Ахты-Наме. Дагестанское историческое сочинение

ПЕРЕВОД Список А (список А. Бакиханова)

...В ”Ахти-наме” написано, что эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя по приказу Нуширвана с шестьюдесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи) в местность Ахти, поселился [там], отстроив" (та'мйр карда) крепость, остатки которой все еще видны на вершине горы. Истратив тысячу пятьсот ашрафи, он построил баню над теплым ахтынским источником и наложил на нее харадж. В 560 году от рождения [Христа], когда Нуширван после тридцати лет правления был удостоен прозвища Справедливый, раисы этих местностей, собравшись около бани, посовещались и обратились к Шахбани с просьбой [о том], чтобы при его посредничестве Нуширван
отменил харадж с их бани. Шахбани отправил своего сына Шах-Асана к Нуширвану, находившемуся тогда в Азербайджане, чтобы изложить просьбу. Просьба была удовлетворена. После этого Шахбани, провластвовав пятнадцать лет, скончался. На место его был поставлен его сын Шах-Асан, который управлял двенадцать лет...
...В ”Ахти-наме” сказано, что хазары, овладев Ширваном, посадили в местности, где ныне селение (карйа) Микраг, одного из своих эмиров по имени Самсам вместе с группой людей. В качестве его визира был назначен эмир Каги, который был родом
из Шама. В поддержку Самсаму на левом берегу Самура они построили другой город (шахр), Тарса, жителей которого привели из области (нахийа), ныне называемой Кизлар. Самсам задумал овладеть крепостью Шахбани и уничтожить Дарвишайи - потомка Шахбани, эмира тех мест. Дарвишайи, однако, склонил на свою сторону эмиров Тарса, уплатив им в качестве вознаграждения три тысячи ашрафи. Самсам трижды осаждал эту [крепость], но, не достигнув пред­мета желаний, вернулся назад. При первой осаде, продолжавшейся месяц, доставлять воду в крепость из реки Ахти было не­ возможно, поэтому ее с трудом доставляли из реки Самур. После того как Самсам отступил, Дарвишайи за три месяца из крепости к реке Ахти проложил дорогу, остатки которой и башня (бурдж) над ней все еще сохраняются. Вторая [осада] продолжалась шесть месяцев, но защитники кре­пости все еще держались. По прошествии трех лет [началась] третья. Придя с указанной выше стороны, [Самсам] расположился выше, у бань, где простоял семь лет. Дарвишайи, будучи в
безвыходном положении, призвал себе на помощь эмиров Тарса вместе с опытными мужами из Рутула, Джиника, Р.фука. Семь месяцев продолжались столкновения. Обе стороны поте­ряли много людей, в их числе был и Шах-Касим, сын Дарвишайи.
Наконец Самсам потерпел поражение и возвратился назад. В течение пятнадцати лет он не беспокоил. [Но потом] он не­ ожиданно совершил ночью налет с войском на селение христиан, перебил всех [мужчин], разграбил их имущество, увел семьи. По
прошествии девяти лет Дарвишайи прибыл в Дербенд к Абу Мус­лиму, прося у него помощи. Тот выдал свою сестру Умм ал-муминат за Дарвишайи, который был уже мусульманином, и, снабдив его войском, послал захватить город Самсама и уничтожить нахо­дящихся там хазар Семь месяцев продолжалась война, но без успеха. [Затем] Дарвишайи прибыл на отселок (ауба) шейха Шаха Албурзи, который был корейшитом, но так как он поселился в стране (дийар) Ал-бурз, то носил это прозвище (Албурзи). Гора, у подножия кото­рой он обосновался, известна по его имени - [Шах Албурз], кото­рое от частого употребления превратилось в Шалбурз.
Они тайно послали человека, чтобы пригласить визира Самсама — эмира Каги, что из жителей Шама. Они посовещались [с ним] и заключили договор. Эмир Каги известил [об этом] своих приверженцев (таба‘а) в городе. В ночь на пятницу Дарвишайи
подступил с шеститысячным войском к воротам, а подданные эмира Каги ввели их в город. Эмир Каги пошел вместе с десятью воинами и убил Самсама. [Затем] Дарвишайи прибыл в диван-ханэ, принуждая население принять ислам. Принявшие ислам сохранили
свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи. Город же был назван Эмир Каги, а со временем он стал называться Микраг. В то время Дарвишайи, эмир Каги и Шах Албурзи отправились в Дербенд к Абу Муслиму, который приветливо их принял. Селение Шахбани он назвал Ухти, то есть Сестринское. От частого употребления [это название] превратилось в Ахти. Со слов жителей, южная стена ахтинской мечети - это остаток той [мечети], которую построил Абу Муслим. Тем временем пятеро из подданных (мута'алликан) Самсама напали на отселок Шаха Албурзи, убили его сына и пленили двух дочерей вместе с их имуществом. Однако его жена и другой сын
спаслись бегством. Затем Шах Албурзи, переселив из города Мир Каги тридцать дворов (ханевар), построил отселок Курайш, кото­рый от частого употребления [названия] стали называть Куруш.

ПЕРЕВОД. Список Б (список А.Ф. Десимона)

Из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди, видно, что Нуширван в бытность еще царевичем проживал в Дербенте и, услышав много хорошего о минеральных водах, близ Ахты находящихся, отправил упомянутого родственника своего Шах Баны с несколькими нукерами (прислужниками) отыскать воды и испытать их. Получив же от Шах Баны одобрительные сведения об открытых им водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самых вод основали деревню и устроили бани, наложив на пользующихся оными подать, с тем чтобы весь доход поступал в казну Нуширвана. Когда же последний сделался шахом, то почетные жители нынешнего селения Ахты прибегали к правителю своему Шах Баны с просьбою о сложении с бань подати, говоря, что, вероятно, Нуширван, если он только правосуден, не откажет им в исполнении их просьбы, в особенности когда узнает о скудости земли их. И действительно, Нуширван, по пред­ставительству брата своего Шах Баны, избавил их от подати и заслужил от потомства название царя справедливого. По смерти Шах Баны владение селением Ахты поручено было его сыну Шах Сану, который управлял им 12 лет. Вскоре после этого каган, царь казарский, завоевал Дербент и часть вольных обществ. В городе Микраге (ныне деревня), находя­ щемся на правом берегу Самура, он оставил наместником одного из своих соплеменников по имени Самсам, назначив к нему в помощь ники Эмир-Кяга, который был родом из Дамаска; на левом берегу Самура против города Кяла-Кюри (теперь деревня, близ которой в нынешнюю экспедицию построено Аджиахурское укрепление)
для большего обеспечения Самсам основал город Тарса, населив его жителями из Кавказской области. Самсам этим не удовольство­ вался и простирал виды свои на округ Ахтинский, которым владел тогда также из рода Нуширвана некто Дервиш-аи. Много раз Сам­ сам подходил с сильною ратью под с.Ахты и держал его в осаде, но
Дервиш-аи, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми. В половине VIII столетия, когда арабы во второй поход против горских народов покорили своему владычеству часть Южного Даге­стана, сестра предводителя арабских войск Абу Муслима Юмюл Маминад пришла с войском в вольные общества и, взяв город Кяла-Кюри, обратилась к Микрагу. Владетель ахтинский Дервишаи, не переставая питать злобу к своему сопернику, узнав это, не­ медленно явился к арабской победительнице с покорностью и с предложением услуг своих действовать общими силами против Самсама. Семь месяцев Микраг был в осаде и упорствовал, но Дер­вишаи открыл наконец к нему путь изменою, склонив на свою
сторону любимца Самсама Эмир-Кяга: врата города были отво­рены, и Самсам был лишен жизни, а из жителей пощажены только те, которые приняли магометанскую веру, упорные же идолопо­клонники были все истреблены. Эмир-Кяга сделался начальником
Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри и Курушем. А Юмюл Маминад по желанию брата своего Абу Муслима вышла за­ муж за Дервиш-аи и поселилась в городе Шах Баны, который был тоща переименован в Ахты, или Ухты, что значит сестринский. С
этой эпохи в вольных обществах распространилась вера Магомета.

Источник:  Дагестанские исторические сочинения // Москва "НАУКА"
Издательская фирма "Восточная литература", 1993


Рецензии