Константин Батюшков Вологодский след русского гени

Константин Батюшков: Вологодский след русского гения
(18 мая 1787, Вологда — 7 июля 1855, Вологда)

Рождение и корни
Константин Батюшков родился в Вологде в старинной дворянской семье. Детство провёл в родовом имении Даниловское (Устюженский уезд Вологодской губернии), где сохранялись традиции усадебной культуры. Его мать, страдавшая наследственной душевной болезнью, умерла, когда мальчику было 8 лет. Эта трагедия предопределила его судьбу: болезнь позже проявилась у самого поэта и его сестры Александры.«Я похож на человека, который нёс сосуд... Сосуд сорвался с головы и разбился. Поди узнай, что в нём было!». Эти слова Батюшкова — горький символ нереализованного гения, чьи вологодские корни и последнее пристанище стали тихим эпилогом яркой жизни.
Возвращение и закат
После 34 лет борьбы с душевным недугом Батюшков в 1833 году вернулся в Вологду. Он жил в доме племянника Г.А. Гревенса (ныне ул. Батюшкова, 2), где провёл последние 22 года в полной изоляции от мира. Современники отмечали, что его сознание осталось в эпохе молодости: «Он жил теми идеями, которые вынес из сознательных годов жизни, ничего не заимствуя из современности». Умер от тифа в 1855 году, похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой.

Усадьба Батюшкова в селе Даниловское: свидетельства современников
; Расположение и статус
Усадьба располагалась в селе Даниловское (Устюженский уезд Вологодской губернии). Пожалована роду Батюшковых в XVII веке, причем в конце XVIII века Лев Андреевич Батюшков (дед поэта) построил главный дом, достигший расцвета при его управлении. Сам Константин Батюшков называл имение «дедовским кровом» — местом детства и отдохновения.

; Архитектура и усадебный комплекс
Дом: Одноэтажное деревянное здание с мезонином, открытой верандой с колоннами и балконом. Выдержан в стиле классицизма, украшен шестиколонным портиком .
Парк: 14 липовых аллей (к XIX веку сохранилось 6), фруктовый сад, декоративный пруд. На территории стояла «беседка муз» — место литературных бесед, воспетое Батюшковым в стихах. У дороги к усадьбе от Устюжны высажена сосновая аллея.
Хозяйственные постройки: Амбар, кузница, псарня, людские избы, церковь с родовым кладбищем (к XX веку не сохранились).
; Интерьеры и быт
Лев Андреевич составил детальную опись имущества (1796 г.), где перечислил:
Мебель, посуду (включая солонки), одежду, коллекцию картин.
Библиотеку с античными авторами (Гораций, Тибулл) и французскими классиками, повлиявшими на раннее творчество поэта.
В «детских горницах» сохранились личные вещи Константина и его сестры Варвары.
; Период упадка
После смерти Льва Андреевича имение перешло к отцу поэта, Николаю Львовичу, который разорил усадьбу долгами из-за азартных игр. Батюшков спас Даниловское от продажи, заложив собственные деревни, но так и не смог там жить из-за болезни.
; Значимые детали
На холме у дома стоял гранитный валун — «свидетель старины».
В парке росли сирень, акации, орешник; у пруда обитали черные лебеди (в имении Хантаново, также принадлежавшем Батюшковым).
Современники отмечали гармонию между архитектурой и ландшафтом: «Дворянское гнездо, хранящее шёпот веков» (краевед Л.В. Лавров).
«В деревне он скоро начал скучать и рвался в город...» — это противоречивое чувство (тоска по деревне и тяга к столичной жизни) отразилось в письмах Батюшкова.
Усадьба стала символом утраченного "рая" для поэта: детская безмятежность контрастировала с его взрослыми тревогами и наследственной болезнью.

Описание Вологды и дома Батюшкова глазами современников (1833–1855 гг.)
1. Вологда в восприятии гостей
Город описывался как тихий, провинциальный, с патриархальным укладом:
М.П. Погодин (1842 г.) отмечал "сонное спокойствие" улиц, где "извозчики редки, а пешеходы словно растворяются в тишине".
С.П. Шевырев (1847 г.) упоминал "деревянные мостовые, скрипящие под колесами, и запах смолы от близких лесов".
А.В. Никитенко сравнивал Вологду с "забытой шкатулкой с драгоценностями", где "старинные церкви соседствуют с купеческими особняками".
2. Дом Гревенсов: пристанище поэта
Здание на углу Малой Благовещенской и Большой Гостинодворской (ныне ул. Батюшкова, 2):
Архитектура: Каменный трехэтажный особняк в стиле позднего классицизма со скругленным углом, мезонином и чугунной лестницей. Современники называли его "образцом казенной строгости" из-за лаконичного фасада с редкими сандриками на окнах.
Квартира Гревенсов: Занимала верхний этаж. Батюшкову выделили маленькую комнату на третьем этаже с видом во двор. По свидетельству директора училищ А.С. Власова (1855 г.), помещение было скромным: "стол, кресло, книжная полка с томиками Горация и французских энциклопедистов".
3. Быт Батюшкова: свидетельства очевидцев
Распорядок дня: Почти не покидал комнату, появляясь лишь к обеду. В семье сохраняли ритуал: для него накрывали отдельный прибор, хотя он часто ел молча.
Поведение: В периоды просветления цитировал античных поэтов, но мог внезапно впасть в ярость. П.Г. Гревенец (племянник) вспоминал: "Он требовал, чтобы двери запирали на ключ, крича, что его хотят убить".
Отношение к гостям: При чужих людях демонстративно сохранял светские манеры. Художник Н.В. Берг отмечал: "Он входил в гостиную, кланялся и часами сидел неподвижно, сжимая трость, будто отбывал повинность".
4. Городские легенды и реальность
Слухи о безумце: Местные жители шептались, что в доме "живет помешанный генерал". Власов опровергал: "Никто не догадывался, что этот больной старик — автор "Тени друга"".
rustih.ru/konstantin... Константин Батюшков — Тень друга: Стих
Визиты литераторов: Когда П.А. Вяземский отправил письмо с просьбой о встрече, Гревенсы ответили отказом, опасаясь для поэта волнений.
5. Символы памяти
Мемориальная плита (1887 г.): Установлена к 100-летию поэта на фасаде с надписью: "В этом доме жил и скончался Батюшков". Для горожан это стало открытием — многие не знали о его пребывании в Вологде.
Парадокс восприятия: При жизни Батюшкова дом ассоциировался с "казенной квартирой управляющего" (здание принадлежало Удельной конторе), и лишь позднее превратился в мемориал трагедии поэта.
А.С. Власов резюмировал: "Он жил среди нас, но не с нами. Его мысли витали меж Рима и Парижа, а за окном шумела вологодская метель".
Контрасты эпохи
Для современников Вологда стала для Батюшкова "последней гаванью без надежды на плавание". Дом на Малой Благовещенской воплощал двойственность:
Внешне — респектабельное казенное здание;
Внутри — место затворничества гения, где "разбитый сосуд души" хранил обломки воспоминаний.
Ныне этот адрес — не просто памятник архитектуры, а немой свидетель диалога между славой и забвением

Память в крае
Мемориальный дом-музей открыт в 1983 году в здании, где поэт скончался. Экспозиция включает автографы, портреты, прижизненные издания (например, «Опыты в стихах и прозе», 1817) и воссозданный интерьер гостиной Гревенсов.

Усадьба Даниловское — ныне музей Батюшковых и Куприна (последний был женат на внучатой племяннице поэта).

Улицы в Вологде и Череповце носят его имя, а на доме в Вологде установлена мемориальная доска.
yandex.ru/maps/org/u... Устюженский краеведческий музей, Усадьба Батюшковых и А.И. Куприна
vologdamuseum.ru/content?id=47 Музей-квартира К.Н. Батюшкова в Вологде
vologda-okn.ru/object/pam...
Памятник поэту К.Н. Батюшкову

Под берёзой, с обрывком поводьев,
И с бумагою в правой руке,
Обворованный пьяною сволочью
Жалко замер российский поэт.

Как всегда, власть о чём-то хлопочет,
Кто-то памяти памятник льёт,
А народ знать о прошлом не хочет, -
Медь литую на водку сдаёт.

Знал ли Батюшков, ведавший битвы,
О печальном конце бытия:
О нетронутых книжных страницах
И о спиленных стременах.

Потупившая голову лошадь
Нам даёт однозначный ответ:
Жизнь сегодня, а прошлое в прошлом -
Лошадь ты или даже Поэт.

23.12.2017 г.
г. Вологда


Рецензии