О Несторе и русах-6

(ПРОДОЛЖЕНИЕ "О НЕСТОРЕ И  РУСАХ-5")

Часть 7. ПРО ЭТНОС. ИЛИ ДОЛГАЯ ДОРОГА В СЛАВИЮ.

Особым предметом дискуссии у историков стал этнокультурный состав жителей древней Ладоги.  С.Л. Кузьмин по этому поводу пишет:
"Ныне господствуют две точки зрения: либо основную его массу составляли славяне, либо оно было полиэтнично (помимо славян, скандинавы, балты). Д. А. Мачинский предположил, что именно в Нижнем Поволховье к 830-м гг. произошло становление особого этносоциума «русь» [17, с.72–73]. Эти взгляды разделяет Г. С. Лебедев [20, с. 330]...Особо отмечу, что говорить о реальной «полиэтничности» поселка с несколькими десятками или одной-двумя сотнями постоянных жителей вряд ли возможно, а именно такой видится Ладога в 750–800-х гг. да и в 800–860-х гг."

С. Л. Кузьмин, несомненно прав, подведя такой итог в дискуссии.  О полиэтничности можно говорить, рассматривая становление более солидных территориальных образований, например, "Внешней Руси" и позже -  «Наиболее отдаленная Руси», в которые  вошли славяноговорящие русь-варяги, славяне с озера Ильмень, Нижнего Поволховья, кривичи, вятичи, поляне и прочие славяне,  чудь, весь, меря, мурома и прочие племена...
Вопрос "к какому этносу принадлежит народ русь-варяги и  как они добирались в 862 году, "из заморья" ( с Кольского полуострова)  - к городищу Ладоге, преодолевая долгий и трудный путь?" может интриговать многих, и, возможно, будет когда то разгадан учеными. А мы опишем лишь возможную схему...

 Глядя на современную карту, видим, что перешеек от Белого моря  до Ладожского озера - это Карелия. Преодолеть ее холмистый ландшафт с множеством бурных рек, озёр и болот, пройти через лесные массивы даже опытному путешественнику весьма и весьма проблематично, а уж тем более  переселенцам с женами и детьми. И надо отметить, что славяноговорящей руси пришлось идти через земли неславянского населения, но, как можно предположить, языкового барьера не возникло, т.к.  с этими племена русь-варяги были  знакомы давно и  близко.
 Между Ладогой и Онегой жили вепсы; на северо-западном берегу Ладожского озера - корела, на беломорском побережье жили саамы (по-русски - лопь, лопари, от этого наименования происходит название восточной части Кольского полуострова "Лапландия"). Лопь, саамы - это древние названия финнов. Провинция на севере Скандинавии, населенная саамами, носила название "Финнмаркен". А мы предлагаем рассмотреть  весьма обширный район Кольского полуострова, где также проживали саамы и корела,  который в средние века назывался Бьармией. Именно из  Бьармии, по нашему мнению, проходил  исход варягов-руси.

В статье М.И.БЕЛОВА "Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века" (Издательство "Морской Транспорт" Москва" 1956г) говорится:
"Тщательное исследование карт XVI века, при составлении которых использовались более старые источники, показало, что Биармией чаще всего называли Кольский полуостров. Так, на карте шведа Олауса Магнуса (1539), путешествовавшего по северу Норвегии, Биармия расположена между Халогаландом и Кандалакшской губой, на полуострове, который представляет собой не что иное, как Кольский, полуостров (Материалы по истории русской картографии. Вторая серия, вып. I. Собрал В. Кордт, Киев, 1906 (карта II).). Те же очертания Биармия имеет и на картах Г. Меркатора, где она помещена к востоку от Финмаркена и западнее Северной Двины (Там же, карты IV, VII. )."

 О Бьармии много свидетельствуется в скандинавских сагах, а в русских источниках - только в Иакимовской летописи. В последний раз название "Биармия" встречается в работе Мавро Орбини (1601 г.), в которой говорится о "руссах из Биармии (di Biarmia), обнаруживших остров Филоподия (Filopodia), величиной превосходящий Кипр. Предполагают, что речь идет об архипелаге Новая Земля» («Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг»).

Иакимовскую  летопись, предположительно, писал первый епископ Новгородский Иоаким, назначенным после крещения Руси. По мнению Татищева, святитель Иоаким, проживая на Севере,  был осведомлен о «князьях русских стародавних» лучше Нестора-монаха из Киева.

От Иакима мы узнаем о событиях задолго до приглашение на княжество Рюрика, и, в частности о временах, когда шла борьба князя - славянина Буривого с варягами-скандинавами, захватившими "град великий", т.е. Славенск,  и наложивших дань на славян, русь и чудь (т.е.  на тех славян, русь, корелу, вепсов, саамов и прочие племена, кто проживали вне  Бьярмии)...

Итак, славянский князь Буривой, "имея тяжку войну с Варяги, множицею побеждаше их, и облада всю Бярмию до Кумини, последи при оной реце побежден быть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенны, идеже князи подвластнии пребываху, и тамо пребывая, умре. Варяги-же, абие пришедше град великий и прочии обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь.
Людие же терпяху тугу велику от Варяг, пославше к Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде; и егда Гостомысл прия власть, абие Варяги большие овы изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и, шед на ня победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи, учини с Варяги мир, и бысть тишина по всей земли. "

Из приведенного текста (и скандинавских саг) мы узнаем, что Бьармия была обособленной и укрепленной территорией, населенной людьми воинственными, храбрыми и предприимчивыми,  усердно отражающими скандинавские грабительские набеги за несметными богатствами этой земли и активно занимающимися торговлей с другими территориями. Князь Буривой и его окружение, потерпев поражение от скандинавов, долгое время, до смерти,  вынужден был укрываться и жить в Бьармии. 
Бьармия, таким образом,  была родиной и сына Буривого - Гостомысла и гостомысловых детей. Здесь жили как славяне, так, преимущественно, финно-угры, сила Бьармии была в единстве разных этносов! Вот в этом  случае, а не про Ладогу,  можно говорить о "реальной «полиэтничности»" биярмийцев и становление особого этносоциума «русь-варягов»  в условиях относительной изоляции, на  полуострове! 

Гостомысл "имел четыре сына и три дщери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дщери выданы быша суседним князем в жены". Тут надо бы отметить: из Бьармии их явно не могли отдавать в недружественную Скандинавию,  или тем более - в далекую Прибалтику, "суседние князи" были бьярмийцами,  с большой долей вероятности это были были... этические финно-угры! Так что многовекой спор "антинорманистов" с "норманистами" через прочтение Иакимовской летописи окончательно утрачивает смысл).

Предполагаем, что Гостомысл и после своей победы  продолжал жить в Бьармии, откуда  предпринял  далекое путешествие - к устью Северной Двины - в Холмогоры к языческим прорицателям, т.к. остался  без сынов-наследников, а зятья, вероятно, не подходили на роль князей земель, населенных различными народностями, которых Гостомысл освободил от скандинавов.  Ситуацией Гостомысл был очень озабочен: "иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии". 

Руководствуясь расшифровкой вещего сна Гостомысла, старейшины земель решили просить на княжение сыновей Умилы, второй дочери Гостомысла, которые по крови были им близки,  вызывали доверие и у славян, и у финно-угров, и у самого князя Гостомысла получили одобрение.

Бьармия, как можно судить по самым первым, известным на сегодня картам  XVI века, была хорошо заселенной территорией, особенно побережье Белого моря. Интересно, что  на этих картах видно некоторое отличие побережья западной части Белого моря от современного состояния:  Кандалакшский залив представлен озером, соединеного с морем некой рекой, это озеро обозначено как  "Lavcus Albus" (Белое Озеро). На побережье "Lavcus Albus", ориентировочно, где то в районе горного массива Хибины,  часто стоит надпись "Biarmia".

В Бьармии, на северо-восточном берегу Кандалакшского залива (или Lavcus Albus),  схематично изображены, видимо, самые крупные городища-укрепления - Berga и Starigur, на юго-западном побережье - Hiutta. Название Berga, как можно предположить, в более древние времена, звучало как "Бярма", т.е. "медведь". Не здесь ли  нашел последний приют князь Буривой? А название Starigur (Старый город) могло появиться у какого то городища после того, как его оставили часть жителей, переселившихся на берег Ильменя в "новый город"- Новгород.
Желающие могут  увидеть это на доступных в интернете картах: «Carta Marina» (Морская карта, 1539г.), «Esmakordselt ilmunud pohiteosest Cosmographia» (1554г) , «De omnibvs gothorvm sveonvmqve regibus» (1554г.). На карте англичанина Уильяма Сесила «Map of the coasts of Norway, Lapland and north-west Russia» (1557 г.) отмечены и Холмогоры - как "Colmogro".

Возвращаясь к Рюрику и его братьям, у которых на руках карт не было, но были хорошие проводники из местного, финно-угорского населения,   предлагаем рассмотреть предполагаемый маршрут руси-варягов от Белого моря - в Ладогу. Это был водный путь по рекам и озерам, с волоками, существовавший много веков.
В   интернете можно найти описание маршрута из Приладожья - к Белому морю, данное карелом Ноусиа в 1556 году. Представим, что именно так, но в обратном направлении, от устья реки Кеми,  шли ладьи варягов в Славию.
 
Маршрут из озера Ладоги включал следующие этапы:
"От города Корелы (Кексгольма). По Ладожскому озеру вдоль его побережья на северо-запад до места, где берег Ладоги ближе всего подходил к берегу озера Пюхяярви. Здесь нужно было переправиться по мелким рекам и по суше через 12-мильный перешеек в северо-западном направлении до озера Пюхяярви.
Из озера Пюхяярви путь шёл в озеро Оривеси, лежавшее на границе русских и шведских владений (Корельского уезда и Финляндии). По словам Ноусиа, из озера Пюхяярви в Оривеси можно было пройти прямо по воде «длинным путём», огибая вытянутые с северо-запада на юго-восток полуострова. Но обычно было принято сокращать этот путь с 18 до 12 морских миль, перетаскивая свои ладьи через небольшой перешеек («через малый мыс») из озера Пюхяярви в лежащий за перешейком плес озера Оривеси.
От Кимасозера через озеро Нюк водная дорога вела в приток реки Кеми, реку Чирка-Кемь, впадающую в Юшкозеро. От Юшкозера уже текла река Кемь до берега Белого моря."

Довольно любопытна и следующая  информация, встретившаяся в интернете, фиксирующая стародавние, родственные контакты  славян с саамами (финнами) на Руси:
"В XIX веке (1832 год) зафиксировано самоназвание шведских саамов в форме Ruothi и Ruotteladz[15]. Этноним, видимо, был заимствован у славян ещё в праславянскую эпоху (около VI в. н. э.)... Согласно исследованиям Херманна Палссона, легендарный конунг Гардарики (название Руси в скандинавских источниках) Одд Стрела, имел частично саамское происхождение. Его прадеда по отцовской линии звали Халльбьёрн Полутролль[англ.] (Hallbjorn Halftroll). Прозвище «Полутролль» свидетельствовало в Средневековье о саамских корнях её носителя."
 
В единстве - сила, господа саамы и славяне, об этом забывшие!


Рецензии