Благословение и проклятие

Эти слова очень давно и прочно вошли в нашу жизнь, стали неотъемлемой частью нашего словесного обихода. Мы радуемся благословению и очень боимся проклятия, но вместе с тем никогда не задумываемся - что они такое на самом деле? Попробуем в этом разобраться. Начнем с благословения. На церковнославянском языке «благословенный» значит = похваленный, прославленный, одобренный. Само же «благословение» не просто значит - одобрение, но и благотворение. То есть благословение - это похвальное благое делание нами чего-либо угодного Богу! Именно так Бог сотворил мир, благословив его.

Проклятие всегда противоположно благословению. В буквальном смысле, оно есть утрата благословения. Это состояние неприятия, отторжения от себя всего благого, желание и делание худого, осуждение кого-то на злополучие и бедствия. Сразу заметим, что бытующее в народе понимание проклятия и благословения как направленных кем-то кому-то потоков злых или добрых слов или помыслов - в корне неверно! Понять суть проклятия можно, только поняв источник этой скверны в человеке.
 
Господь говорит, что оскверняют человека его помыслы, исходящие из уст и идущие из самого его сердца: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека». То есть, проклятие есть само скверное состояние души человека. Но, что тогда есть источник этой скверны? Паисий Святогорец говорит: если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба и он со страстью, с негодованием желает ему зла. Если сотворено зло, тогда проклятие имеет на него силу. Если же этого зла нет, тогда проклятие само возвращается назад - к тому от кого оно изошло. (Паисий Святогорец о проклятии).

То есть проклятие действует по своим законам, по которым душевное зло не имеет силы на добро, но оно в любом случае находит себя и тогда начинает действовать в себе. Именно так действуют страсти в человеке! Поэтому если обращенное к нам злое слово вдруг задевает нас, значит к несчастью для нас, оно попало в цель. Значит, оно нашло себя в страстях, которые владеют нами! Поэтому всякий грешный немощный человек хотящий избавиться от них молит Пресвятую Богородицу: «отжени от мене… вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен».
 
Только от страстей исходит и по ним творится всякое зло, которое и есть грех. Страсти - есть противодействие промыслу Божьему о всяком творении Его. Это они вызывают повреждение, извращение природного естества. Первым ими возник дьявол ставший вместилищем и носителем проклятия. Ими же дьявол осуществляет проклятие человека: подмену правды Божией на ложь в помыслах, словах и делах. Об этом Господь прямо сказал иудеям: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Таким образом, проклятие человека - есть скверное, греховное состояние его души, выражающееся в лживых, злых словах и делах. А страсти единственный источник и причина проклятия!
 
Всякое действующее проклятие образуют действующие в человеке страсти и грехи! Действующие - значит нераскаянные, не отвергнутые, сохраненные в себе человеком. Бывшие страсти и грехи, т.е. отвергнутые от себя человеком в искреннем раскаянии больше не действуют и потому отпускаются от него Богом.

Господь является источником всякого блага в человеке. Поэтому, несмотря на страстную поврежденность всякого человека живущие верой в Господа и существующие без Него имеют противоположное состояние души. Только с Богом в грешном человеке пребывает благословение, без Бога же в нем пребывает только проклятие! Поэтому понимать проклятие просто как направленный на кого-то поток злых слов или помыслов вызывающих свое действие именно в корне неверно. Этот поток есть всего лишь исходящее от существующего проклятия зложелательство. Само оно никак не способно повредить доброе, но оно может найти в человеке и пробудить в нем уже существующее злое. Однако, всякое зложелательство независимо от его действенности само по себе неизбежно греховно. Об этом всегда следует помнить всем нам людям поврежденным страстями и грехом, а значит проклятием и поэтому тоже способным на зложелательство!

То же самое, но только с противоположным значением можно сказать об исходящем от всякого благословения доброжелательстве. Оно не может, не способно исправить злое в человеке по причине отторжения и неприятия его злом, но всегда может найти и пробудить в нем уже существующее доброе. И это доброе с новой силой будет сопротивляться внутреннему и внешнему злу. Очень важно понимать что проклятие, как и благословение, никому никогда не навязывается извне, но всегда есть следствие собственного личного выбора человека!

В Ветхом Завете вся 28 глава Второзакония посвящена благословению или проклятию народа Израиля в зависимости от того, будет или не будет он слушать гласа Господа Бога своего, хранить и исполнять все Его заповеди. И только в зависимости от этого он сам станет благословенным или проклятым. То есть, праведность народа производит благословение, а грех производит проклятие! И благословение, и проклятие всегда возникают из отношения человека к воле Божьей о нем и сами производят себя….

Промысел же Божий есть мерило всего! Измена промыслу, преступление его неизбежно вызывает в человеке пагубные изменения. Порождает в нем все не промысленное Богом и потому оскверняющее само состояние, и жизнь человека, становящееся его грехом и проклятием. Вот почему всякое преступление совершенное людьми уже само является возмездием им! Не преступление влечет за собой исходящее от кого-то проклятие как возмездие за него, а само по себе уже является им….

У Бога - все благое и всякое слово Его только изъявляет благую волю Его промысла. Поэтому сам премудрый промысел Божий о всякой Его твари и есть Его благословение. Отношение же твари к Промыслу о ней само делает ее благословенной или проклятой. И когда в грядущем Царствии Божьем уже ничто и никак не будет противостоять промыслу Его, вот тогда и «ничего уже не будет проклятого: и престол Божий и Агнец будет на нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3).

К сожалению, в литературе и проповедях священников случается неверное понимание и применение слова «проклятие» даже в отношении Господа яко бы «проклявшего бесплодную смоковницу»! Но бесстрастный совершенный Господь просто не мог никого и ничего проклинать. И в тексте Евангелия нет этого слова: «И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то; ученики Его» (Мк.11:14). Что же касается ветхозаветных пророков, то страсти, конечно, им не были чужды, но сообщая волю Божью, они не проклинали, а лишь извещали всех творящих грех о неизбежных ими же вызываемых последствиях….


Рецензии