Шиизм на Кавказе. Воинствующий орден
Сын Джунейда Гейдар был признан мюридами своего отца и новыми мюридами шейхом сефевийе и укрылся у правителя Ак-коюнлу. Армия Ак-коюнлу захватила Ардебиль где управлял шейх Джафар и передала его шейху Гейдару. Количество мюридов прибывало к Гейдару из многочисленных тюрок-кочевников Малой Азии, Азербайджана, Ирана. Сам Гейдар как известно во сне получил знак одевать чалму с двенадцатью красными полосами, и его воины-мюриды получили благодаря этому прозвище кызылбаши (красноголовые). Воинствующий шиизм и «священная война с неверными» теперь легла в основу идеологии ордена Сефевийе. Добровольцы газии ордена отправлялись на священную войну в земли греков(Трапезунд), Грузию, Дагестан. Перед боем мюриды издавали военный клич: «О мой пир, о мой муршид, да буду я жертвой за него!».
Так исламский шиитский орден превратился в аналог духовно-рыцарских христианских орденов. В 1488 году шейх Гейдар выступил в поход на Дагестан но в Табасаране в сражении с объединенным войском ширваншаха, правителя Ак-коюнлу и горцев был убит, став «мучеником за веру». Какой итог деятельности шейхов Джунейда и Гейдара по распространению шиизма на север в Ширване и Дагестане? В целом их не приняли. Только нынешнее шиитское население Дербента и лезгинское шиитское селение Мискинджа свидетельствуют об относительно небольшом успехе военно-миссионерской деятельности Сефевидских шейхов в Дагестане. В последствии сын Гейдара Исмаил поняв это развернулся на юг и восток в считанные годы заняв Ирак, Персию, Хорасан и распространив там шиитский ислам, провозгласил себя шахом уже новообразованного государства. Но сам Азербайджан стал шиитским что говорит о в целом успешной военно-миссионерской деятельности ордена Сефевийе среди тюркоязычного и ираноязычного населения Кавказа.
Свидетельство о публикации №225072901708