Войны в истории человечества

  Чтобы воевать, надо иметь с кем воевать, иметь внешних врагов, а у Древнего Египта они были и во времена первых фараонов - Нармера, Менеса, например. Не было ещё могучих и беспощадных ассирийцев, персов, тем более - не было и в помине римлян, но всё равно уже были у Египта враги в Месопотамии, да и на юге от Египта, скорее всего -  тоже были. Египетские фараоны тоже не были агнцами и бахвалились и гордились тем, что грабили окрестные племена, уничтожали вражеские посевы, угоняли скот и постепенно становились сверхдержавой того времени. Какая-то примитивная дипломатия уже зарождалась, но... Довольно рано у египтян появилась соблазнительная мысль, что пленных можно выгодно использовать, эксплуатировать, а не убивать. Мол, необязательно убивать побеждённого врага, пусть лучше работает в поле с мотыгой в руках. Какая польза от убитого, пусть уж будет "живой убитый"!  То есть пленным. Воины-охранники с каменными и бронзовыми топориками не обладали большими преимуществами перед пленными работниками-рабами, у которых в руках были, хотели того или нет сами охранники, крепкие каменные мотыги, да ещё и ... с довольно длинными ручками. Рабы могли и отпор дать и сговориться и улучив  момент наброситься на охрану и, перебив её этими самыми крепкими мотыгами, бежать. Идеалом, таких рабов, конечно, было не не такая "сложность", как восстание Спартака, вырваться и добраться до родины, где в случае удачи  можно было автоматически снова стать свободными. Поэтому поначалу на полях использовался только труд иноземных женщин-рабынь и, возможно, детей и подростков. Ведь женщины физически слабее мужчин, и даже охранник с топориком мог от женщины легко отбиться и победить её. И всё равно случаи успешных нападений озлобленных женщин на охрану наверняка были, - наверное, иногда эти нападения были успешными.
 Но, видя это, далеко не сразу, египетские начальники смекнули, что охрана должна быть лучше вооружена, несравнимо более качественным оружием, так появились "отряды смерти" - тяжеловооружённые воины, с копьями, луками и стрелами, даже в доспехах, шлемах. Тогда надсмотрщики уже ликовали, с презрением смотрели на пленных рабов, какими бы здоровыми и сильными они ни были, и рабы-пленные, даже самые сильные и строптивые мужчины-рабы, смирились со своей участью, нападения и удачные побеги становились крайней редкостью.
  И раньше, когда женщин-пленных охраняли воины с топориками, не имевшие заметных преимуществ перед пленными-рабами с каменными мотыгами в руках,такому скромному охраннику могли пробить голову мотыгой, то теперь против "отрядов смерти не попрёшь"... Страх удерживал рабов от нападений, даже если рабы прекрасно видели, что "их мало, нас много"... Рабство укрепилось... Теперь надсмотрщики уже спрашивали себя: как удержать рабов на полях (и не только на полях, и охрану кэе не смущало численное превосходство рабов, и фараон, старейшин специально вели войны не только для разорения вражеских территорий, или в отместку "отмстить неразумным хазарам", и радовались не только страданиям врага, глядя, как горят его жилища, гибнет не только скот, но и женщины и дети врагов, и теперь уже изначально, даже до самого вторжения или похода в чужую страну, к чужеземцам, была заинтересованность в том, чтобы захватить как можно больше рабов, точнее, "чем больше, тем лучше". Раб, пленный, "живой убитый", окончательно стал цениться гораздо больше,чем убитый враг. То, что свободные общиннники-египтяне, в отличие от надсмотрщиков, старейшин, знати, самих  тогдашних первых фараонов не меняло сути дела, новый строй, новые порядки быстро укреплялись, возврата назад, к золотому веку у тех же египтян уже не было и не могло быть. Дело шло ко всё большему укреплению рабовладельческого строя, к строительству масшаб и первых пирамид, к роскоши знати, к обожествлению фараонов, их власти...
  Конечно, и другие народы не дремали. Средиземноморский регион зашевелился, как муравейник, обогнал и всё больше обгонял другие регионы Земли в своём историческом развитии...  И вовсе не потому, что: мол, почему египтянам можно, а нам нельзя, построим-ка и мы - не пирамиды, так зиккураты... 
  Постскриптум. Конечно, войны в Египте были и до появления единого государства, до первого общеегипетского царя-фараона Нармера, при первобытно-общиннном строе, но не доказано, что они были более ожесточёнными, чем между Древним Египтом и возникшими одновременно с ним государствами Месопотамии. Конечно, и древним египтянам доставалсь, да ещё как, и чем дальше, тем больше - не только древнеегипетские жрецы хотели ходить в одеждах из тончайшего полотна.
  Итак: в рабов можно превратить чужеплеменников, десятки тысяч голов овец, коз, тысячи и тысячи быков можно захватить в соседних странах, а заодно и сделать этим странам болезненное кровопускание, ослабить их, а не ждать, когда они сделают больно тебе и ослабят тебя, придут и отнимут твоё тончайшее полотно, а заодно и перережут твоих ремесленников-ткачей, - чем не причина для войны, для военного похода в чужую землю, особенно, если ты сильнее, и знаешь, что перевес сил всё равно на твоей стороне. А повод, как известно, всегда найдётся.
  Кстати, у древних египтян
  Можно, конечно, торговать, но выгоднее отобрать, взять силой, к тому же до торговли и обмена надо додуматься. Да и ... можно торговать неодушевлёнными вещами, или например, лесом - ливанским кедром, а рабов можно добыть только войной, ведь сам добровольно в рабство никто не пойдёт, даже дань неодушевлёнными вещами, никто добровольно не даст. Да и варвары-чужеземцы не прочь полакомиться отличным египетским хлебом, приодеться в те же египетские ткани, и тоже земля слухом полнится о том, что фараон и жрецы, живут, как боги... Но пока фортуна благоприятствовала фараону, его богу Гору, Осирису, Нут, другим богам... И потому и в войнах египтяне побеждали своих менее развитых врагов, -сначала окрестных, соседних, - врагов со времён фараона Нармера, и с них довольно и того, что они уже не съедены, а "живые убитые"-пленники, ковыряются в поле каменными мотыгами... А когда египтяне столкнулись с более окрепшими и развитыми народами, когда те не захотели уступать свои земли, платить дань, да и просто присоединяться, становиться провинциями Египта (хотя и слова такого не знали), и признавать верховного бога-фараона, оборзели! - неужели это не причина для войны?!          
  (Продолжение следует).
 


Рецензии
Как не крути, а все ж война!
Интересная историческая справка.

С теплом!

Варлаам Бузыкин   30.07.2025 16:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.