Методический кабинет института связи

Методический кабинет института связи занимается учебно-методической работой, направленной на повышение качества образовательного процесса и профессионального уровня преподавателей. В его обязанности входит анализ и совершенствование учебно-методической документации, организация повышения квалификации преподавателей, разработка и внедрение новых образовательных технологий, а также изучение и распространение передового педагогического опыта.

Учебно-методическая работа, направленная на повышение качества образования и профессионального уровня преподавателей, включает в себя разнообразные мероприятия и формы деятельности. Они могут быть разделены на несколько ключевых направлений, таких как:  планирование и разработка учебных материалов, повышение квалификации преподавателей, анализ и оценка образовательного процесса, а также внедрение новых образовательных технологий и методик.
Вот более подробный перечень:
1. Планирование и разработка учебных материалов:
Разработка учебных планов, программ, учебно-методических комплексов (УМК).
Создание, рецензирование и экспертиза учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов.
Подготовка методических рекомендаций и инструкций для преподавателей.
2. Повышение квалификации преподавателей:
Организация и проведение курсов повышения квалификации, в  головном институте филиала.  Для СКФ  МТУСИ – это в Москве и в С-Петербурге.
• Стажировки на предприятиях связи  региона;
• Стажировка на Ростовской  ГТС; 
• Стажировки на предприятиях мобильной связи;
• Стажировки в частные фирмах по обслуживанию компьютерных сетей и оптоволоконных линий;
• Стажировки на  предприятиях и частных фирмах занимающихся  разработкой и модернизацией программных продуктов;
• Стажировки на  предприятиях  выпускающие  современное оборудование электросвязи.
В процессе стажировки  преподаватель  должен  на основании технической документации на оборудование и  при общении с персоналом предприятия - собрать необходимый материал. Который в последствии предоставляется на рассмотрение заведующего кафедрой и  старшего методиста. На основании  анализа - на этих уровнях, материал может быть рекомендован  для внедрения в учебный процесс. Вначале  создается электронная копия  разработки, которая размещается на внутриинститутском  сайте.
 С материалами  должны ознакомиться все  работники кафедры. При необходимости, прошедший стажировку преподаватель  может организовать на заседании кафедры  обсуждение собранных материалов, что очень полезно для  исправления слабых мест в материалах.
Сотрудники кафедры  должны  написать свое мнение – отзыв на  методическую разработку,  созданную после стажировки. К этой работе допускаются только те специалисты, профиль которых соответствует данной теме. Ибо  не специалист напишет, что угодно, для «галочки», а толку от этого  не будет ни какого, обычный формализм.
Стажировка   должна иметь конкретную цель. Например, создание серии уроков - лекций и практических занятий на конкретном оборудовании. Нынешнее образование страдает,  грубо говоря, некомпетентностью, поэтому большинство материалов носит чисто описательный характер. Что - то вроде информационного листка для  выставки.
Учитывая современные требования к выпускникам технических ВУЗов, выпускник  должен быть, подготовлен для немедленного включения  в работу предприятия, куда он поступает  на работу. Испытательный срок  молодого специалиста - это один, полтора месяца. Большего времени на переучивание, предприятие не  отпускает, а просто расторгает трудовое соглашение. Отсюда  в стране огромное количество торговых работников с высшим образованием.
Далее,  материал  должен быть  «обкатан»  на  учебных занятиях. Работа со студентами выявляет  новые слабые места в материалах, и дает возможность самому автору оценить  и исправить проблемные моменты. Некоторые  части  лекционного материала,  могут быть списаны с оригинала  имеющего  сложный стиль,  профессионального изложения разработчика. Преподаватель должен  дать более простое, понятное начинающим изложение материала.
Более сложным  в настоящее время вопросом по-прежнему, как и ранее, является  организация практической части  обучения.  Купить дорогостоящее оборудование, учебное заведение не может. Стоимость  его довольно высокая. Выход один, создать имитатор  процессов обслуживания. Это позволит  приблизить практическую часть обучения  к реальному оборудованию.  Имитаторы  могут быть разными:
1. Для использования  на лекционных занятиях;
2. Тестовые имитаторы  для проверки  промежуточных знаний;
3. Основной имитатор  для создания сети  и выбора оборудования;
4. Имитатор  для создания данных адресации и маршрутизации;
5. Имитатор для формирования  рабочей версии   и стыковки элементов сети;
6. Имитатор для выполнения тестирования оборудования и  внедрения адресных данных и таблиц маршрутизации ;
7. Зачетный имитатор.
Только после всего этого  материал может быть одобрен кафедрой и методическим кабинетом для публикации.  В МТУСИ в те годы, когда мы  там учились, местная типография  издавала брошюры по  каждой узкой теме для студентов.   Стоили они   
от 3 копеек до 50 копеек.  Естественно  все это было доступно  студентам и впоследствии работникам отрасли.
Ныне - решение этой проблемы упрощает интернет и  внешние сайты . Там может быть размещен  весь этот материал. Учитывая  нынешнюю монетизацию общества,  предоставление материалов может быть платным. Через покупку ключа доступа.
Самообразование преподавателей, изучение базового и практического опыта, это  первостепенное для любого работника системы образования. Ведь  преподаватель, не занимающийся самообразованием и развитием кругозора становится похож на «засохшую розу», с которой осыпаются никому не нужные сухие лепестки.

Организация наставничества и взаимопомощи между опытными и начинающими преподавателями. Что бы  этот процесс не был обычной профанацией, лучше организовывать поездки в учебные заведения отрасли ,  в коллежи и  филиалы министерства связи.  Я не оговорился, именно министерства связи, ибо учебные образовательные заведения  полноценно могут работать только в своем министерстве.
Министерство – формирует задачи для обучения. Выдает стандарты по специальностям  и направлениям. Создает   рабочие программы для работы ВУЗа, и конечно оценивает работу  на выпуске. Это своего рода ОТК отрасли.
Внедрение системы аттестации преподавателей для оценки их профессионального уровня в той формы,  которая существует это пустое занятие. Приезжают оценивать работу  люди ни какого понятия   в специализациях выпускников не имеющие. Разве это оценка.  Лучше вернуть определение квалификации по стажу с учетом рекомендаций кафедры и методического кабинета.
3. Анализ и оценка образовательного процесса:
Проведение мониторинга качества образования, анализ результатов обучения. Для этого  нужны тестовые программы на базе искусственного интеллекта;  Создавать такие программы. Должны  специалисты.
Анализ эффективности различных образовательных технологий и методик.
Каждый  работающий в отрасли имеет свою методику.  Методика, это  технология  разъяснения проблем  в некоторой  теме. Для разных тем,  у разных людей  существуют различные методики. В первую очередь – методика зависит от уровня подготовки и объема практических навыков самого преподавателя. Навязывать кому то свою методику бесполезно. Причина в том , что уровень у всех разный.
Выявление проблем и трудностей в образовательном процессе и разработка путей их решения.
Оценка деятельности преподавателей и образовательного учреждения в целом.
4. Внедрение новых образовательных технологий и методик и внеурочная деятельность по предмету, направленная на расширение кругозора студентов и повышение их интереса к предмету. Мотивация – возможна только  после понимания цели обучения.
Изучение и внедрение современных образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, использование цифровых образовательных ресурсов, проектное обучение. В этом вопросе  нужен акцент на развитие  обеспечения  форм  обучения.
Внедрение новых педагогических подходов, направленных на повышение мотивации студентов и развитие их творческих способностей.  Для этой цели  существуют кружки . В свое время в моей лаборатории  работал такой кружек. Я готовил  студентов к созданию дипломной работы с практическим подтверждением. В нашем случае – это оборудование, учебные сети, приборы, программы, и учебные сайты, где студент может  найти соответствующие материалы. В моем кружке  студенты осваивали не только оборудование связи, но и различные языки программирования. Многие из них по сей день  довольно успешно  этим занимаются.
Конечно - работа сложная и неоплачиваемая. Но все мои ученики достигли  определенных высот в реальной жизни.
Организация работы творческих групп и проектных команд для разработки и внедрения инноваций в образовательный процесс.

5. Организационные формы методической работы:
Заседания методических объединений, педагогических советов, семинаров, круглых столов.
Организация выставок, презентаций методических разработок и педагогических достижений;
Проведение открытых уроков с последующим обсуждением. Эта форма  безнадежно устарела.


Заключение:
 Назначение Методического кабинета - это активная помощь  работающим специалистам в развитии их образовательного процесса в  данном учебном заведении.


Рецензии