Труженики тыла
Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!
Борис Поляков
В годы войны мой отец трудился в тылу. Он рвался на фронт, ходил в военкомат, требовал отправки, но его не отпускали… Специалист-моторист, профессионал такого класса нужен был в тылу.
Родился папа в Москве в рабочей семье. В отличие от мамы, выросшей с шести лет в детдоме, детство папы прошло рядом с родителями. Жили они недалеко от рынка, отец его работал на заводе, который был где-то рядом.
Детство закончилось, когда в гражданскую войну погиб отец, позже от болезни умерла мать. Была еще старшая сестра, но вскоре ее увёз муж, и больше папа её не видел.
Недолгое время отец жил с тёткой, через год она пошла проведать родственников и не вернулась. Их комнату занял отставной офицер. Трудиться на заводе он начал с 12 лет: из-под станка выметут железные стружки, в рваные мешки нагрузят, а он относил их в другой конец завода. Вся спина была в кровавых ссадинах, заживать не успевала. Пожалели его мастера, отвели в теплом закутке угол, сделали мягкую кровать, а добрые люди приносили еду, научили токарному делу. Так и остался он ночевать на заводе и был рад учиться работать на станке.
Позже ему стали давать паёк, платили деньги как токарю и ночному сторожу. Он мог уже сам покупать себе еду, одежду и обувь. Шло время, в начале сорокового года отец уже стал отличным специалистом-мотористом.
Когда началась война, папин Московский шарикоподшипниковый завод эвакуировали в город Куйбышев (ныне Самара). Всем специалистам среднего звена выдавали бронь, а это означало, что работать они должны были на оборону. Закон был для всех строгим. Покинуть рабочее место было нельзя – это приравнивалось к дезертирству и наказывалось по законам военного времени.
… И вот вагоны с эвакуированным заводом прибыли в город Куйбышев. На ровном поле у железной дороги рабочие, мастера, инженеры, в их числе и мой отец, спешно разгружали вагоны, собирали заводские токарные станки прямо под открытым небом. До холодов успели поставить стены и крышу. Но даже еще тогда, когда не было ни стен, ни крыши, а станки стояли в открытом поле, завод начал выпускать первую военную продукцию. Фронту нужны были танки, пушки, боеприпасы, снаряды. Трудились на этом заводе, помимо мужчин, и женщины, и дети. Все они работали на оборону.
Отца сразу же поставили старшим бригадиром, и он, вспоминая, как подростком сам когда-то работал на заводе, теперь стал учить «школят». Детьми не принято было их называть: многие из них норму выполняли наравне со взрослыми.
«Бывало, что не хотели эти ребята отдохнуть в свой выходной в семье, так я им свой паёк отдавал и просил, чтобы отнесли меньшим братьям и сёстрам. Только так их можно было отправить домой, чтобы хоть немного отдохнули».
На токарных станках не требовалось особого образования, нужны были сноровка и выносливость: крутить винты, поднимать тяжелые детали. Многие из подростков не доставали до высоты станка и работали на деревянных подставках. Эти дети войны росли у токарного станка, меняя высоту подставки. Отличившимся в труде подросткам присваивали разряд токаря. Трудовые будни шли по графику. Режим рабочего времени был круглосуточным. Люди трудились без выходных, спали и ели в цехах. Никто из них не ждал поблажек, не вспоминал об отпуске, они по зову сердца трудились с великим желанием быстрее победить фашистов. Так прошло тяжелых четыре года войны.
И вот в начале весны 1945 года пришла долгожданная весть о Победе! Но оборонный завод ещё работал всё лето: милитаристская Япония, союзник фашистской Германии, развернула свои военные действия на востоке нашей страны. Советское Правительство вынуждено было объявить войну Японии.
Ликвидация крупнейшего военного плацдарма и военно-экономической базы Японии стала завершением Второй мировой войны – 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Конец войне и долгожданный мир… Восстанавливали разрушенное.
Отец рассказывал, как после войны получил приказ из Москвы, в котором он был записан в состав геологоразведочной экспедиции шофером высокого класса. Он объездил весь Дальний Восток, Красноярский край, видел, как дружественные страны отмечали освобождение от японской оккупации.
В начале двухтысячных годов все труженики тыла были приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны. Статус «Труженик тыла» присваивается гражданам, которые в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев проработали в тылу, а также были награждены орденами или медалями СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны. Порядок подтверждения указанных периодов работы определен в Постановлении Минтруда РФ от 11.10.2000 за № 69. Возможно, о тружениках тыла остались данные в архивах ГПЗ-1. Это Первый Государственный подшипниковый завод внёс существенный вклад в Победу нашей страны в Великой отечественной войне.
Жаль, что мой отец – Павел Александрович - ветеран труда, проработав всю войну в тылу, не дожил до этого дня. Но живы еще многие из поколения детей войны, в том числе те подростки, которые работали в тылу под девизом - «Всё для фронта! Всё для Победы!».
Всё для обороны!В тылу поблажек нет.
Всё для Победы!Рассказывал дед.
Все четыре года металл точили сутки.
Подростки у станка меняли табуретки.
Трудился кто как мог - всё пригодилось фронту.
Их жизненный урок - приравнен подвигу.
Очень хочется, чтобы всегда был мир на нашей планете. Нельзя забывать о горьких уроках прошедшей войны, и поэтому мы оставляем своим потомкам рассказы о том, как силой духа и мужеством своим, наши родители сделали все, чтобы остановить распространение «коричневой чумы» по всей земле.
Свидетельство о публикации №225072901762