Первая колонна

ПЕРВАЯ КОЛОННА


По истечению многих лет, или попросту того, что в молодости человек не обращает внимание на стечение обстоятельств и цифр, которые его сопровождают в определенные этапы его жизни. Об этом я уже писал в предыдущем моем повествовании своих воспоминаний об армейской службе которое называлось «Два дня моей войны» присутствовало число 14.

К написанию этой повести, которую сейчас хочу рассказать меня подтолкнуло другое число, которое как оказывается также сопровождало меня в то время.

Начну свой рассказ также по порядку, как и предыдущий:

Я жил и учился к Республике Казахстан в поселке Новогодний, а в обиходе это место называли все ГКС – 13 (Газокомпрессорная станция № 13), данная Газокомпрессорная станция под номером 13 являлась частью теперь уже легендарного магистрального газопровода «Бухара – Урал» (в 2024 году исполнилось 60 лет)

По призыву в Пограничные войска в ноябре 1987 года попал на учебную пограничную заставу (УПЗ) под таким же номером 13.

А буквально недавно я отметил еще одно место, где так же присутствует число 13. После завершения учебного пункта по распределению я попал в Мотоманевренную группу - 1 (ММГ-1), а вот там то попал служить на площадку по номером 1534.0, но посмотрите на эти четыре цифры??? Если мы просто сложим эти цифры 1+5+3+4+0=13 то в сумме мы видим опять число 13.

Может это просто совпадение, что число 13 встречается трижды в тот период моей жизни, а может это так же предначертано было моей судьбой.

Это обстоятельство и подтолкнуло меня продолжить повествовать все что пережил простой Советский парень в свои 18-20 лет проходя срочную службу в армии, что бы будущее поколение не забывало о истории своих отцов и дедов, которые защищали свое Отечество.

После первых впечатлений, которые оказали на меня после прибытия 14 марта в Афган, 17 марта приближался мой День Рождения и мне должно было исполниться 19 лет. На боевом расчете вечером 16 марта я заступил на дежурство дневальным по минометной батареи и с утра 17 марта занимался уборкой в блиндаже, в душе была какая-то обида, как так у меня сегодня День рождения, а я дневальный, да и еще надраиваю целый день полы, но сам себя успокаивал и говорил - сам виноват ты же никому об этом не обмолвился.

День пролете как одно мгновение, на очередном боевом расчете вечером наш командир батареи Анатолий Падалко перед всем личным составом батареи поздравил меня с Днем Рождения и в качестве подарка вручил мне памятку воину интернационалисту в Афганистане. Душа радовалась от случившегося меня не забыли, о моем Дне Рождения знают и помнят даже сам Комбат.

А еще через день, так же на боевом расчете было сказано, что я поеду в колонну в союз вторым водителем. И вновь душа наполнилась какой-то гордостью, я первый из всех прибывших 4 дня назад новобранцев в Афган, отправляюсь обратно в Союз, но уже в совсем другом качестве не как новобранец в Учебку, а как настоящий воин, исполняя свои обязанности солдата.

Гордость от происходящего была вперемешку с тревогой, но ожидание предстоящей поездки заглушало тревогу. Ночь почти не спал, все размышлял достанется ли мне сесть за баранку «Шишиги», так мы ласково называли автомобили ГАЗ – 66 которые у нас были в батареи, ведь я все же был назначен вторым водителем.

Первым водителем и так называемым наставником был назначен водитель нашей миномётной батареи Фазылжан Сисенбаев, которого мы называли просто Федя.

Вот и наступило утро, к моему удивлению, ни Федор, ни другие водители, которые должны были ехать в колонну в Союз не спешили к своим автомобилям готовиться к выезду. Оказалось, что сначала к нам на отметку 1534.0, а в обиходе все служившие в ММГ-1 отметку 1534.0 называли Пятнашка, поднимется колонна с Базы и привезет нам воды, почту, провиант и только после этого мы вместе с колонной спустимся на Базу для дальнейшей подготовки к поездке в Союз.

Колонна с базы на Пятнашку не буду преувеличивать это - боевая операция, то есть во главе колонны идут саперы под прикрытием БТР -70 и группы солдат, саперы кропотливо проверяют каждый сантиметр дороги, по которой потом будет двигаться основная колонна, которая находиться на некотором удалении позади и все время за колонной непрерывно ведут наблюдение с 7 площадки, 10 площадки и Пятнашки дневные посты готовые в любую минуту поддержать огнем своих товарищей. Хотя есть места дороги, которые находятся в слепой зоне для всех площадок, что обернулось трагедией для взвода саперов 13 мая 1988года, заметьте опять число 13, но об этой трагедии будет другая история.

И так время проводки колонны на Пятнашку занимает не мало времени, все спокойно и размеренно занимаются подготовкой к приему колонны, но не для меня, я же сегодня поеду в колонну в Союз и у меня периодически перехватывает дыхание от волнения и долгого ожидания.

Через 3 час появляется колонна с Базы у нас, ну вот и наступил тот момент, когда Федор сказал мне бери мыльно-рыльное и неси свой скарб в машину. Я пулей полетел на крыльях в блиндаж за вещмешком. Прошло еще примерно часа полтора прозвучала команда выдвигаться на Базу. Я сел на место пассажира и наверно с таким довольным лицом смотрел на тех, с кем 4 дня назад прибыли на Пятнашку, и прочел на их лицах неистовую зависть в мой адрес.

Вот и началась моя первая колонна в Союз, мы покинули площадку, Федор уверенно вел Шишигу, и я сразу успокоился видя, что для него этот путь привычный как обычная работа. Дорога пролегала вдоль кишлака Мармоль к малому серпантину, летом же, ездили по более короткому пути напрямую почти сразу к малому серпантину, об этом я узнал позже, когда стал сам ездить самостоятельно в колонну.

МАЛЫЙ СЕРПАНТИ

Малый серпантин включал в себя два поворота на 180 градусов и один поворот на 90 градусов с более пологими спусками, Федор ловко справился с ними и для меня он вышел победителем в тот момент. Впереди нас ожидал большой серпантин, он был гораздо серьезной преградой, нас по нему везли на Пятнашку после распределения на Базе по прибытию для дальнейшего прохождения службы по завершению Учебки, но нас везли на БМП-1 и машина пехоты справлялась со всеми поворотами лихо разворачиваясь на 180 градусов на каждом повороте.

БОЛЬШОЙ СЕРПАНТИН

Большой серпантин включал в себя более сложную конфигурацию и при этом еще более крутой спуск и состоял - въезд под 90 градусов; 3 поворота на 180 градусов , но гораздо узких и крутых на спуск чем на малом серпантине, если не правильно задал траекторию поворота, то придется делать поворот в несколько этапов сдавать назад и обратно, а для этого нужен не малый опыт что бы не свалиться с серпантина вниз, в завершении выезд под 90 градусов на равнину.

Тут тоже могу отметить профессионализм Федора, он и с большим серпантином справился как бы между прочим, его вождение вселило в меня такую уверенность в нем, что я успокоился и все дельнейшие склоны, подъемы, спуски, повороты и проезд через Чертовы ворота до Северного входа, показались для меня пустяковым делом, этот путь мы проделаем завтра, а сегодня мы благополучно добрались до Базы. Мне даже показалось что я вернулся с Пятнашки на Базу, как к себе домой, ведь 14 марта на бортах прилетели сюда из Термеза и переночевав отправились по своим площадкам, а ощущение что я завсегдатай здесь.

Ночевали во взводе обеспечения - «Обозе» и в последующие разы мы всегда там были прикомандированы кога выдвигались в колонну. Так называемой дедовщины тут вообще не ощущалось, скорее всего проявлялось уважение к старослужащим.

На утро все по машинам и через некоторое время выдвинулись в дорогу, а оказывается саперы уже давно в пути проверяют нам дорогу, через час примерно мы достигли заставы, которая охраняла Северный Вход в ущелье Мармоль, где и дислоцировалась наша мотоманевренная группа ММГ-1, кстати, это был единственны вход и выход, где можно было въехать и выехать на автомобиле до Мармоля.

После Северного входа, дорога пролегала по руслу реки Мармолька, и выходила на равнину, к аэродрому города Мазари Шариф вдоль взлетной полосы мы выехали на асфальтированную дорогу, здесь у нас была очередная остановка, стали формировать сводную колонну с колонной ММГ-3. Тут хочу немного остановиться. В этот период в ММГ-1 как на верное и во многих других ММГ, были затруднения с сигаретами, а курить хотелось ужас как, и сигареты были на вес золота, а взять ни того и другого было негде.

И вот о удача, Федор на обочине находит почти полную пачку неких заморских сигарет, ну вот и отведем душу думаю сейчас, а Федор говорит нет, с начала я выкурю сигаретку, а через два часа ты тогда выкуришь сигарету если говорит с ним ничего не произойдет, и опять только уважение к такому человеку.

Он перекурил прозвучала команда по машинам, и Федор скомандовал мне садиться за баранку Шишиги, вот такого поворота я не ожидал, душа запела от сбывшегося ожидания ехать за рулем. Я ехал за рулем до самого моста Хайратон душа пела внутри, на Хайратоне я впервые в своей жизни управляя автомобилем, пересек Государственную границу СССР с Афганистаном и выехал в Союз не забываемое ощущение, позже в этом месте по мосту пересекал границу множество раз в течении всей службы, но такое же ощущение повторно я испытал 14 февраля 1989года на выводе понимая, что последний раз еду через него.

По Союзу за руль сел Федор, дорога нас привела на мое удивление опять на Учебный пункт, с которого неделю назад уехал. На нем было пустынно и без жизненно, но мы знали, что скоро будет новый призыв в армию и опять жизнь хлынет в пустые казармы.

Кстати скажу, сигареты мы с Федором выкурили все и ничего с нами не произошло, просто их некто потерял, а нам улыбнулась удача и мы их нашли.

Неделю мы стояли на Учебном, каждое утро определенные машины, выезжали на погрузку и к вечеру возвращались груженые, на утро следующие ехали под загрузку и так целую неделю. Вечером у нас молодых, а было нас всего двое я и Виктор Богданов, была одна задача приготовить ужин на всех, мы с этой задачей справлялись на протяжении всего времени нахождения колонны в Союзе.

В конце недели все наши грузовики были загружены, кто провиантом, кто боеприпасами, кто углем, кто дровами и т.д.

На боевом расчете вечером было сказано, что с утра колонна пойдет обратно в Афганистан к местам своих дислокаций, мы в Мармоль, машины ММГ 3 в Мазари – Шариф, и опять на душе появилась какая-то тревог, после прошедшей на тот момент казавшейся беззаботной недели, которая пролетела как один миг.

Утром позавтракав тем, что приготовили с вечера, попили чайку и по команде старшего колонны, колонна стала медленно выдвигаться с учебного пункта на Хайратон. За руль сел Федор, так как дорога вела через город Термез и без остановки колонна прибыла к мосту. Процедура пересечения длилась несколько часов, для проверки запускали несколько машин в так называемы отстойник перед мостом и проверяли их, а после пропускали через мост на другую сторону реки Амударьи.

Через некоторое время, и мы заехали в отстойник, проверка оказалась больше формальной чем я представлял, переехав через мост мы вновь оказались на Афганской земле.

За речкой нас уже на всех парах ожидали БТРы и десант для прикрытия на протяжении всего пути. Я вновь сел за баранку Шишиги и через примерно час двинулись в дорогу.

Двигаясь обратно мне уже казалось, что этот путь мне до боли известен, и я завсегдатай на этой дороге. На обратном пути я доехал до Северного входа, где после небольшого перерыва Федор сел за руль, и мы благополучно приехали на базу нашей ММГ-1.

Утром следующего дня после прибытия на базу наши машины разгрузили, и вновь загрузили нашу Шишигу всем необходимым для Пятнашки. А еще через день была организована колонна на Пятнашку в которой мы благополучно поднялись к себе на площадку, где я заметил краем глаза как на меня с завистью смотрят мои одногодки по призыву что мне досталось уже проделать путь в Союз.

Вечером были расспросы, и я с удовольствием рассказывал, что да как, где и куда.

В дальнейшем в моей службе было множество таких колон в Союз, правда больше я не ездил вторым водителем, а уже самостоятельно водил свою Шишигу.

Был случай, когда спуске отказали тормоза, и я несся вниз по спуску как угорелый и только внизу юзом останавливал свою доблестную Шишигу и продолжил спускаться без тормозов на первой пониженной передаче по серпантинам на базу за водой, которая была на вес золота летом. Осознание пришло позже когда набрав бочки водой должен был вернутся по тем же серпантинам обратно на площадку 1534.0 (13 число), как это сделать без тормозов, но и здесь нашли выход поставив меня между двумя водовозками-Шишигами если что, они должны были подпереть или с заду или спереди что бы я не свалился с серпантина.

Но самая запоминающаяся все же осталась первая колонна.


Рецензии