Дофаминовый хронос

В Кол.4:5 Павел пишет: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». В переводе РБО вторая половина стиха звучит так: «Используйте любую возможность». Слово «возможность» здесь стоит не зря. Дело в том, что у греков было два слова, которые на русский переводятся «время» – «хронос» и «кайрос». Хронос – это линейное, количественно измеряемое в минутах и часах время, кайрос – это удобный случай или, как пишет Роджерс в «Новом лингвистическом и экзегетическом ключе к греческому тексту Нового Завета», «временной промежуток, полный возможностей», другими словами, это о наполнении времени.

Т.е. Павел говорит здесь и в Еф.5:16 не просто об экономии времени, а о том, чтобы нам ловить, не упускать возможности для качественного и осознанного его проведения. Одно дело – когда ты сэкономил час, другое дело – когда ты мудро наполнил его ценным содержанием. А еще может быть так, что ты сейчас занят делом и время, вроде бы, не теряешь, но рядом в этот момент уплывает возможность для лучшего его проведения. С хроносом у тебя все в порядке, а кайрос уходит из-под носа.

Если жить только в хроносе, механически используя линейно текущее время, и не ловить кайросы, особенные возможности для качественного наполнения времени – это суета, это скучно, наконец. К кайросу я еще вернусь, скажу сейчас о глаголе, который использует Павел, он не менее интересен. Этот же глагол «эксагоразо» Павел применяет еще в Еф.5:16 – и снова применительно к времени. Я обратил на него внимание, потому что иногда читаю Библию на немецком языке, а там написано: «Kauft die Zeit aus», т.е. «выкупайте время».

У греческого слова здесь есть приставка «эк» (из, от) и корень «агоразо» (покупать, выкупать) от «агора» (рынок). Его использовали, когда говорили о выкупе из плена либо о ценной покупке. Т.е. оба текста из посланий Колоссянам и Ефесянам говорят о времени как о ценном товаре. И это хорошо понятно нам в наши дни, когда за внимание и время в интернете и на рынке идет борьба. Они действительно стоят денег. Наши клики и просмотры страниц приносят кому-то доход. На нас зарабатывают. И нам надо усилие, чтобы использовать свое время осознанно, нам действительно нужно покупать, выкупать, возвращать себе свое же собственное время, отдавая за это что-то, применяя для этого определенные, иногда непростые усилия.

Время – драгоценный, невосполнимый ресурс. Почти все другое можно вернуть после потери, например, заплатив за это деньги. Но со временем не так. В детстве я много раз думал о смерти и пытался представить последние пятнадцать минут своей жизни. Наверняка ведь мне тогда захочется прожить еще пятнадцать минут. И вот, думал я тогда в детстве, маясь от безделья, у меня сейчас есть эти пятнадцать минут и даже намного больше – чем мне заниматься сейчас? Хронос есть, а кайроса нет. Но придет время, когда времени (хроноса) не будет. Такая вот личная эсхатология.

Я смотрел в детстве фильм, в котором меня впечатлила одна из последних сцена. Там показан японский самурай, который знает, что ему осталось до смерти пять вдохов. Сюжетом предполагалось, как я смутно помню, что он так хорошо владеет своим телом, что, во-первых, понимает, сколько ему осталось жить, а во-вторых, может растянуть эти пять вдохов надолго. И вот он сидит в последние минуты своей жизни. Рядом с ним женщина, которую он любил и которая любила его, но они никогда не говорили об этом, потому что он был занят служением своему господину (если правильно помню). Она молчит – близкому человеку осталось пять вдохов. И он тратит часть этих оставшихся драгоценных вдохов на то, чтобы сказать ей о своей любви и поцеловать ее. Хронос превращается в кайрос.

Павел советует выкупать время, правильно обращаясь с внешними. Сегодня это можно применить к светскому контенту, который мы потребляем на ютубе и в соцсетях, к чтению светских книг и т.д. Я вовсе не предлагаю от них отказываться, я сам немало информации черпаю оттуда, но стоит применять к этим «внешним» источникам «тест последней недели»: стал бы я это читать, слушать или смотреть в последние семь дней своей жизни?

Мир предлагает нам дешевый дофаминовый хронос в виде, например, безустанного скроллинга, но крадет драгоценный и уникальный кайрос – ценные с точки зрения вечности моменты и возможности. Исав желал вернуть свой кайрос, но хронос ушел, то же и с неразумными девами, которые в момент прихода жениха оказались без масла. Кстати, если следующий стих в послании Колоссянам связан с рассматриваемым, а я думаю, что связан, то там Павел говорит, в чем именно будет заключаться благоразумное обращение с внешними – в том, чтобы мы говорили им слова благодати, т.е. Евангелие, приправляя свою речь солью.

Когда я сделал запись в дневнике чтения Библии по тексту Кол.4:6 и вышел из своего кабинета, так интересно совпало, что в это же время из соседней детской комнаты вышли одна за другой три мои дочери – они словно специально выстроились по росту и возрасту. И тут же рядом оказался мой младший сын. А перед этим, пока я читал Библию, а потом размышлял о тексте и писал дневниковую запись по нему, кто-то из них несколько раз забегал в мою комнату, и я внутренно сердился – мол они меня отвлекают.

И тут я выхожу после этих размышлений – и они идут таким красивым рядком, а ведь это кайрос! И я громко выкрикнул наш домашний мем, сочиненную мной фразу, которую я повторяю несколько раз в день, встречая жену или кого-то из девочек: «Это что за красопетка небывалой красоты?!» (иногда сочиняю вариации). И обнял их сразу всех четверых. Они не сопротивлялись и широко улыбались. Утреннее чтение Библии сразу принесло плоды – один кайрос я не пропустил.

30.07.2025


Рецензии