Математическая формула Любви... часть 2
А утро началось с катастрофы...
Профессор Эрнст Борисович Лаборовский, человек, чьи ботинки всегда были начищены до зеркального блеска («Потому что, — говорил он, — если ноги не уважают, тогда и голова не слушается»), обнаружил, что один из них куда то не вовремя исчез.
— Где же ты?! — шептал он, стоя на одной ноге, как фламинго, в поисках потерянной туфли.
Он обыскал шкаф, под кроватью нашёл старую тетрадь с лекциями 1993 года, под диваном — обломок карандаша и чек из «Магнита» от 2007 года, но ботинка нигде не было.
— Это знак!, — сказал он сам себе. — Знак, что сегодня всё пойдёт не так. Или… наоборот?
Он надел один оставшийся сиротой ботинок и отправился в сквер в одной туфле и одной тапочке, завёрнутой в целлофановый пакет, чтобы не промокнуть. В руках он держал три гвоздики — не самые свежие, но единственные, что остались в цветочном киоске после утреннего штурма на него шальных влюблённых.
— Это вовсе даже не романтика, — бормотал он себе под нос. — Это какой то военно - полевой эксперимент, однако!
Сквер был окутан утренним туманом, как будто сама природа пыталась скрыть правду.
На скамейке сидела Алиса.
В том же красном пальто.
Уже без шарфика...
Профессор даже замер. Сердце тут же предательски дало сбой.
Сигнал «;Х» вспыхнул молнией в мозгу, или как неоновая вывеска в кромешной ночи.
—;-уровень: 9.4.
Симптомы:
Потеря ориентации, желание прочитать любовное стихотворение, спотыкание о собственную тапочку...
— Доброе утро, — сказала она, не поворачивая головы. — Вы опоздали на целых семь минут, профессор!
— Я… потерял один ботинок, — признался он.
— Это не оправдание, — улыбнулась она. — А какое то начало очень хорошей истории!
Он сел рядом. Положил гвоздики на скамейку.
Гвоздики уставились на него с упрёком.
— Вы не спросили, зачем я Вам звонила, — сказала Алиса.
— Я думал… Вы хотите узнать, что я написал!
— А Вы написали что то? Где и кому?
— Да. В блокноте. Целых три абзаца. О Вас.
— И что там?
— Что Вы… ходите так, будто музыка играет только лично для Вас. Что вы снимаете перчатку медленно, как будто раздеваете время. Что… когда Вы смеётесь, у меня сбивается пульс, как от ядерного взрыва!
Она с иронией посмотрела на него.
— Это не наука, профессор! Это просто Ваши домыслы и чувства!
— Это математические данные, — быстро парировал он. — Субъективные, но достоверные!
— А Вы сами в это верите хоть?
— Я верю в то, что не могу объяснить, — сказал он. — Иначе зачем я тогда стал бы учёным?
Она улыбнулась. И в этот момент профессор понял для себя, что любовь — это не вспышка, а целый сложнейший процесс. Как ферментация вина. Как рост плесени на хлебе. Медленный. Невидимый. Но уже необратимый!
— Нууу, профессор! Я тоже провожу одно исследование, — сказала важно Алиса. — Психология влечения.
На тему: — «Почему мужчины теряют голову, даже когда женщина просто… не обращает на них никакого внимания?»
Профессор сразу же нахмурился:
— Это же моя тема!
— Нет, — сказала она. — Это тема всего человечества. Просто Вы первый, кто дал ей какую то математическую формулу!
Он немного призадумался.
— Тогда что? … Сотрудничество?
— Только если Вы согласитесь быть подопытным!
— Я? Но я же исследователь, профессор! Какой подопытный?
— А сегодня Вы обычный объект. Условие такое моё:
Вы смотрите мне в глаза ровно 60 секунд. И ни слова!
Ни движения.
Только лишь пристальный взгляд!
— Это… абсурд! Чепуха!
— А любовь — разве нет? Не абсурд?
Он, подумав, покачал единственным тапком на ноге и нехотя согласился...
Они сели напротив друг друга. Колени их почти интимно касались друг друга.
Гвоздики даже чуть привяли от такого напряжения...
— Начали! — сказала она.
Профессор посмотрел в её глаза. Карие. С золотистыми точками, как будто кто-то бросил в кофе каплю мёда.
Первые 10 секунд
— прошли нормально...
15 — он вспомнил, что забыл выключить чайник...
20 — заметил, как дрожат её ресницы...
25 — почувствовал, что он сам дышит уже неправильно...
30 — в голове всплыла строчка из Бродского: — «Я люблю тебя, как в пустыне любят воду»...
35 — захотелось прикоснуться к её пальчику...
40 — вспомнил, что в 1985 году он как то глупо провалил экзамен по биологии...
45 — понял, что он уже влюблён...
50 — он потерял счёт времени...
55 — увидел, как в её глазах отражается он сам — седой, в одной туфле, с пакетом на тапочке...
60 — она моргнула...
— Ну? — спросила, глубоко выдохнув, она.
— Я… — он судорожно сглотнул. — Я не чувствовал никакого времени! Вообще ничего!
— А что тогда Вы чувствовали?
— Что я… исчез. Остался только взгляд. И Вы!
— Воот! Это и есть Ваш ,,;Х", — сказала она: — Когда ты перестаёшь быть собой — то становишься частью её!
Он посмотрел на свой блокнот. Открыл его. Написал:
— Эксперимент №1 завершён. Результат:
Взгляд вызывает потерю эго, учащение сердцебиения, философские озарения и лёгкое головокружение.
Вывод:
Любовь начинается не с прикосновения. Она начинается с того, что ты перестаёшь видеть мир — и начинаешь видеть только её, одну, единственную и неповторимую!
На следующий день в сквере появился некий Артур.
Молодой, подтянутый, в очках от фирмы, с ноутбуком в руке и улыбкой, рассчитанной на 87% успеха у любой из женщин любого возраста...
— Алиса! — сказал он, подходя и виляя обтянутым задом. — Я ждал тебя у института, но ты куда то исчезла!
— Я здесь провожу важное исследование, — сказала она, даже не глядя на него...
— Опять? — Артур подозрительно посмотрел на профессора. — А это кто?
— Профессор Лаборовский. Мы вместе сотрудничаем.
— Сотрудничаем? — Артур ехидно усмехнулся. — Вы что, подробно изучаете, как стареют мужчины?
Профессор медленно поднялся. Снял очки. Протёр их платком.
— Молодой человек, — сказал он. — Я изучаю, почему некоторые мужчины, несмотря на модную стрижку и уверенность в голосе, всё равно теряют голову от женщины, которая просто… в это время снимает свой шарфик!
— Хаа! Это не наука, — сказал Артур. — Это поэзия. А поэзия — это практически ложь, прикрытая какой то рифмой!
— А Вы, — парировал профессор, — показываете всем, что будто всё понимаете, хотя на самом деле боитесь, что когда женщина посмотрит на Вас и там увидит пустоту!
Артур замолчал. Даже его уверенная улыбка чуток дрогнула.
— Вы не правы, — сказал он обиженно. — Я просто не верю в мистику. Всё просто объяснимо! Влечение — это гормоны. Дофамин. Тестостерон. Нейросети...
— А что с теми мужчинами, — перебил его профессор, — которые влюбляются в женщину, которую видели всего раз — в автобусе, в музее, во сне? Где там Ваш дофамин? Он что, прыгает по венам и кричит: «Люби её, люби!!!»?
Артур не нашёлся, что ответить...
Алиса, глядя на них, улыбалась.
— У вас разные теории, — сказала она. — Может, давайте тогда проведём еще один эксперимент?
— Какой? — спросили они одновременно.
— Я сейчас уйду. А вы останетесь оба здесь. И попробуете потом объяснить себе , почему вы оба смотрите на меня не как на женщину… а как уже на какой то ответ?
Она ушла.
Они остались. Двое мужчин. С двумя теориями. На одной скамейке...
Тишина длилась ровно минуту.
Потом профессор достал свой секундомер на цепочке.
— Вы что делаете? — спросил его Артур.
— Наблюдаю.
— За кем?
— За Вами.
— Зачем?
— Чтобы узнать, сколько раз Вы посмотрите в сторону, куда она ушла. Первый взгляд — через 17 секунд. Второй — через 44. Третий уже — когда Вы думаете, что никто этого не видит.
Артур посмотрел на него.
— Вы… правы, однако!
— Я не прав, — поправил его профессор. — Я просто правильнее Вас. Потому что я уже сдался. А Вы всё ещё боретесь с этой реальностью!
Уже дома, в своей квартире, профессор записал:
—Гипотеза:
,,;Х" — это не женщина. Это не её глаза, не голос, не шарфик.
,,;Х" — это пробел между вопросом и ответом...
Это тишина между «я тебя вижу» и «я тебя люблю»...
Это момент, когда логика обрывается — и начинается поэзия души!
— Артур верит в науку, которая всё объясняет. А я верю в науку, которая признаёт, что кое-что объяснить всё же нельзя. И в этом — наша с ним разница!
— Но мы оба смотрим в одну сторону.
Туда, куда она ушла.
И чего то еще ждём...
Он взглянул в окно. На улице опять пошёл дождь. На подоконнике стоял сиротливо один ботинок. Второй так и не нашёлся пока...
— Интересно, — пробормотал он, — а если бы я нашёл его… стал бы я другим человеком?
Пауза.
— Нет, — ответил он сам себе. — Я бы просто ходил ровнее. А так — я иду к ней. Кособоко. В одном ботинке и в одной тапочке. Но всё равно же иду!
***
Профессор Эрнст Борисович Лаборовский больше не вёл свой блокнот...
Он оставил его на той скамейке. С открытым листом, на котором было написано только одно:
— Я больше ничего не исследую. Я просто банально влюблён! А влюблённый не может быть учёным. Он может быть только свидетелем чьей то любви или её участником!
Он больше не носил с собой бинокль.
Ботинок вообще так пока и не нашёлся.
Тапочка сгорела — он бросил её в камин, как какой то ритуальный жест: — «Прощай, рациональность. Привет, абсурд!»
Через три дня после встречи с Алисой и Артуром в городе начались какие то странные происшествия...
На остановке троллейбуса №24 женщина в платке вдруг обняла встреченного незнакомца и сказала:
— Я тебя так давно ждала!
Он коротко ответил:
— Я тоже.
Они уехали вместе. Без всяких слов...
В библиотеке студент бросил дипломную работу по термодинамике и начал писать поэму под названием «Ты — мой дефект в алгоритме»...
На мосту у реки старый мужчина стоял с букетом тюльпанов и горько плакал.
— Почему ты плачешь? — спросил его сердобольный прохожий.
— Я не знаю её имени, — сказал он. — Но я помню, как она смеялась надо мной в 1980 году. А я не ответил и ушёл...
Профессор, читая все эти новости в местной газетёнке, сразу понял:
— ,,;Х" вышло из-под контроля, это всё же оказалась заразная штука!
Он сел за стол, достал старый планшет и начал писать письмо — не в журнал, не в академию, а в никуда:
— «Уважаемый Х…
—Если ты читаешь это — значит, ты тоже всё почувствовал.
Это не гормоны. Не иллюзия. Это — память. Память о любви, которой ты уже жил. Или ещё не жил. Или живёшь сейчас, не зная, что она просто повторение!
— Мы думаем, что влюбляемся в женщину. Но, возможно, мы влюбляемся в ощущение, что наконец-то вернулись домой. Даже если дом — это обычный взгляд.
Даже если дом — это шарфик, который кто-то снимает медленно, как будто раздевает время.
— Я больше не верю в формулы. Я верю в то, что сердце всегда узнаёт то, что видело когда то раньше. В другой жизни. В другом теле. В другом сне...
— И если это так… тогда любовь — не выбор. Это признание!...
—Ты не влюбляешься. Ты просто это вспоминаешь!...
Он не отправил это письмо. Просто закрыл ноутбук...
Алиса пригласила его на ужин.
— Не как эксперимент, — пояснила она. — А как… завершение его!
Они сидели в маленьком кафе на окраине города. Окна запотели. На столе — свеча, два бокала, бутылка вина, которую еще не открыли.
— Ты больше ничего не записываешь? — спросила она.
— Нет, — сказал он. — Я боюсь, что если запишу — это перестанет быть правдой!
— А если не скажешь и не напишешь, никто не будет этого знать!
Он посмотрел на неё.
— Я не знаю, ты ли это, — сказал он. — Алиса, не Алиса...
Или ты просто женщина, которая ходит в красном пальто и шарфике...
— А ты? — спросила она. — Ты — профессор? Мечтатель? Сумасшедший? Или просто мужчина, который наконец что то что то вспомнил?
Тишина.
За окном прошёл сильный дождь. Смывая все следы на асфальте.
— Я не хочу знать, — сказал он. — Потому что если это память, то я уже любил тебя когда то раньше, давно...
Если это — судьба, то я полюблю тебя снова, если это ещё не поздно...
А если это просто случай… тогда это уже чудо из всех чудес!
Она улыбнулась. Только губами. Глаза остались серьёзными.
— А если я сейчас просто уйду? — спросила она.
— Тогда я останусь здесь. С этой свечой. С этим вином. С этим же вопросом для себя...
— А если я скажу: «Я люблю тебя»?
— Тогда я спрошу: —Любишь? В какой жизни? Прошлой, настоящей или ещё только в будущей?
Она не ответила.
Она встала.
Положила на стол шарфик — тот самый, серый, длинный.
И молча ушла.
Он не пошёл за ней.
Он просто сидел.
Смотрел на свечу.
На бокалы.
На шарфик...
И на дверь, которая закрылась за ней...
На следующий день Артур пришёл один.
Без ноутбука. Без всякой улыбки.
— Я проиграл, — сказал он.
— В эксперименте? — спросил профессор.
— Во всём. Я думал, что если я всё объясню — я буду в безопасности. Что, если я скажу: — Это дофамин, это нейроны, это гены — тогда я не влюблюсь. Потому что влюблённость — это просто какая то слабость! Я так считал!
— А теперь?
— А теперь я понял… я уже давно влюблён. С шестнадцати лет. В девочку, что сидела напротив меня в автобусе. Она сняла тогда шарфик. И я… сразу забыл, как надо дышать!
Я так и не узнал её имени.
Но сегодня утром я проснулся и понял: — я не боюсь любви. Я боюсь, что она не ответит на неё согласием!
— А ты ее спросил?
— Нет. Потому что боюсь, что она скажет:
— Ты просто опоздал!
Профессор посмотрел на него.
— А что, если любовь не имеет срока годности? — спросил он. — Что если она долго ждёт?
Как мой потерянный дурацкий ботинок где-нибудь под кроватью.
Как письмо в старом чемодане.
Как забытый шарфик на скамейке!
Артур согласно кивнул.
Встал.
Ушёл — не попрощавшись.
Но профессор уже знал: он пошёл её искать!
Через два дня профессор опять пришёл в сквер.
На скамейке лежала записка:
— Я ее нашёл! В 2020 году. Она ждала тогда на остановке. Сказала: “Ты опоздал на сорок лет.” Я ответил: “Зато сейчас нашёл тебя вовремя.” Мы с ней уехали на троллейбусе. Номер 24. В никуда!
—Спасибо за Ваш эксперимент.
P.S. Твой ботинок — под кроватью дома, поищите получше!
Профессор сел.
Положил шарфик себе на колени.
Смотрел тупо на пустую скамейку.
Профессор не возвратился домой.
Он снял комнату у какой то старушки.
Он больше не писал.
Не измерял ничего.
Не анализировал.
Через неделю вернулся домой...
Однажды вечером он сидел у окна.
Шёл нудный дождь.
По радио опять играли «Лунную сонату».
Раздался звонок.
Он почему то не пошёл открывать.
Через минуту под дверью появилось письмо.
Без конверта.
На листке — только две строчки:
—Ты больше никого не ищешь? Значит, ты уже нашёл?
Он не ответил. Отвечать было некому...
Он просто поставил на стол два бокала.
И одну свечу.
Профессор так и не узнал, была ли Алиса влюблена в него или Артура?
Или была просто обычной женщиной, которая ходит всегда в красном пальто по скверу...
И равнодушна ко всем мужчинам без разбора...
Он так и не понял сам, что такое его ,,;Х".
Хотя и сам вывел эту формулу...
Он только знал:
Оно есть.
Оно в каждом взгляде, который длится на секунду дольше, чем нужно!
В каждом слове, которое звучит, как воспоминание.
В каждом сердце, которое вдруг сбивается, будто слышит музыку, которую никто еще не включал.
Он больше не искал формулу любви.
Он просто жил в состоянии этого вопроса.
И это было уже счастье для него...
Эпилог: Запись в блокноте (найдена чуть попозже!)
Через год после исчезновения профессора (если он вообще исчезал) в сквере нашли чей то потрёпанный блокнот.
На последней странице написано стихотворение:
Чем привлекают женщины мужчин?
Фигурой иль умом — не знаем сами.
Но из всех неперечисленных причин…
Одна владеет нашими умами!
Это — память о том,
как ты впервые перестал быть собой…
И стал частью кого-то другого...
Конец?
Нет!
Просто пауза...
Как перед первым поцелуем.
Как перед словом «да!
Как перед тем, как шарфик начнёт падать…
И когда его никто не решается поднять.
Что тогда остаётся в остатке?
- Вопрос без ответа.
- Любовь без формулы.
- Влечение без причины.
- И один ботинок, который, может быть, никогда не найдёт свою пару.
А может — уже нашёл?
Этот рассказ — не о том, почему женщины привлекают мужчин.
Он — о том, что происходит, когда мы перестаём искать причину нашей любви
и просто позволяем себе сгореть, как бабочка у огня...
— Сгораем мы, как бабочки ночные,
От страсти, запахов любви...
Мы все становимся больные,
Смертельная инфекция в крови!
И, может быть, в этом и есть смысл жизни?
Не в объяснении.
А в том, чтобы упасть...
Не зная, где дно.
Не зная, будет ли спасение.
Но зная одно:
—Оно того стоит!
,,;Х" подтверждает это точно и без ошибок!
Свидетельство о публикации №225073001480