6. 8. 1 Превосходство духа над человеком

 «576. Кто мыслит внутренне и несколько знаком с отправлениями своего духа, тот может видеть и понять как велико превосходство духа над человеком, ибо человек может в уме своём в одну минуту передумать, сообразить и заключить гораздо более, чем выразить в полчаса словами или на письме. Из этого видно, насколько человек превосходит себя, когда он действует одним духом своим  (in spiritu) и насколько, следовательно, он будет выше, когда станет вполне духом, ибо то, что мыслит в нём, есть дух, а тело есть только орудие, через которое дух передаёт мысли свои письмом или речью.

 Поэтому сам человек, ставший после смерти своей ангелом, обладает разумением и мудростью несказанной в сравнении с тем разумением и мудростью, с которыми он жил на земле: когда он жил в мире, дух его был привязан к телу и поэтому находился в мире природном, посему то, что он и мыслил тогда духовно, переходило (influxit) в понятия природные, которые сравнительно с духовными обыкновенно грубы и темны. Эти понятия вовсе не вмещают тех безчисленных предметов, которые принадлежат духовному мышлению, а если что в них и вмещается, то это облекается в густую тьму, порождаемую мирскими заботами.  Совсем иное дело, когда дух отрешается от тела и приходит в своё духовное состояние, что случается, когда он переходит из природного мира в духовный, который есть его собственный.

Из вышесказанного ясно, что тогда состояние его относительно мыслей и чувств (affection) несравненно выше его предшествующего состояния и что, следовательно, мысли ангельские содержат в себе то, что не может быть ни высказано, ни передано и что поэтому не может войти в природные мысли человека, хотя каждый ангел и родился и жил человеком и тогда  не казалось ему, чтобы в нём было более мудрости, чем в другом, подобном ему человеке».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  318).

 


Рецензии