Всё, что было не со мной, - помню

«ВСЁ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, – ПОМНЮ».
(Из цикла "Альбом памяти")

   Маринка-малинка, как звал её дедушка, остановилась – резкий гул в небе почему-то сразу обесцветил рыжую яркую осень. Услышала папу: «Не вжимайся! Сегодня учебные полёты». В памяти всплыли картины прабабушкиного детства. Их она знала по её рассказам, но… вспомнила и пережила сейчас, как свои: ведь была чуть старше тех девчонок, детство которых унесла война.

   …Вот, радостные, толпятся они у очередного крыльца низкой хаты, поджидая свою подругу. Их уже пятеро, захватят Танюшку – и бегом в школу! Снова к знаниям! Хотя этот сентябрь омрачён войной в стране, но их деревню она ещё не задела. Здесь продолжается относительно обычная жизнь. Правда, в нескольких хатах уже взревели, получив похоронки и почернев лицами, матери и жёны. Но разве для 10-13-летних девчат это может омрачить стремление к светлому будущему?!

   В этом году – последний класс начальной школы. Ещё тепло, ещё можно пробежать босиком и зеленеющая мурава пощекочет ноги. Школьницы рвут белые солнышки ромашек, небольшие головки подсолнушка, выскочившего на краю овражка, пахнущие свежей горечью зонтики тысячелистника, – любимой учительнице!

   Большой дом, отведённый под школу, стоял на краю оврага, разделившего деревню на «ту сторону» и «эту», на самом въезде в неё. Учительница каждое утро выходила на крыльцо и поджидала ребят. Сегодня ярко, и она всматривалась вперёд, козырнув солнышку натруженной рукой. Вдруг послышался странный гул, неизвестный, неестественный… Потемнело небо, похолодело в груди…

   А девчонки обогнали мальчишек и показали им языки. Неожиданно лёгкие ситцевые платья раздул ветер. Встрепенувшаяся от грохочущих звуков осень засуетилась, швырнула в исказившиеся от страха детские лица листву. Заплывающее чернотой небо вырвало из-под ног ребят земную опору…

   Дети, забыв обиды, по-взрослому собрались, спрятались в кусты орешника. Как только пролетели немецкие самолёты, рванули по домам. Каждому казалось, что их маленькое тело не удержит столь резко увеличившееся, обжигающее сердце. А холодеющие ручки почему-то мешают непослушным ногам бежать к маминым объятиям…

    «Что это?!.. Когда же дом? Ма-ма-а!..» – разорвала воздух осень и закружила по деревне. Заглянув под орешник, разметала ещё помнящие детское тепло цветы последнего дня мирной жизни. Прошмыгнула в открытое окно пустой школы, вылетела в дверь.

И вдруг осень остановилась: она увидела опавшее, потухшее лицо, огромные, переполненные печалью и слезами, глаза… На крыльце стояла женщина, которая не дождалась своих учеников…

   …Так ворвалась война в мою семью. И ушла не скоро, забрав двоих с собою, ещё одного – сразу после, оставшимся пожаловав незаживающие, ноющие раны и негаснущую память.

© Елена Озерова, 2018

Рассказ основан на воспоминаниях моей бабушки, ветерана Великой Отечественной войны, труженицы тыла, Гладковой Веры Васильевны.
• Деревня с оврагом – родная Мощёнка Золотухинского района Курской области.
• Маринкой я увидела свою дочь, попробовала прочувствовать события её совсем юным сердцем...
Мира всем!
Светлая память павшим.


Рецензии