Очевидное - невероятное
Утром рассказал об этом коллегам, а меня на смех подняли.
-Ты в своем уме! – говорили они. – Бывший премьер-министр страны будет ездить в метро!?
-Но я видел его так, как вас сейчас!
Однако, мои слова не убедили собеседников. В ответ услышал ехидное: «Очевидное- невероятное!
Вот ведь дожили - никто не верит, что крупный чиновник, пусть даже в отставке, может пользоваться метрополитеном, как простой смертный!
А я, после той случайной встрече в метро с Мирахатом Миркасымовым, он же Мир Мирыч, почему-то уверен, что этого человека власть не испортила.
Скажите, вот проехал барин разок в вагоне вместе с тобой, а ты уже ему Аллилуя поешь! Но других-то сильных мира сего я, всю жизнь прожив в Ташкенте, не встречал в переполненных вагонах метро, в автобусах, в очередях в магазинах и в присутственных местах. Поэтому уж позвольте мне оставаться оптимистом и возрадоваться тому, чему сам был свидетель.
Да и то, что для многих он был и остается Мир Мирычем – тоже показатель. Не «Держиморда» же или, прости Господи, «Аспид» какой!
А коллеги никак не могли успокоиться, все продолжали корить меня за «дурацкую шутку».
- Видел у редактора на письменном столе в рамочке фото, где он с президентом страны ручкуется? То-то! Тут, как говорится, не поспоришь. А ты чем докажешь, что не сочинил свою историю про бывшего премьера, который якобы ездит в метро?
Я ничего никому не собирался доказывать, не хотите- не верьте, дело ваше.
Наш редактор, в народе «Бегемот», памятник себе воздвиг рукотворный - поставил на рабочий стол цветное фото в рамке, где президент республики Ислам Каримов жмет ему руку. Со стороны посмотришь, кажется, что встретились два давних приятеля.
Если бы мой знакомый корреспондент из президентского пула не рассказал, как дело было, то я бы может быть и поверил толстобрюхому.
После обретения независимости, в республике ежегодно отмечают День памяти жертв политических репрессий. Сценарий расписан заранее, глава государства непременно присутствует, меняются только участники.
На сей раз в группу встречающих «папу», так в Узбекистане за глаза звали президента, кто-то из его советников включил нашего «Бегемота», как поощрение за показательное «укрощение» редакции русскоязычной газеты.
Мы стали сильно раздражать некоторых новоявленных «патриотов», в том числе и из «папиного» окружения. А, как известно, свита делает короля, вот они и подсуетились – умного редактора, который имел свое мнение, на послушного дурака поменяли и поручили ему «навести порядок». А тот и рад стараться шашкой махать, чтоб выслужиться. От нашего некогда популярного издания только название осталось.
Так вот, зная, что ему предстоит прикоснуться к царственной длани, «Бегемотушка» уговорил фотокорреспондента Узбекского телеграфного Агенства, который непременно сопровождает в таких случаях первое лицо страны, запечатлеть этот момент. Потом вставил снимок в рамочку и на свой рабочий стол, чтоб все могли видеть, что он не хухры - мухры какой-нибудь, раз с самим «папой» знаком.
Сразу пришло на ум удивительное по своей циничности воспоминание режиссера Никиты Михалкова, которым он не постеснялся поделиться на камеру, рассказывая об отце, известном поэте Сергее Михалкове, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и аж четырех Государственных премий.
«Утром я услышал по радио сообщение, что первый секретарь ЦК
КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев снять со всех
должностей и отправлен на пенсию. Тут же звоню папе:
- Надо немедленно заменить фотографию в кабинете, где ты в обнимку
с «дорогим Никитой Сергеевичем".
-Не волнуйся! - успокоил отец. – У меня на столе уже стоит фото,
где мы с Леонидом Ильичом Брежневым беседуем».
К чему я это рассказал? Да к тому, что фотография, с помощью которой наш конъюнктурщик пытался убедить всех, будто он кум королю и сват министру, рано или поздно перестанет служить ему охранной грамотой и в лучшем случае станет пылиться в семейном архиве, а то и будет уничтожена, «от греха подальше». А я на всю жизнь запомнил ту мимолетную встречу с Мир Мирычем в метро, после которой зауважал его. И никакие пертурбации во власти не заставят меня изменить своего мнения.
Не секрет ведь, у нас почти каждый чиновник, оседлав руководящий шесток, моментально теряет способность ходить, перемещает свою тушку в пространстве только на персональном автомобиле и никак иначе. Люди буквально сливаются с железным конем, становятся эдакими кентаврами.
Между тем, история знает немало примеров, когда великие правители, переодевшись простолюдинами, практиковали тайные визиты в город, чтобы узнать реальное положение дел и настроения в обществе. Этим, к примеру, «грешили» султаны Османской империи, в том числе Сулейман Великолепный, российский царь Петр I, персидский шах Аббас…
Хорошо бы и нашим «султанам» почаще выбираться в люди. Можно даже без свиты и переодевания.
P.S.
Эти заметки были написаны почти двадцать лет назад и с тех пор хранились в моем архиве, опубликовать-то их тогда было нельзя.
Но вот что заставило меня вспомнить о них.
В 2016 году в стране сменился президент и, как следствие, почти вся президентская рать, после чего «Бегемота» вскоре попросили «выйти вон». Не помогла даже фотография, где он заснят рядом с «папой».
А, кстати, того редактора, которого советники Каримова, смачно чавкая, сожрали, теперь орденом наградили. Как говорится, не прошло и двадцати лет. Что ж, лучше поздно чем никогда.
И еще любопытный факт. В феврале 2024 года года был опубликован Указ Президента республики «О Государственной программе по реализации стратегии «Узбекистан – 2030», в рамках которой предусмотрено раз в месяц проводить в стране «День без автомобиля». Прежде всего это коснулось «небожителей». Теперь они в каждую четвертую среду месяца обязаны(!) пересаживаться со служебных автомобилей на общественный транспорт.
В сети моментально появились снимки, где «большие люди» едут на работу в автобусах, на метро, на велосипедах, а кое-кто даже идет пешком. Глядя на них, уже никто не скажет: «Очевидное – невероятное».
Надеюсь, эти фотографии будут постоянно обновляться не только как знак выражения лояльности президенту. Ведь президенты приходят и уходят, а мы остаемся.
Свидетельство о публикации №225073001539