Типография Ивана Грозного
В середине 16 века из Москвы сюда был перенесён государев печатный двор. Александровская слобода стала важным книжным центром страны того времени. И сегодня здесь можно увидеть уникальные экспонаты.
В этом музее мы узнали, что продолжателем дела первопечатника Ивана Федорова стал Андроник Тимофеевич Невежа. Он почти 30 лет руководил печатным двором, создавал книги от начала до конца: резал заставки, шрифты, выверял книги. Под его руководством вышли в свет такие издания, как «Псалтирь», «Часовник», «Апостол» и «Евангелие».
Именно там мы увидели уникальное издание 1577 года «Псалтирь Слободская». Это один из 25 сохранившихся в мире подлинных экземпляров.
В том же музее воссоздан интерьер царской средневековой печати. Мы не только оказались в печатном дворе Ивана Грозного, но и посмотрели основные этапы создания книги.
Оказывается, для набора текста использовали свинцовые литеры, которые отливали по специальным формам.
Буквы выкладывали в зеркальном порядке, не имея углублений для определения верха и низа.
Текст набирали в «верстанку» - удлинённый деревянный ящик с рукояткой, затем переставляли строки в деревянную раму – «наборный ящик».
Использовали только два цвета: чёрный и красный: первый наносили на литеры, второй для выделения заглавных букв и орнамента.
В чёрную краску добавляли сажу, в красную - жидкий металл- ртуть. Краска набивалась специальными кожаными подушечками. Для лучшего восприятия краски бумага увлажнялась.
Печатали обычно два силача, потому, что станок был тяжёлым. Рабочие вращали рычаг, тот приводил в движение винт.
«Наборный ящик»( деревянная подушка) помещался в дополнительный ящик - «ковчег», который выдвигался из-под нажимной доски и закрывался сверху натянутой кожей и рамой, на которую были набиты иголки для крепления листа бумаги.
Мы наблюдали, как «ковчег» задвигался под нажимную доску винта. Винт вращался и прижимал нажимную доску к раме. Происходил оттиск краски с литер на лист бумаги.
Чтобы достать отпечатанный лист, винт вращали в обратном направлении, освобождённый «ковчег» выдвигали, поднимали нажимную доску и снимали лист с иголок. После этого его вывешивали на просушку.
Двухкрасочная печать проходила в два прогона. Сначала на все литеры наносилась чёрная краска. Затем те места, где должен быть красный цвет, осторожно стирались и красились кисточкой красным.
При такой технологии цвета часто смешивались, оттиски получались загрязнёнными. Мы в этом убедились, выполняя эти действия сами.
Правда, в настоящее время для печатания нам дали чёрную и красную гуашь.
Мы обратили внимание, что литеры лежат в кассе по порядку, т.е. по алфавиту. Но, к сожалению, не имеют углублений для определения на ощупь верха и низа. Именно поэтому процесс набора, учитывая то, что буквы выкладывались в зеркальном порядке, шёл очень медленно.
Из-за этого книги были очень дорогими, и их имели только богатые люди и монахи.
Во время этого мастер-класса мы узнали много интересного!
Свидетельство о публикации №225073001227
С искренним уважением и теплом души,
Лида.
Лида Рай 03.08.2025 23:50 Заявить о нарушении
С уважением, сердечным теплом и признательностью, Ольга Алексеевна.
Ольга Щербакова 3 04.08.2025 00:56 Заявить о нарушении