных каналов (кахризканан), торговцев мылом (сабунфуруш) и тд. По словам Хамдаллаха Казвини большинство жителей города Ардебиля были мюридами шейха Сефи Ад-Дина. Но уже у этого шейха среди мюридов числились сильные мира сего: вазир-историк Рашид Ад-дин, его сыновья вазир Гийас Ад-дин Мухаммед Рашиди и эмир Ахмед Рашиди, улусный эмир Чобан (глава монгольского кочевого племени сулдуз), сам монгольский ильхан Абу Саид Бахадур-хан (правил 1316-1335 гг.). Фазлаллах ибн Рузбихан сообщает, что шейха поддерживали эмиры вилайета Талыш и знатные люди (кубара) Рума (Малой Азии). У шейха были мюриды в Гиляне, Руме, Исфахане, Ширазе и т.д. Шейха (как и его учителя Захида) считали святым, ему приписывали множество чудес (в частности спасение купцов от опасности на море). Согласно «Сафват ас-сафа» сперва у шейха Сефи ад-дина был только один джуфт (плужный участок) земли для посева, и он кормился от его урожая. Но к концу жизни у него было уже в мульковой собственности свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами, он завещал их в вакф своей обители. Шейхам подобным Сефи ад-дину не было нужды проявлять стяжание, так много даров получали они. Однажды вазир-историк Рашид ад-дин письмом известил шейха, что он назначил в дар ему по случаю дня разговения (ид-аль-фитр) пшеницы 150 джерибов, риса белого 300 джерибов, масло коровьего 400 манов, меду 800 манов, кислого молока 200 манов, виноградного сока 100 манов, сахара 400 манов, сахара-рафинада 100 манов, быков 30 голов, баранов 130 голов, гусей 190 штук, кур 600 штук, розовой воды 30 бутылей, деньгами 10 тысяч динаров и т.д.: доставка продуктов возложена была на имения Рашид ад-дина в 8 округах Азербайджана, согласно приведенной в письме разверстке.
Приемниками шейха Сефи ад-дина в качестве святых шейхов ордена Сефевийе были его потомки: шейх Садр ад-дин Муса (1334-1392/3) и шейх Ходжа Али (1392/3-1429); оба жили в Ардебиле. Они пользовались там огромным влиянием, но не имели светской власти. Владетелями Ардебиля на рубеже 14-15 веков были эмиры из тюркского кочевого племени Джагирлу. Когда и как сефевиды стали владетелями Ардебиля неизвестно. Но уже правнук Сефи ад-дина, шейх Ибрахим шейх-шах (1429-1447) был фактическим правителем Ардебиля.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.