Альтруистичность реального патриотизма

В шестидесятые годы прошлого века на уроках обществознания школьные учителя-обществоведы, рассказывая старшеклассникам о методах и направленности идеологического воздействия западных спецслужб на общественность Советского Союза, не уставали напоминать учащимся о том, что одной из главных целей в подрывных планах реакционных идеологов капиталистической формации является уничтожение патриотического мировоззрения советских людей, когда у них ни при каких обстоятельствах не должно возникнуть пассионарной устремлённости к подвигам во славу Отечества, подобных тем, что совершили Александр Матросов или Зоя Космодемьянская во время Великой Отечественной войны.

Часто на таких уроках возникали жаркие дискуссии на эту тему, ибо школьники, с детства воспитанные на идеалах патриотизма, не могли понять, каким образом зарубежные идеологические оппоненты общенародного социалистического государства намеревались на корню изменить жизненные ценности советского народа, в результате чего его пассионарные ценности жизни должны были стать антипатриотичными. Как правило, такие дискуссии  не привносили в этот вопрос никакой конкретики, да и учителя при этом оказывались не на высоте в части понимания методов действий западников по вычленению патриотической убеждённости из сознания советских соотечественников.

Святая наивность советских людей, с непоколебимой убеждённостью искренне уверенных, что во имя любви к Родине они готовы к любым испытаниям, лишениям и рискам для своих жизней, сыграла с ними после 1991 года злую шутку, когда уже в девяностые годы многие из их числа осознали, что в стране, которая безнаказанно разграблялась внезапно появившимися невесть откуда отечественными олигархами и многочисленной сворой мелкосортных капиталистов, в результате чего человеческая жизнь стала ходовым товаром с крайне низкой рыночной стоимостью, чувство  патриотизма в его советском понимании превратилось в исторический анахронизм. Наивные граждане рухнувшего в тартарары СССР оказались в положении заблудившихся простофиль в диких джунглях хищного капитализма, когда человеком в полной мере управляет всевластный инстинкт самосохранения, поскольку в этих джунглях не было ни дорог, ни тропинок и полностью отсутствовала надежда на возврат прежних идеалов жизни. Большинство советских людей испытывали долго не проходивший шок от того, что новым правилом жизни стал девиз «человек для другого человека – беспощадная зверюга кровожадная».

Со временем разделённые между собой  своими личными интересами бывшие советские люди всё же кое как приноровились жить при капитализме под наименованием «россияне».  Казалось бы, произошла всего-навсего рутинная перелицовка, в результате которой советских людей стали называть россиянами, ан нет – их не переназвали, а преобразовали в россиян. Чем же так существенно различаются в качественном плане советские люди и россияне?

Советские люди жили в стране, где всё принадлежало народу. Каждый человек знал, что все богатства страны – это общенародная собственность, в связи с чем относился к государству, как к своей большой семье, которую он готов был отстаивать и защищать не щадя живота своего. Другими словами, в личностном плане все достижения страны советские люди воспринимали с гордостью как свои собственные, а все опасности, которые угрожали их родному государству, они во что бы то ни стало старались ликвидировать всеми имеющимися у них в распоряжении средствами. Именно такие чувства людей к своей стране, к людям, проживающим в её пределах, собственно, и выражаются высоконравственным словом «патриотизм». 

А что же россияне? Это люди, для которых буквально всё, что так или иначе сопрягается с ними, расценивается в денежных величинах, что является исторической традиционностью жителей капиталистического мира. То есть россияне под полномасштабным воздействием на них капиталистического уклада жизни автоматически стали носителями западных (рыночных) ценностей жизни, и теперь деньги играют для них определяющую роль  фактически во всех аспектах их жизнедеятельности. На продажу выставлены все атрибуты жизненного проявления человека, включая его чувства и ощущения.

Для советских людей чувство патриотизма было священно и никоим образом не измерялось денежным кушем, в результате чего советские патриоты характеризовались, прежде всего, как  альтруисты, способные на любые подвиги ради безмерной любви к своей Родине. Ну а для россиян понятие «патриотизма» соотносится с договорённым при соответствующей сделке количеством дензнаков, без чего при капитализме нельзя существовать ни при каких условиях. Доживающие свой век остатки советских людей из тех, кто вопреки всему сохранил идеалы своего детства и юности, стоически пронеся их через всю свою тернистую жизнь, когда слышат из уст современных руководителей капиталистической России о необходимости патриотического воспитания молодого поколения, не могут взять себе в толк, что же имеют в виду эти руководители? Воспитать истинного патриота можно только в социалистическом государстве на основе объединённых народных устоев жизни, при которых воспитуемый переносит чувство любви к своей малой Родине в целом на всю страну, то есть фактически вся страна как нечто единое целое воспринимается им в тех же ощущениях, которые он испытывает по отношению к своей малой Родине – тому месту, где он родился и вырос. При капитализме же патриотизм всего лишь покупается в результате взаимовыгодной сделки, что уже много лет наглядно демонстрируют российские спортсмены, продавая свой патриотический долг за миллионные гонорары. Учитывая сказанное, под патриотическим воспитанием, очевидно, имеется в виду обретение молодыми людьми финансовой грамотности? Патриотизм и денежная выгода – это антиподы, что является неоспоримой аксиомой.


29.11.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии