Место русской литературы в мировой культуре. Эссе
Ренессанс принёс Европе невообразимо обширный импульс создания жанрового разнообразия и глубины литературных произведений. В России ничего подобного быть не могло. Русская литература началась как всемирный феномен лишь в 18 веке. Избавившись от западного шока, похожего на кастрацию христианского сознания, русская литература шатко-валко, но сподобилась создания прозо-драматического материала. А чего-то стоить стала лишь в первой трети 19 века, при романтиках и Пушкине.
Русский романтизм - удивительное явление, в котором, остерегаясь греха, христианские сказочники создали удивительную микрокультуру.
Именно русская проза превзошла западную в Гоголе, Достоевском, Григоровиче. Язык этого пласта - христианский гуманизм, столкновение того и другого на пляже нарождающегося персонализма. На этом трамплине россияне прыгнули в будущее, а западные бытописатели двух наших веков лишь открывали рты от этого зрелища.
У нас был Сологуб. У них - ни чего не было кроме заката и, возможно, Пиранделло…
У нас был Аксёнов – у них никого кроме скучных фантастов.
Современная литература, как культурное явление, пуста, как у нас, так и у них, на фоне неизбежной эсхатологии.
Удивительный русский арт стал необходимой ценностью мировой культуры.
Сносов, 28 июля 2025 года.
Свидетельство о публикации №225072900174