Эра новых троллейбусов, история старых
-----------------------------
Здесь пусть простят меня мои читатели, но я опять хочу поделиться воспоминаниями, возможно, не по теме данной статьи. Много лет тому назад ко мне в Грецию (в Афины) приехала моя подружка. И мы, естественно, отправились на троллейбусе или автобусе (этого я уже не помню) в центр города, так сказать, тусить. Так вот, сидим мы, болтаем о том о сем, сплетничаем, как водится, травим анекдоты и замечаем, что пассажиры какие-то радостные... Оказалось, что они тоже смеялись над нашими шуточками, над нами и теми, кто смеялся вместе с нами. А когда мы выходили на нужной остановке, то вслед услышали: «Хорошего вечера!», «А с вами можно?!», «Удачи, закадрить грека!» и прочее в том же духе. Теперь вернусь к той теме, о которой собиралась писать - об исчезнувших троллейбусах.
Городской транспорт Греции: троллейбусы
Если начать рассказ с самого-самого начала, то никакого транспорта в Греции и Афинах, когда они стали столицей новогреческого государства, то бишь в 1834 году да и раньше, не было и в помине. Бедные слои населения ходили пешком, некоторые торгаши ездили на осликах или на верблюдах, единицы богатых из числа приезжих из Европы и, естественно, молодой греческий король и вся его королевская свита ездили на лошадях.
И только к 1953 году в Греции, можно сказать, появилась разветвленная "сеть" городского транспортного хозяйства, которая до сих пор включает в себя: автобусы, троллейбусы, трамвай, метро, пригородную электричку, поезда дальнего следования, порт Пирей (для морских перевозок), фуникулеры (целых две штуки для подъема в горы). Есть и всякие-разные авто (для наземных перевозок), многочисленные мотоциклы, мопеды, велосипеды, такси, но они - это "частная лавочка".
Для общего развития расскажу очень коротко (!) о возникновении первых механических средств передвижения в городской среде, а именно: о всех этих "басов" и "-бусов".
Самый первый в мире "бас" или многоместная карета на конной тяге (фр. Carrosses ; cinq sols - «пятипенсовые кареты») была изобретена в 1662 году в Париже при короле Людовике XIV: так называемый омнибус (в переводе с лат. означает «для всех и каждого») перевозил пассажиров в черте города, а дилижанс курсировал между городами. Ходили омнибусы по одному и тому же маршруту, строго по расписанию, билет стоил 5 пенсов с носа (согласно названия). А придумал этот «финт с ушами», то есть городской общественный транспорт, выдающегося ума француз Блез Паскаль (1623–1662). Однако, как только повысили плату за проезд и ввели правила, люди перестали пользоваться этим - не ко времени современным - средством передвижения. Так банально эта замечательная идея сошла на нет, но не исчезла совсем...
Много-много лет спустя был изобретен и первый в мире "-бус", то есть прототип троллейбуса. Произошло сие событие в 1882 году, когда Вернер фон Сименс (1816–1892, немецкий электротехник и промышленник, основатель фирмы Siemens) презентовал первую троллейбусную линию (пока еще экспериментальную) в Халензее, пригороде Берлина. Линия была длиной 540 метров, а непосредственно сам "-бус" назывался «электромот» и представлял собой повозку (англ. trolley) с электромотором, питание к которому поступало через кабель от проложенных сверху проводов. На четырёхколёсную повозку вмещалось всего 5 или 6 человек.
К сожалению, и это чудо немецкой техники проработало недолго. Однако над проектом «троллейбуса» усиленно трудились лучшие умы Европы и не только: инженеры, техники, механики, фантасты и реалисты. И у них получилось! Со временем троллейбусы заняли свое место рядом с другими средствами передвижения, и расползлись по всему миру!
История Афинского троллейбуса
Афинский троллейбус — любимый всеми жителями и туристами вид городского общественного транспорта, когда-то афиняне называли троллейбусы «овечками» (т.к. ходили не по одному, а стадом), эксплуатировался под началом британской частной компанией (с 1925 года), затем государственной греческой компанией (с 1929 года), а в 2011 году эта компания объединилась с автобусной и стала называться OASA. Между прочим, афинская троллейбусная сеть — самая крупная в Евросоюзе.
История афинских троллейбусов очень витиеватая: они принадлежали и обслуживались то одной, то другой частной компанией, которые то сходились, то расходились, каждый раз меняя названия. С уверенностью можно сказать, что примерно с 1925 года начался движ по объединению всех владельцев бизнеса транспортных средств на электрическом ходу, инициатором выступила английская компания POWER and TRACTION FINANCE Co Ltd, в результате возникла одна большая такая Компания Электрического Транспорта (ЕТС). С того момента начался небывалый рост и развитие афинского городского транспорта в целом, что ускорило появление первых троллейбусов на улицах Афин в частности. Однако кое-что исчезло...
От трамваев пришлось отказаться и разобрать пути (в 1960 году), по его маршрутам стали ходить дополнительно троллейбусы. Но вы не огорчайтесь, в Афинах осталось три трамвайные линии — с красивыми и современными, удобными и экологичными электро трамваями, которые возят пассажиров до самого синего моря и обратно.
Как всегда, прочитала много всевозможных источников и нашла любопытную информацию о троллейбусах у одного блоггера, помешанного на истории транспорта. Вот что он пишет в одной из статей об афинском троллейбусе:
«В 1939 году 12 троллейбусов, построенных итальянским консорциумом Fiat/CGE, прибыли в порт Пирей. Однако транспортные средства оставались в новом депо в Фалиро из-за того, что участок воздушной трассы под электричество еще не был готов, а также из-за драматических событий - Второй мировой войны".
Изначально те троллейбусы были зеленого цвета, но после войны их перекрасили в желтый, чтобы они гармонировали с трамваями (коричневого цвета) и автобусами (синего). Во время ухода немецких войск из Афин (1944) они прихватили с собой 2 из 12 «Фиатов», в результате пришлось использовать оставшиеся 10 троллейбусов.
Так сначала в Пирее (в 1948 году) начал ходить первый троллейбус, а уже потом, только через 5 лет, появились троллейбусы в Афинах. А что интересно, люди медленно привыкали к новому названию «троллейбус», и многие еще долго говорили, что я поеду на трамвае, имея в виду троллейбус, и называли водителя и контролера (смешное греческое слово)
Статьи в газетах той поры о первых троллейбусах
"После нескольких пробных запусков, в воскресенье, 27 декабря 1953 года, первые троллейбусы Афин официально вышли на линию Патисиа-Ампелокипи, Линия работала 16 часов в сутки, ее обслуживали 38 троллейбусов (примечание: марка Alfa Romeo 140 FA), а между начальной и конечной остановками было 16 остановок".
"С появлением троллейбусов был сделан первый большой шаг к решению транспортной проблемы столицы, чтобы пассажир не испытывал неудобств, а пешеход не подвергался опасности".
Однако были и критичные статьи...
«Было установлено, что 38 троллейбусов (а также 50 автобусов) недостаточно для обслуживания потребностей 100 000 афинян, которые ежедневно пользовались этой линией Патисиа — Ампелокипи. Те, кто был вынужден пользоваться общественным транспортом в часы пик, испытывали мучения в очередях и ехали, стоя как сардины в банке».
"В часы пик троллейбусы заполняются полностью с самого начала и часто проезжают остановки без остановки. Толпа, ожидающая транспорт на следующей остановке, пихаясь локтями, споря и ругаясь, пытается влезть внутрь, где пассажиров было уже как сардин в банке. Одни страдания, досада и негодование!"
При всем при том, несмотря на такие неудобства, никто не вспомнил добрым словом трамваи... Потому как они были опасны для жизни! Езда в дождь по скользким железным рельсам по гористым улицам Афин напоминала езду на «русских горках» (у нас — американских).
Самый ценный экспонат
После итальянских троллейбусов бороздили столичные афинские улицы сделанные в Греции греческие троллейбусы таких марок, как ELBO, BET и Biamax. Но исторической ценностью является троллейбус с номером № 1127 от Lancia Esatau Biamax/CGE 1968 года выпуска, прозванный «Falkonera». Он дожил до наших дней и ржавеет на задворках депо Nea Filadelfeia, пригород Афин. Также раритетом является троллейбус Biamax F600 1962 года выпуска, так как изготовлен в единственном экземпляре на основе автобуса.
В конце 70-х годов (с 1977 по 2004 год) все итальянские, да и старые греческие троллейбусы в Афинах постепенно были заменены на советские троллейбусы марки ZiU-9. В количестве 357 штук они ходили-бродили по выделенным маршрутам в районах Гази, Аттика и Нео Фалиро.
***
ЗиУ-9 — советский (а позднее и российский) троллейбус. Аббревиатура ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого», то есть завод, названный в честь русского революционера Моисея Урицкого. До 1996 года эта аббревиатура также была товарным знаком производителя транспортных средств «Тролза».
ЗиУ-9 был впервые выпущен в 1966 году, но в массовое производство он поступил только в 1972 году и до 2015 года собирался вместе с другими, более совершенными троллейбусами на заводе «Тролза» (бывший ЗиУ). Общее количество выпущенных ЗиУ-9 троллейбусов превышает 42 000 единиц, что делает его самым массовым троллейбусом в мире.
***
Затем наступило время более современных и более удобных для пассажиров низкопольных троллейбусов, и с 1999 по 2004 год почти весь греческий троллейбусный парк был заменён новыми троллейбусами: Neoplan Electroliner — это универсальный дуобус, производимый компанией Neoplan с 1999 года. Особенность модели — возможность работать как автобус и как троллейбус, при этом иметь два двигателя MAN и комплект тягового электрооборудования; Van Hool — это низкорамный троллейбус, высота пола от дороги — 300 мм, а с полной нагрузкой — 260 мм.
Последние новости о троллейбусах новой эры
Сегодня по греческим СМИ распространяются, естественно разные новости, есть среди них и хорошие, например: "Согласно плану OASA, к 2027 году будет выведено из эксплуатации 130 троллейбусов, многие из которых находятся в эксплуатации уже два десятилетия, что приводит к частым поломкам и увеличению затрат. Вместе с ними начнется постепенный демонтаж металлических опор и линий электропередач, которые сегодня проходят через многие районы Афин, что изменит облик городского ландшафта.
Предполагается, что демонтаж этой инфраструктуры поможет улучшить эстетику районов, которые уже испытывают на себе интенсивное дорожное движение и негативную нагрузку на окружающую среду.
К концу десятилетия OASA планирует еще больше пополнить парк более чем 250 новыми электромобилями, что позволит удовлетворить большинство потребностей столицы, ВОЗМОЖНО, приобретя еще и троллейбусы от Yutong ZK 6128 BEVG с автономным ходом. Это двухосный безрельсовый электробус, низкопольный, с электрическим приводом. Ведь с мая 2024 года в рамках программы модернизации транспортной инфраструктуры по всей Греции уже курсируют электробусы от китайского производителя Yutong: 46 бегают по дорогам Афин; 17 - в Салониках.
Электробусы считаются экологически чистыми и тихими, оснащены пандусами для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и зарядными устройствами для мобильных телефонов и прочее.
Мир новый наступил!
Свидетельство о публикации №225072901795