Что изображать
Все привыкли думать о том, «как» изображать, и каждый не только по-своему отвечает на этот вопрос, но всё норовит толкаться без очереди в сетях и без, а, главное, повсюду, куда дотянется и, без излишней скромности, демонстрировать своё великое, неповторимое и в высшей степени гениальное, а главное, ни на что что не похожее, чтоб не перепутали. Ну, такие времена.
Но есть и еще один вопрос. Если оставить в покое мистику, перестать бравировать санскритом, забыть о вопросах «для кого и чего», спустившись с высокогорья, поскольку там одиноко, холодно, да и кислорода не хватает, в долину, где уютно, сладко, лениво, хотя и попахивает, то останется один важный вопрос – «что изображать», вопрос, на который нет, и не может быть такого ясного, однозначного, ну как квадрат гипотенузы, Бойль – Мариотт, или всемирное тяготение, ответа. И всё же.
Возьмем, к примеру, портрет, вроде он самодостаточен, ан нет, думай, голубчик, думай, зачем и стоит ли эту модель изображать? Ну, если заказали и деньгами запахло, дело другое, но показывать такое ни-ни, вряд ли путное выйдет. Даже на Рафаэле в Питти убеждался, по что они этакое на стену повесили? А если, вдруг, ты до Рафаэля не дотягиваешь?
С пейзажем и натюрмортом вообще беда. Повторяю, я про безупречность композиции, изысканность колорита, мастерство, не говорю. Только о том, что стоит изображать. Сел этакий малый на пляже под зонтом, увидел море, загорающих на лежаках, пальму слева, и понеслось. Понаставил на подоконник чего ни попадя, или просто взял чашку, положил ложку, сбацал. Или полсарая с кустом. И художник то не плохой, но как акын, что вижу, то пою. С городом, оно, вроде, попроще. Главное, чтобы город был рукодельный, он сам подскажет. А уж про обнаженку и говорить не стоит. Тут мало, ну совсем мало, кто в модели подойдет, разве что со спины, если фигура хороша.
Увы, нет никаких правил, законов, методических пособий на этот счет. Всё изнутри идет, из глубин сознания и подсознания. От чего зависит? От влияния всех четырех секторов по Кену Уилберу, - от уровня и особенностей личности художника, от воспитания, обучения, конечно, от того, на сколько вершков от горшка подрос, расширил и углУбил сознание, и, конечно же, от влияния среды, конечно. Ну любили, к примеру, некогда, эту социальную, передвижную муть, чтоб тебе и мужичков страдающих от трудов праведных, баб с люлькой, веретеном под венцом со старцем, детишек с тачкой на Рождественском бульваре. А теперь – брр, мухи дохнут. А при МОСХе, - ну, чтоб смачно, с пониманием, да еще, если плюнуть, чтоб не видно, куда попал. И не дай бог, сапоги зрителю лизать. А сейчас? Ну все соревнуются, и так, и сяк, кто больше и глубже вылижет, и красоты нализывают столько, чтоб бывшего мосховца, еще не забывшего, с какой стороны кисть в руку брать, вырвало, не доходя до санузла.
Говорят, о вкусах не спорят, Конечно, не спорят, вкусы воспитывают, долго и кропотливо. Да вот беда, теперь, уж, боюсь, некому. Так что делать? Думать, наверное, не стоит, поскольку не мозгами решается. Может, лоб почесать, или затылок. Глядишь, поможет. Или Баха послушать, мне он всегда помогает.
30.07.25
Свидетельство о публикации №225073001397