Типография Ивана Грозного

   Во время экскурсии по Золотому кольцу России, мы побывали в городе Александрове. Когда – то именно здесь была Александровская слобода, куда приехал Иван Четвёртый после смерти своей первой жены - Анастасии.

   В середине 16 века из Москвы сюда был перенесён государев печатный двор. Александровская слобода стала важным книжным центром страны того времени. И сегодня здесь можно увидеть уникальные экспонаты.

   В этом музее мы узнали, что продолжателем дела первопечатника Ивана Федорова стал Андроник Тимофеевич Невежа.  Он почти 30 лет руководил печатным двором, создавал книги от начала до конца: резал заставки, шрифты, выверял книги. Под его руководством вышли в свет  такие издания, как «Псалтирь», «Часовник», «Апостол» и «Евангелие».

   Именно там мы  увидели  уникальное издание 1577 года «Псалтирь Слободская». Это один из 25 сохранившихся в мире подлинных экземпляров.

   В том же музее воссоздан интерьер царской средневековой печати. Мы не только оказались в печатном дворе Ивана Грозного, но и посмотрели основные этапы создания книги.

   Оказывается, для набора текста использовали свинцовые литеры, которые отливали по специальным формам.

    Буквы выкладывали в зеркальном порядке, не имея углублений для определения верха и низа.
 
    Текст набирали в «верстанку» - удлинённый деревянный ящик с рукояткой, затем переставляли строки в деревянную раму – «наборный ящик».

    Использовали только два цвета: чёрный и красный: первый наносили на литеры, второй для выделения заглавных букв и орнамента.

    В чёрную краску добавляли сажу, в красную - жидкий металл- ртуть. Краска набивалась специальными кожаными подушечками. Для лучшего восприятия краски бумага увлажнялась.

    Печатали обычно два силача, потому, что станок был тяжёлым. Рабочие вращали  рычаг, тот приводил в движение винт.

    «Наборный ящик»( деревянная подушка) помещался в дополнительный ящик  - «ковчег», который выдвигался из-под нажимной доски и закрывался сверху натянутой кожей и рамой, на которую были набиты иголки для крепления листа бумаги.

   Мы наблюдали, как «ковчег» задвигался под нажимную доску винта. Винт вращался и прижимал нажимную доску к раме. Происходил оттиск краски с литер на лист бумаги.

   Чтобы достать отпечатанный лист, винт вращали в обратном направлении, освобождённый «ковчег»  выдвигали, поднимали нажимную доску и снимали лист с иголок. После этого его вывешивали на просушку.

   Двухкрасочная печать проходила в два прогона. Сначала на все литеры наносилась чёрная краска. Затем те места, где должен быть красный цвет, осторожно стирались и красились кисточкой красным.

   При такой технологии цвета часто смешивались, оттиски получались загрязнёнными. Мы в этом убедились, выполняя эти действия сами.
 
   Правда, в настоящее время для печатания  нам дали  чёрную и красную гуашь.

   Мы обратили внимание, что литеры лежат в кассе по порядку, т.е. по алфавиту. Но, к сожалению, не имеют углублений для определения  на ощупь верха и низа. Именно поэтому процесс набора, учитывая то, что буквы выкладывались в зеркальном порядке, шёл очень медленно.

   Из-за этого книги были очень дорогими, и их имели только богатые люди и монахи.

  Во время этого мастер-класса мы узнали много интересного!
 
   


Рецензии
Очень интересно! С уважением,

Галина Михалева   18.08.2025 01:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Галина, за комментарий. Нам тоже было очень интересно побывать на этой экскурсии.
-С уважением и душевным теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   18.08.2025 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.